«Использование мнемотехники в развитии детей ясельной группы».
проект по развитию речи (младшая группа)
Что такое мнемотехника?
Слово «мнемотехника» - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.
Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_mnemotehnike.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 62 "Журавушка"» г. Нижневартовска
«Использование мнемотехники
в развитии детей ясельной группы».
Работу выполнила:
Дибирова Кумсият
Зияутдиновна
2021г
Введение.
Что такое мнемотехника?
Слово «мнемотехника» - техника запоминания. Оно происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники.
Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Актуальность
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Актуальность проблемы обусловила мой выбор темы педагогического проекта.
Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей среднего дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехника.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, технологию мнемотехника. Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Структура мнемотехники:
- мнемоквадраты (это отдельный схематический рисунок с определенной информацией);
- мнемодорожки (простые схемы, состоящие из 3-4-х картинок, содержащие определенную информацию);
- мнемотаблицы - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Алгоритм работы:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап - введение элементов схем, символов.
Например, обозначения:
- цвета:
- формы:
- величины:
- действия:
II этап - использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
III этап - ведение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап - сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап - самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап - перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап - после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Цель: развитие речи и памяти у детей среднего дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехника в образовательном процессе.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
2. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
6. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Тип проекта: познавательно-речевой.
Целевая аудитория: дети 4 - 5 лет, педагоги, родители.
Сроки проекта: 1 год обучения.
Ожидаемые результаты:
- развитие связной речи;
- рост словарного запаса;
- появление интерес к заучиванию стихов и потешек, пересказу текстов;
- развитие образного мышления, памяти, внимания.
- преодоление застенчивости, замкнутости, робости;
- расширение кругозора;
- повышение компетентности родителей по данному разделу.
План реализации проекта:
I. Подготовительный этап:
Постановка цели, задач.
Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.
Подбор консультаций для родителей.
Подбор материалов для обучения родителей с детьми приёмам мнемотехники.
II. Основной этап:
Изготовление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.
Составление перспективного плана.
Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми.
Консультация для родителей “ Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники” (Приложение 1).
III.Заключительный этап:
Проведение мастер – класса для родителей
Презентация для коллег
Фотоотчет.
Перспективный план работы.
(1 занятие в неделю во второй половине дня)
Дата | Тема | Программное содержание | ||
Октябрь | 1. Рассматривание игрушки (кошка). 2. Рассматривание игрушки (заяц).
3. Рассматривание овощей (огурец). 4. Рассматривание фруктов (яблоко) | -Знакомство с мнемоквадратом; -Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему. - Расширить и обобщить знания детей о диких животных; -Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему. - Расширить и обобщить знания детей об овощах; -Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему; - Расширить и обобщить знания детей о фруктах; - Учить детей рассказывать о предмете, используя опорную схему | Мнемоквадрат, игрушка - кошка. Мнемоквадрат, игрушка - заяц. Мнемоквадрат, муляж огурца. Мнемоквадрат, муляж яблока. | |
Ноябрь | 1. Осень. 2. Перелетные птицы 3. Чтение стихотворения «Листопад». 4. Заучивание стихотворения «Листопад». | - Знакомство с мнемодорожкой. - Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. -Закрепить знания о перелётных птицах. -Упражнять в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке. -Учить соотносить знаковые символы с образами. - Развивать зрительную и речеслуховую память. | Мнемодорожка, картина «Осень». Мнемодорожка, картина «Птицы». Мнемодорожка, Мнемодорожка, | |
Декабрь | 1. Русская народная сказка « Репка». 2. Русская народная сказка «Теремок». 3. «Красавица зима». 4. Зимние забавы. | -Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности -Учить соотносить знаковые символы с образами. -Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, - Учить соотносить знаковые символы с образами. - Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. - Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели. | Мнемодорожка, иллюстрации к сказке «Репка». Мнемодорожка, иллюстрации к сказке «Теремок». Мнемодорожка, картина «Зима». Мнемодорожка, картина «Зимние забавы». | |
Январь | 1. Чтение стихотворения «Зимушка-зима». 2. Разучивание стихотворения «Зимушка-зима». 3. “Снежная картинка” | -Учить соотносить знаковые символы с образами. - Развивать зрительную и речеслуховую память. -Учить соотносить знаковые символы с образами. | Мнемодорожка, Мнемодорожка, Мнемотаблица. | |
Февраль | 1. Мнемозагадки. 2. «Транспорт». 3. «Защитники отечества» 4. «Мой папа». | - Учить по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. - Обогатить и уточнить представление о транспорте; - Помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы. - Формирование умение описывать образ своего отца. - Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами. | Мнемотаблица, Мнемотаблица, картина «Транспорт». Мнемотаблица, Мнемодорожка. | |
Март | 1. «Весна». 2. «Моя мама» 3. Игра “Волшебное дерево”. 4. Русская народная сказка «Курочка Ряба». | - Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - Упражнять детей в умении составлять рассказ по схеме-модели. - Формирование умение описывать образ своей мамы. -Продолжать развивать умение соотносить знаковые символы с образами. -Учить соотносить знаковые символы с образами -Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности -Учить соотносить знаковые символы с образами. | Мнемотаблица, картина «Весна». Мнемодорожка Мнемотаблица, Мнемотаблица, иллюстрации к сказке. | |
Апрель | 1. Мнемозагадки. 2. Чтение стихотворения «Космонавт» 3. Заучивание стихотворения «Космонавт» 4. Русская народная сказка «Колобок». | - Учить по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. - Закреплять знания о космонавтах. -Учить соотносить знаковые символы с образами. - Развивать зрительную и речеслуховую память. -Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, - Учить соотносить знаковые символы с образами. | Мнемотаблица, Мнемотаблица, картина «Космонавт». Мнемотаблица, Мнемотаблица, иллюстрации к сказке. | |
Май | 1. Чтение стихотворения «Жук». 2. Заучивание стихотворения «Жук». 3 . «Лето». 4. Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | - Закреплять знания о насекомых. -Учить соотносить знаковые символы с образами. - Развивать зрительную и речеслуховую память. - Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - Учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. - Развивать зрительную память. | Мнемотаблица, Картина «Насекомые». Мнемотаблица, Мнемотаблица, Картина «Лето». Мнемодорожки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Аппликация-помощник в развитии детей ясельной группы."
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учреждениях ...
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группыТема: «Путешествие по сказкам»...
развитие детей ясельной группы.
Развитие детей ясельной группы. Как определить, соответствует ли развитие ребенка возрастной норме? Для этого существуют различные психологические тесты, памятки для родителей и воспитателей. К кон...
развитие детей ясельной группы.
Совместная деятельность детей и их родителей... ...
Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей ясельной группы по теме «Мой дом. Мебель»
Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей ясельной...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Пересказ рассказа «Медведь»» с использованием мнемотехники для детей старшей группы.
Конспект с использованием мнемотехники способствует запоминанию текста.При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого рассказа....