Консультация для педагогов «Метод моделирования как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Консультация для воспитателей

«Метод моделирования как средство речевого развития

детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Сафонова Д.К

с.п Унъюган, 2019 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

- уровень информативности очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ:

Для решения этих проблем, я изучила соответствующую литературу. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение в образовательной деятельности по развитию речи метода моделирования.

Что же такое моделирование?

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми; сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении; развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

В основе метода моделированияразработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всей образовательной деятельности. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. Н. А. Ветлугина утверждает, что с помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- предметные картинки

- силуэтные изображения

- геометрические фигуры

- планы и условные обозначения

- контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

• предметные картинки;

• силуэтные изображения;

• геометрические фигуры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.

Для решения этих проблем я использовала метод наглядного моделирования в процессе формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования я использовала как в работе с детьми в совместной организованной деятельности (это пересказ художественной литературы, заучивание стихов и обучение составлению рассказов, так и в самостоятельной деятельности детей в вечерние и утренние часы.

Мнемотаблица «Все профессии нужны, все профессии важны». Детям предлагалось по желанию выбрать картинку с изображением профессии и рассказать о ней по плану: Название профессии, место работы, что делает человек данной профессии, в чем польза, что ему нужно для работы и кем ты хотел бы стать когда вырастешь.

Мнемотаблица «Времена года». Составить рассказ по плану-мнемотаблице об осени (можно использовать в уголке природы).

1. Какое солнце осенью?

2. Какое небо осенью?

3. Как выглядит земля осенью?

4. Что происходит с деревьями осенью?

5. Какую одежду носят дети осенью?

6. Изменения в жизни животных осенью.

7. Изменения в жизни птиц осенью.

8. Занятия детей осенью.

Так же эту таблицу я использовала при составлении описательных рассказов и про другие времена года.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

- принадлежность к родовидовому понятию

- величина, цвет, форма;

- составляющие детали;

- качество поверхности;

- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

- как он используется (какую пользу приносит?

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

• Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины.

• Проследить их взаимосвязь и взаимодействие.

• Отметить особенности композиционного фона картины.

• Додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Дети составляют рассказы о сказочном герое по плану:

1. Имя сказочного героя

2. Какое выражения лица?

3. Глаза (большие, маленькие, серые, зеленые, карие)

4. Какие уши?

5. Нос (острый, длинный, короткий, толстый, круглый, маленький)

6. Прическа и цвет волос (длинные, короткие, стриженные, заплетенные в косы, темные, рыжие, белокурые)

Мнемотаблицы сказок.

В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей.

Развитие творческой активности детей непосредственно связано с семейной ситуацией, поэтому сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Данная работа заключается в просвещении родителей о методе моделирования.

Итогом систематической работы по обучению детей рассказыванию с помощью моделирования является то, что дети к концу подготовительной группы составляют развёрнутые рассказы, пересказывают литературные произведения, сочиняют собственные, хорошо усваивают построение грамматических конструкций, понимают значение глаголов, категорий существительных и прилагательных.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Рекомендации воспитателям:

 

• активно используйте предметную обогащенность среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);

• давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);

• применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);

• используйте моделирование как эффективный метод речевого развития детей, а модели как дидактическое средство.

Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

«Моделирование, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста описанию»

Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как ...

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Консультация для педагогов «КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«КАРТЫ ПРОППА, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Игровая деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...