Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konsultatsiya_si.docx | 580.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод сенсорной интеграции
в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Подготовила: тьютор
Фейгина Регина Анатольевна
Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чувственное познание мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его дальнейшего развития.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Цель: создание условий для комплексной помощи детям с ОВЗ путем внедрения в коррекционно-развивающий процесс метода сенсорной интеграции.
Задачи:
- внедрение метода сенсорной интеграции в психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ;
- диагностика и составление индивидуального сенсорного профиля ребенка в соответствии с индивидуальными сенсорными особенностями;
- разработка индивидуальной «сенсорной диеты» в соответствии с индивидуальным сенсорным профилем;
- обогащение материально-технической базы ДОУ сенсорным оборудованием и пособиями для полноценной работы по методу;
- поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ с сенсорной дисфункцией.
Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Ощущения можно сравнить с пищей для мозга: они доставляют мозгу определенную информацию, необходимую для управления телом и мыслительными процессами. Однако, если сенсорные процессы не упорядочены, переварить ощущения и напитать мозг невозможно.
Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения и импульсы материнского тела.
Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, ибо ребенок учится организовывать не только зрительные, слуховые, обонятельные и тактильные ощущения, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
В Российской Федерации, по неполным данным статистического учета, ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем.
Как правило, сбои в гармоничной работе сенсорных систем наблюдается у ребенка уже с раннего детства (задержка, по сравнению со сверстниками, развития моторных навыков (ползания, вставания, ходьбы); неуклюжесть; неприязнь или, наоборот, чрезмерная тяга к качелям и каруселям; нарушения пищевого поведения; привередливость в выборе одежды и т.д.). Ребенок не может интегрировать получаемую информацию, идущую от органов восприятия (глаз, ушей, носа, рук, тела) и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он в данный момент слышит, видит или чувствует.
Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорная интеграция:
- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
- позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Развитие сенсорной интеграции строится на создании оптимальных условий для получения ребенком достаточной стимуляции сенсорных систем.
Сенсорные системы.
Симптомы нарушений сенсорной интеграции.
- Зрительная (боязнь яркого света, стремление к темноте или приглушенному освещению, вращение пальцами, предметами перед глазами, поиск визуальных стимулов и т.д.);
- Слуховая (непереносимость бытовых шумов, особенно высоких, стремление закрывать уши, отрицательная или слишком эмоциональная реакция на музыку, постоянное «звучание» (кряхтение, скрежет зубами, хлопки, повизгивание и т.д.));
- Тактильная (непереносимость прикосновений или постоянная потребность в них, нежелание прикасаться к незнакомым вещам и текстурам или желание все трогать, беспокойство при ношении одежды из определенных тканей и текстур, слабая реакция на боль и температурные изменения и т.д.);
- Проприоцептивная (неуверенность и скованность движений, трудности при удержании позы, недостаточное или чрезмерное приложение силы в определенных действиях, любовь к передвижению и перетаскиванию тяжелых предметов, мебели и т.д.);
- Вестибулярная (боязнь высоты или стремление забраться повыше, карабкаться и лазить, неприязнь к качелям и каруселям или желание постоянно вращаться и раскачиваться и т.д.);
- Вкусовая (избирательность в еде, отказ от новой, незнакомой пищи или всеядность, сложность при проглатывании и т.д.);
- Обонятельная (непереносимость запахов, повышенная чувствительность или желание все обнюхивать), отсутствие ощущения неприятных и сильных ароматов, желание ощущать резкие и неприятные ароматы).
К основным дисфункциям сенсорной интеграции можно также добавить:
- Социальную дисфункцию (ребенок не стремится к общению с родственниками и ровесниками, испытывает трудности во время диалога, с трудом контактирует со сверстниками);
- Эмоциональную дисфункцию (Ребенок предпочитает индивидуальные занятия с педагогами. В группе испытывает дискомфорт, часто отвлекается. Импульсивен, эмоционально не стабилен, может впасть в фрустрацию);
- Игровую дисфункцию (Самостоятельно не играет, только с мамой, долгое время совершает одни и те же действия. Не стремится играть с ровесниками);
- Дисфункция саморегуляции (Признаки: суетливость, раздражительность, паттерн, для успокоения необходимы дополнительные стимулы (раскачивания, сосание пальца, сгрызание ногтей, поглаживания, накручивание волос на палец и т.п.);
- Интроцепция (внутренняя регуляция) (Симптомы: частая смена настроения, не контролируемое чувство сытости и голода, чувство жара и холода при нормальной температуре в помещении, учащение сердцебиения без причин, замедленные движения).
Таким образом, можно сделать вывод - у ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.
Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Однако при рациональном использовании метода сенсорной интеграции можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном, речевом и познавательном развитии, что будет способствовать его более успешной социализации в будущем. При организации образовательного пространства, видов и форм образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, что также подчеркивается и во ФГОС ДО.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития в детском саду.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка. Важно, чтобы при участии в играх и выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...
Сенсорная комната в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и ве...
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений...
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Проект учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности «Особый ребенок» «Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: РАС,ЗПР, УО (ИН)»
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощает...
Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста
Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с ...
Консультация для педагогов "Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми"
Всё, что мы знаем о себе и об этом мире нам рассказывают наши органы чувств. Мы получаем информацию через наши сенсорные системы: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую, обонятельную, весибулярную...