«Использование мнемотехники в развитии детей ясельной группы».
проект по развитию речи (младшая группа)

Дибирова Кумсият Зияутдиновна

Что такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.

Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_mnemotehnike.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 62 "Журавушка"» г. Нижневартовска

«Использование мнемотехники

в развитии детей ясельной группы».

Работу выполнила:

Дибирова Кумсият

Зияутдиновна

2021г

Введение.

Что такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.

Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Актуальность

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.

Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей среднего дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехника.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, технологию мнемотехника. Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Структура мнемотехники:

- мнемоквадраты (это отдельный схематический рисунок с определенной информацией);

- мнемодорожки (простые схемы, состоящие из 3-4-х картинок, содержащие определенную информацию);

 - мнемотаблицы - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

         Алгоритм работы:

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап -  введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета:

- формы:

- величины:

- действия:

II этап - использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап - ведение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап - сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап - самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап -  перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап - после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Цель:  развитие речи и памяти у детей среднего дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехника в образовательном процессе.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

2. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

3.  Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

5. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

6. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Тип проекта: познавательно-речевой.

Целевая аудитория: дети 4 - 5 лет, педагоги, родители.

Сроки проекта: 1 год обучения.

Ожидаемые результаты:

  • развитие связной речи;
  • рост словарного запаса;
  • появление интерес к заучиванию стихов и потешек, пересказу текстов;
  • развитие образного мышления, памяти, внимания.
  • преодоление застенчивости, замкнутости, робости;
  • расширение кругозора;
  • повышение компетентности родителей по данному разделу.

План реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

Постановка цели, задач.

Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.

Подбор консультаций для родителей.

Подбор материалов для обучения родителей с детьми приёмам мнемотехники.

II. Основной этап:

Изготовление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

Составление перспективного плана.    

Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.

Консультация для родителей “ Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники” (Приложение 1).

III.Заключительный этап:

Проведение мастер – класса для родителей

Презентация для коллег

Фотоотчет.

Перспективный план работы.

(1 занятие в неделю во второй половине дня)

Дата

Тема

Программное содержание

Октябрь

1. Рассматривание  игрушки (кошка).

2. Рассматривание  игрушки (заяц).

 

3. Рассматривание  овощей (огурец).

4. Рассматривание  фруктов

 (яблоко)

-Знакомство с мнемоквадратом;

-Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему.

- Расширить и обобщить знания детей о диких животных;

-Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему.

- Расширить и обобщить знания детей об овощах;

-Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему;

- Расширить и обобщить знания детей о фруктах;

- Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему

Мнемоквадрат,

игрушка - кошка.

Мнемоквадрат,

игрушка - заяц.

Мнемоквадрат,

муляж  огурца.

Мнемоквадрат,

муляж  яблока.

                      Ноябрь

1. Осень.

2. Перелетные птицы

3. Чтение стихотворения «Листопад».

4. Заучивание стихотворения «Листопад».

- Знакомство с мнемодорожкой.

- Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. 
- Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели.

-Закрепить знания о перелётных птицах.

-Упражнять в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке.

-Учить соотносить знаковые символы с образами. 

- Развивать зрительную и речеслуховую память.

Мнемодорожка,

картина «Осень».

Мнемодорожка,

картина «Птицы».

Мнемодорожка,

Мнемодорожка,

Декабрь

1. Русская народная сказка

« Репка».

2. Русская народная сказка

«Теремок».

3. «Красавица зима».

4. Зимние забавы.

-Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности

-Учить соотносить знаковые символы с образами.

-Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности,

- Учить соотносить знаковые символы с образами.

- Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. 
- Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели.

- Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели.

Мнемодорожка,

иллюстрации к сказке «Репка».

Мнемодорожка,

иллюстрации к сказке «Теремок».

Мнемодорожка,

картина «Зима».

Мнемодорожка,

картина «Зимние забавы».

Январь

1. Чтение стихотворения «Зимушка-зима».

2. Разучивание стихотворения «Зимушка-зима».

3. “Снежная картинка”

-Учить соотносить знаковые символы с образами. 

- Развивать зрительную и речеслуховую память.

-Учить соотносить знаковые символы с образами. 

Мнемодорожка,

Мнемодорожка,

Мнемотаблица.

Февраль

1. Мнемозагадки.

2. «Транспорт».

3. «Защитники отечества»

4. «Мой папа».

- Учить по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

- Обогатить и уточнить представление о транспорте;

- Помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

- Формирование умение описывать образ своего отца.  

- Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

Мнемотаблица,

Мнемотаблица,

картина «Транспорт».

Мнемотаблица,

Мнемодорожка.

Март

1. «Весна».

2. «Моя мама»

3. Игра “Волшебное дерево”.

4. Русская народная сказка «Курочка Ряба».

- Закреплять знания  о сезонных изменениях в природе.

- Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели.

- Формирование умение описывать образ своей мамы.  

-Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

-Учить соотносить знаковые символы с образами

-Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности

-Учить соотносить знаковые символы с образами.

Мнемотаблица,

картина «Весна».

Мнемодорожка

Мнемотаблица,

Мнемотаблица,

иллюстрации к сказке.

Апрель

1. Мнемозагадки.

2. Чтение стихотворения «Космонавт»

3. Заучивание стихотворения «Космонавт» 

4. Русская народная сказка «Колобок».

- Учить по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

- Закреплять знания о космонавтах.

-Учить соотносить знаковые символы с образами. 

- Развивать зрительную и речеслуховую память.

-Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности,

- Учить соотносить знаковые символы с образами.

Мнемотаблица,

Мнемотаблица,

картина «Космонавт».

Мнемотаблица,

Мнемотаблица,

иллюстрации к сказке.

Май

1. Чтение стихотворения «Жук».

2. Заучивание стихотворения «Жук».

3 . «Лето».

4. Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

- Закреплять знания о насекомых.

-Учить соотносить знаковые символы с образами. 

- Развивать зрительную и речеслуховую память.

- Закреплять знания  о сезонных изменениях в природе.

- Учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.

- Развивать зрительную  память.

Мнемотаблица,

Картина «Насекомые».

Мнемотаблица,

Мнемотаблица,

Картина «Лето».

Мнемодорожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Аппликация-помощник в развитии детей ясельной группы."

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учреждениях ...

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

развитие детей ясельной группы.

Развитие детей ясельной группы. Как определить, соответствует ли развитие ребенка возрастной норме? Для этого существуют различные психологические тесты, памятки для родителей и воспитателей. К кон...

развитие детей ясельной группы.

Совместная деятельность детей и их родителей... ...

Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей ясельной группы по теме «Мой дом. Мебель»

Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей  ясельной...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.

Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....