Роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи и познавательной способности детей.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

В презентации раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи и познавательных способностей детей. Рассмотрены уровни развития развития сюжетно-ролевой игры, структура игры у детей подготовительного возраста. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи и познавательных способностей детей. Выполнила учитель-логопед Гунченкова Марина Сергеевна

Слайд 2

Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Слайд 3

Речь как средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду, формирует первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Слайд 4

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Среди задач речевого развития в ФГОС ДО можно выделить: Владение речью как средством общения и культуры. -Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. -Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Слайд 5

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не могут, по собственной инициативе обратится к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, стесняются ответить, если к ним обращаются, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению.

Слайд 6

Умению вести диалог со сверстниками и взрослыми –важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности- необходимо учить. При этом обучение должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи, должно быть не прямым, а косвенным. Этому способствует сюжетно-ролевая игра, которая является средством развития диалогической речи дошкольников.

Слайд 8

Важная особенность сюжетно-ролевой игры состоит в наличии в ней подражательной или полностью выдуманной ситуации, в которой ребенок играет роль взрослого и воспроизводит все то, что наблюдает среди взрослых, копируя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними. В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра Развитие организованности Развитие активности Развитие символической функции мышления Формирование плана представлений Развитие воображения (построение воображаемой ситуации) Умение ориентироваться в системе человеческих отношений Формирование реальных взаимоотношений между детьми Развитие произвольного управления поведением Развитие преднамеренного запоминания

Слайд 10

В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте). В младшем дошкольном возрасте дети, чаще всего, играют по одиночке, поскольку они еще не умеют договариваться друг с другом, распределять роли и игровой материал. Тематика бытовая . К таким играм относятся: «дочки-матери», «детский сад», «поездка на машине», «лечение в больнице». Сюжеты игр однообразны. Ребенок берет на себя определенную роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью. Детям нравится воспроизводить ролевые действия, передавать ролевое поведение эмоционально. Игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается, также и с воображаемым собеседником.

Слайд 11

В среднем дошкольном возрасте в играх появляются маленькие группы по 2–3 человека . Тематика игр становится все более обширной. В игру включаются элементы общественной жизни. Сюжеты усложняются — становятся развернутыми и разнообразными. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители. Значительная роль при организации игры принадлежит взрослым. Детям нельзя предлагать готовые образцы игры, воспитатель лишь помогает детям в организации и ходе игры. При возникновении конфликтных ситуаций воспитатель помогает их разрешить. Постепенно дети учатся управлять игрой и организовывать ее самостоятельно. Вышеперечисленное характеризует 2 уровень развития сюжетно-ролевой игры.

Слайд 12

В возрасте 5 -6 лет сюжетно-ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети хотят воспроизвести события, происходящие в жизни страны и всего мира. В играх дети объединяют знания, полученные из личных наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Дети заранее распределяют роли, выбирают материал для игры. Иногда из-за большого количества ролей дети не успевают развить сложный сюжет и осуществить до конца задуманные действия своих ролей, в результате чего возникает конфликт. В этот момент необходимо вмешательство воспитателя, а детям следует остановить игру и определить ее дальнейшее развитие. В этом возрасте в играх воспроизводятся реальные отношения из окружающей жизни через словесное общение, поэтому часть действий выполняются детьми словесно. В 5–6 лет для детей очень важно соблюдение правил игры. Все это характеризует 3 уровень развития игры, на котором основным содержанием игры остаются также действия с предметами, однако они дополняются действиями, которые направлены на установление разнообразных контактов с партнерами по игре.

Слайд 13

В 6–7 лет игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Соотношение ролевых и реальных взаимоотношений принимает сложный характер. Как правило, они принимают главную роль. У детей старшего дошкольного возраста развивается режиссерская разновидность сюжетно-ролевой игры. Режиссерская игра является одиночной игрой, в которой используется опыт совместной. В ней ребенок не принимает на себя ни одну из ролей, а занимается режиссированием . Сложность сюжетов в таких играх может быть весьма высокой. Все это соответствует 4 уровню развития игры, основным содержанием которого являются игры, отражающие отношения и взаимодействие взрослых друг с другом.

