План самообразования
материал по развитию речи (младшая группа)

Бондаренко Юлия

"Развитие речи у детей младшего возраста через мелкую моторику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_bondarenko_2.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                         УТВЕРЖДАЮ

                                           заведующий МБДОУ ЦРР-

                                                         д/с «8 марта» г. Зернограда

                                         ________     Л.И. Фоменко

                                                                                    от «     »  августа 2021г          

 

План по самообразованию

  воспитателя   Бондаренко Ю.В.

на 2021-2022 уч.г.

       

Тема: «Развитие речи младших дошкольников через мелкую

моторику рук».

Актуальность выбранной темы.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы рук и глаз. Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, психическими процессами ребенка.  В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика рук влияет на их ловкость, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на логическое мышление, память, внимание, воображение.

На ранних этапах жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать обувь.

И именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности по вопросу развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через дидактические игры.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развитие мелкой моторики рук через дидактические игры
2. Совершенствовать моторику рук, координацию движений кистей детей;
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4.  Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в коллективе.

     Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.

    При систематической работе над развитием мелкой моторики рук у детей развита ловкость рук, координация движений рук, совершенствование речи и расширение словарного запаса, формирование навыков самообслуживания. В конце проведенной работы повысятся знания по данной теме. Дети получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.  Предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками.

Методы и приемы:

Наглядные методы: В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними.

Словесные методы: заучивание слов к пальчиковым играм, пересказ, словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них.

Практические методы: дидактические игры, дидактические упражнения, различные игровые упражнения. 

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Срок реализации программы самообразования: 2021- 2022 гг.

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

С детьми

С родителями

Сентябрь 2021

Изучение методической, литературы.

 Проведение диагностического исследования детей.

Создание картотеки дидактических игр на развитие мелкой моторики рук.

Список литературы (см. Приложение №1).

 План работы на учебный год.

Октябрь

2021

Изучение опыта работы и технологий применяемых в сети Интернет.

Использование накопленного опыта в работе с детьми. Разучивание пальчиковых игр «Дождик», «Осень- осень, листопад»

       

Анкетирование родителей по вопросу развития мелкой моторики детей.

Ноябрь

2021

Рисование на крупе как средство развития мелкой моторики пальцев

 Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Сухой бассейн» (ищем игрушку, рисуем на крупе)

Консультация на тему: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей»

Пополнение атрибутов для дидактической игры «Сухой бассейн»

Использование накопленного опыта в работе с детьми;

Декабрь 2021

Су-Джок терапия как средство оздоровления и развития речи

Сказка «Ёжик» (упражнение с массажным шариком и шишками). Дидактическая игра «Массажный шарик», «Шишки». Дидактическая игра «Весёлые упражнения с карандашами»

Консультация для родителей «Су-Джок терапия для детей и взрослых»

Создание картотеки игр с массажным шариком, шишками и карандашами

Мастер-класс «Су-Джок терапия как средство развития речи»-Родительский клуб «Наш ребёнок»

Январь

2022

Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики

Заучивание пальчиковых игр «Новогодние игрушки», «Снежок», «Ёлка» Дидактическая игра «Прищепки»

Рекомендации в уголок для родителей «Игры с прищепками»

Пополнение игр с прищепками

Внедрение игр с прищепками в ОД

Февраль

2022

Развитие речи детей посредством нетрадиционной сенсомоторной деятельности

Разучивание пальчиковой игры «Ладошки», «Домик» Дидактическая игра «Тактильные дощечки»

Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками»

Создание пособия для дидактической игры «Тактильные дощечки»

Консультация для интернет ресурса ДОУ «Дидактическая игра»

Март 2022

Изучение приемов нетрадиционной аппликации (техника бумажной пластики)

 Консультация для родителей «Техникой бумажной пластики»

Консультация для родителей «Техника бумажной пластики»

Продолжать   пополнение пособий для игр на развитие мелкой моторики рук

Фотовыставка «Вот как мы играем и ручки развиваем»

Апрель 2022

Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев

Дидактическая игра «Пальчиковые шаги» (использование книги Тимофеевой Е. Ю., Чернова Е.И.) Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Пальчиковые шаги»

Консультация «Использование дидактических игр для развития мелкой моторики рук»

Создание пособия для игры «Пальчиковые шаги»

Показ открытого занятия по развитию речи (использование пальчиковых игр)

Май 2022

Диагностика уровня развития речи детей и мелкой моторики рук (через наблюдения, упражнения)

Индивидуальные консультации с родителями по развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.

 Результаты обследования по развитию мелкой моторики детей и развитию речи. Составление плана индивидуальной работы на летний период.

Май 2022

Индивидуальная работа по развитию речи детей и развитию мелкой моторики.

Самореализация

1.Обобщение педагогического опыта по данной теме.

2. Мастер класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство развития мелкой моторики»

3. Показ открытого занятия по развитию речи (использование пальчиковых игр)

                                    Литература

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: С.Пб.: КОРОНА-Век Год: 2007
  • ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
  • Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: КАРО :2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...