Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Консультация для воспитателей
«Метод моделирования как средство речевого развития
детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Сафонова Д.К
с.п Унъюган, 2019 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ:
Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение в образовательной деятельности по развитию речи метода моделирования.
Что же такое моделирование?
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Н. А. Ветлугина утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные обозначения
- контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.
Для решения этих проблем я использовала метод наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.
Мнемотаблица «Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагалось по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по плану: Название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать когда вырастешь.
Мнемотаблица «Времена года». Составить рассказ по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в уголке природы).
1. Какое солнце осенью?
2. Какое небо осенью?
3. Как выглядит земля осенью?
4. Что происходит с деревьями осенью?
5. Какую одежду носят дети осенью?
6. Изменения в жизни животных осенью.
7. Изменения в жизни птиц осенью.
8. Занятия детей осенью.
Так же эту таблицу я использовала при составлении описательных рассказов и про другие времена года.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию
- величина, цвет, форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит?
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.
• Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины.
• Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.
• Отметить особенности композиционного фона картины.
• Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:
1. Имя сказочного героя
2. Какое выражения лица?
3. Глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)
4. Какие уши?
5. Нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)
6. Прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)
Мнемотаблицы сказок.
В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.
Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования.
Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Рекомендации воспитателям:
• активно используйте предметную обогащенность среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);
• давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);
• применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);
• используйте моделирование как эффективный метод речевого развития детей, а модели как дидактическое средство.
Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577802-1422725878.jpg)
«Моделирование, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста описанию»
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53415.jpg)
Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"
Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/17/picture-1265821-1705525199.jpg)
Консультация для педагогов "Методы и приемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1075183-1548000858.jpg)
Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1516876-1711168980.jpg)
Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1289262-1617517783.jpg)
Консультация для родителей "Кинетический песок как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Кинетический песок как средство речевого развития детей дошкольного возрастаДошкольный возраст – это период активного ознакомления детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практическ...