Слайд 14

Роль педагога в сюжетно-ролевой игре Это оказание помощи ребенку в переносе в игровую деятельность полученных знаний, впечатлений от ознакомления с окружающим предметным миром, функциональным назначением предметов и способами действия с ними, с миром природы, социальными явлениями, деятельностью людей, результатами их труда. «Педагог должен руководить не столько самой игрой, сколько развитием воображения и мысли ребенка, не предписывать замысел, а пробуждать к его обдумыванию». Младший дошкольный возраст – уточняющие вопросы, помощь в связывании игровых действий по смыслу, эмоционально окрашенный рассказ, пример, объяснение, подсказка; старший – помощь в создании перспективы игры.

Слайд 15

Сюжеты и содержание ролевых игр разнообразны. Большинство педагогов и психологов делят игры в зависимости от сюжета на три группы: бытовые игры на темы труда игры с общественной тематикой патриотические постановочные (сам придумывает) на основе литературных сюжетов

Слайд 16

В структуру игры входят : Роли, взятые на себя играющими ; Игровые действия, как средство реализации этих ролей ; Игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игрушками, то есть игровыми условными предметами Реальные отношения между играющими.

Слайд 17

1. Выбор игры. 2. Педагогическая разработка плана игры. 3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. 4. Создание воображаемой ситуации. 5. Распределение ролей. 6. Начало игры. 7. Сохранение игровой ситуации 8. Завершение игры. Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

Слайд 18

Сюжетно-ролевая игра «Кафе» подготовительная группа Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка Задачи: Образовательные: Знакомить детей с профессиями администратора, официанта, кассира, повара. Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах. Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты. Формировать у детей умение правильно и последовательно выполнять игровые действия, называть атрибуты игры, уметь ими манипулировать. Развивающие: Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни. Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать навыки исследовательской деятельности. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитательные: Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Методическое оснащение занятия: фартуки, кукольная посуда, детская мебель (столы, стулья, плита, скатерти, наборы продуктов, разносы, меню, деньги, сумочки, кошельки. Словарная работа: администратор кафе, повара, официанты, кассир, посетители.

Слайд 19

Предварительная работа: Методические приемы: - Беседы с детьми: Что такое кафе ? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню. - Беседа о труде работников столовых, кафе . - Чтение художественной литературы. - Дидактические игры: «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Вежливые слова». - Отгадывание загадок. - Ручной труд: изготовление муляжей пирожных, рисование денег (игрушечных), меню. - Работа с родителями: беседа о семейных традициях. - наблюдение за работой помощника воспитателя.

Слайд 20

Изготовление муляжей сушек и кренделей

Слайд 24

Игровое оборудование:

Слайд 25

Операционные карты (пример) Роли: администратор кафе «Три кота», посетитель.

Слайд 26

Сюжетно-ролевая игра «Больница» подготовительная группа Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка Задачи: Образовательные: Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивающие: Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача. Методическое оснащение занятия: сундучок, загадки, одежда для доктора, медсестры, санитарки, медсестры в регистратуру, фармацевта, игровой набор «Доктор», муляжи лекарств, медицинские карты на каждого больного и геометрические фигуры, куклы. Словарная работа: врач педиатр, медсестра, фонендоскоп, шприц, термометр, рецепт, фармацевт, регистратура.

Слайд 29

Игровое оборудование:

Слайд 30

Рекомендуемая литература:

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей"

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...

Статья "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи"

Развитие речи детей происходит в сюжетно-ролевой игре не прямо, а через создание предметно-игровой среды, через обогащение знаний детей (прежде всего о социальных отношениях, а также через участие взр...

Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Материал представляет собой теоритеческое  и практическое описание технологии "Интеллект-карты"....

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...

Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».

Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование  успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей  шестого года жизни.Объект исследовани...