«Моделирование, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста описанию»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Актуальность определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. В сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Поэтому одним из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования. Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста. В разных областях науки понятие «модель» имеет разное смысловое значение. Модель – образ какого-либо объекта, созданный в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формы, отображающий структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [9]. В курсе «Методика развития речи и обучения родному языку» дано следующее определение: «Модель – схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании…), средства внутритекстовой связи» [2, c.285]. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, схематично изображенными или знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в каждом конкретном случае. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. По мнению Т.А.Ткаченко [29], многолетний опыт наблюдения и обучения детей показывает, что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционно принятые виды упражнений, как описание предметов и объектов, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому она избрала несколько иной путь, чем тот, который предлагают многие специалисты. Речь идет о поиске вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт.
При программировании, как отдельного речевого высказывания, так и связного текста, у детей большая роль отводится внутренним схемам, идеограммам. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, в процессе обучения связным высказываниям необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. на начальном этапе материализовать процесс построения программы речевого высказывания. Основное место в этом обучении занимает использование идеограммы, графических схем. Графические схемы позволяют с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Считается, что идеограмма занимает промежуточное положение между материальным действием и речью. В дальнейшем она интериоризуется и заменяется внутренней схемой высказывания. Поэтому в качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась Л.С.Выготским [14], говорившем о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а так же того, что каждое звено высказывания должно, вовремя сменяться последующим. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Сначала модели предлагает воспитатель, затем дети привлекаются к совместному моделированию, далее – дети составляют собственные модели. В обучении детей рассказыванию используют разные типы моделей, одни из них направлены на осознание структуры рассказа, другие – на последовательность и содержание рассказа.
Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части разного цвета, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Т. Смольниковой) [28, c.68]. Предшествующая работа к введению данной модели состоит из трех этапов. Все этапы основаны на чтении небольшого художественного произведения, при этом на первом этапе пропускается начало рассказа, на втором – основная часть рассказа и на третьем – конец рассказа. На каждом этапе работы после чтения проводится беседа (Все ли понятно? Почему не понятно? Какая часть рассказа пропущена? О чем должно было говориться в этой части рассказа?). Далее детям предлагается придумать начало пропущенной части рассказа (основную часть или конец) и дается сравнение с оригиналом. Такая работа помогает детям осознать структуру рассказа, последовательно состоящего из трех разных по объему и содержанию частей. В конце вносится модель – круг, разделенный на три подвижные части разного цвета, который символизирует рассказ ( проводится аналогия – при отсутствии какой-то части–сектора круга он перестает им быть, также и в рассказе при отсутствии какой либо части – это уже не рассказ). Данная модель вывешивается на видное место, и дети опираются на нее при составлении рассказов, сначала по указанию воспитателя, затем самостоятельно, по собственной потребности.
Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. В статье Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» [29] [30] отражен опыт применения таких схем в обучении рассказыванию. Предлагаются схемы для описании по следующим темам : «Фрукты и овощи», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Времена года» и др. В основу данных схем положены знаки, символизирующие тот или иной признак предмета: цвет, величину,форму, части, назначение (Приложение 2). После рассматривание предметов детей знакомят со схемами, объясняя, что означает каждая её часть, дается образец использования схемы при рассказывании. Возможны и другие подходы – после рассматривания предмета предлагается зашифровать (схематизировать) рассказ о нем, а затем расшифровать (составить рассказ-описание).
В.К. Воробьева расширила тематику схем для описания, предложив схемы по описанию сюжетных игрушек, птиц, животных (Приложение 3). Данные схемы представляют собой графический план, отражающий сенсорные каналы получения информации о признаках предметов [9] [10].
Потанина В.К. – учитель-логопед [25], модифицировала и объединила сенсорно-графическую схему, предложенную В.К. Воробьевой и модели, рекомендуемые Т.А. Ткаченко (Приложение 4). По её мнению специфика применения наглядного моделирования при описании, например, животных заключается в следующем:
- выделяются органы чувств (волшебники ощущений) и обозначаются знаками – карточки с их символическим изображением;
- определяется, что можно видеть с помощью глаз (сам предмет, его цвет, размер, форму, части ) – выставляются карточки-схемы,
- что можно почувствовать руками, погладив (мягкость, шелковистость, теплота… или противоположные признаки) – выставляются карточки-схемы,
- определяется место обитания – выставляются карточки-схемы (символ- домик, лес),
- образ жизни в зимнее время года - выставляются карточки-схемы
- чем питается животное - выставляются карточки-схемы
- Как называются детеныши - выставляются карточки-схемы.
Важно во время описания пользоваться указкой и сопровождать движением руки каждую часть схемы.
Предложенные способы моделирования формируют постепенно у детей обобщенные представления о логической последовательности рассказа и его содержании, на которые они могут ориентироваться в самостоятельной речевой деятельности.
Таким образом, моделирование является перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование предметно-схематических моделей облегчает процесс освоения связной монологической речи (О.М.Дьяченко, Т.А. Ткаченко и др.). Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет воспитателю целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...
Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)
В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....
Мультимедийные технологии как средство обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте
Использование ИКТ на занятиях по обучению детей дорожной грамоте...
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд...
"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...
Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....
Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста
Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...