План самообразования
материал по развитию речи (младшая группа)
"Развитие речи у детей младшего возраста через мелкую моторику"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_bondarenko_2.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ ЦРР-
д/с «8 марта» г. Зернограда
________ Л.И. Фоменко
от « » августа 2021г
План по самообразованию
воспитателя Бондаренко Ю.В.
на 2021-2022 уч.г.
Тема: «Развитие речи младших дошкольников через мелкую
моторику рук».
Актуальность выбранной темы.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы рук и глаз. Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, психическими процессами ребенка. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика рук влияет на их ловкость, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на логическое мышление, память, внимание, воображение.
На ранних этапах жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать обувь.
И именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности по вопросу развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через дидактические игры.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развитие мелкой моторики рук через дидактические игры
2. Совершенствовать моторику рук, координацию движений кистей детей;
3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в коллективе.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.
При систематической работе над развитием мелкой моторики рук у детей развита ловкость рук, координация движений рук, совершенствование речи и расширение словарного запаса, формирование навыков самообслуживания. В конце проведенной работы повысятся знания по данной теме. Дети получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы. Предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками.
Методы и приемы:
Наглядные методы: В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними.
Словесные методы: заучивание слов к пальчиковым играм, пересказ, словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них.
Практические методы: дидактические игры, дидактические упражнения, различные игровые упражнения.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Срок реализации программы самообразования: 2021- 2022 гг.
Сроки | Содержание работы | Формы и методы работы | Изменения предметно-развивающей среды | Практический выход | |
С детьми | С родителями | ||||
Сентябрь 2021 | Изучение методической, литературы. | Проведение диагностического исследования детей. | Создание картотеки дидактических игр на развитие мелкой моторики рук. | Список литературы (см. Приложение №1). План работы на учебный год. | |
Октябрь 2021 | Изучение опыта работы и технологий применяемых в сети Интернет. | Использование накопленного опыта в работе с детьми. Разучивание пальчиковых игр «Дождик», «Осень- осень, листопад»
| Анкетирование родителей по вопросу развития мелкой моторики детей. | ||
Ноябрь 2021 | Рисование на крупе как средство развития мелкой моторики пальцев | Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Сухой бассейн» (ищем игрушку, рисуем на крупе) | Консультация на тему: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей» | Пополнение атрибутов для дидактической игры «Сухой бассейн» | Использование накопленного опыта в работе с детьми; |
Декабрь 2021 | Су-Джок терапия как средство оздоровления и развития речи | Сказка «Ёжик» (упражнение с массажным шариком и шишками). Дидактическая игра «Массажный шарик», «Шишки». Дидактическая игра «Весёлые упражнения с карандашами» | Консультация для родителей «Су-Джок терапия для детей и взрослых» | Создание картотеки игр с массажным шариком, шишками и карандашами | Мастер-класс «Су-Джок терапия как средство развития речи»-Родительский клуб «Наш ребёнок» |
Январь 2022 | Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики | Заучивание пальчиковых игр «Новогодние игрушки», «Снежок», «Ёлка» Дидактическая игра «Прищепки» | Рекомендации в уголок для родителей «Игры с прищепками» | Пополнение игр с прищепками | Внедрение игр с прищепками в ОД |
Февраль 2022 | Развитие речи детей посредством нетрадиционной сенсомоторной деятельности | Разучивание пальчиковой игры «Ладошки», «Домик» Дидактическая игра «Тактильные дощечки» | Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками» | Создание пособия для дидактической игры «Тактильные дощечки» | Консультация для интернет ресурса ДОУ «Дидактическая игра» |
Март 2022 | Изучение приемов нетрадиционной аппликации (техника бумажной пластики) | Консультация для родителей «Техникой бумажной пластики» | Консультация для родителей «Техника бумажной пластики» | Продолжать пополнение пособий для игр на развитие мелкой моторики рук | Фотовыставка «Вот как мы играем и ручки развиваем» |
Апрель 2022 | Дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев | Дидактическая игра «Пальчиковые шаги» (использование книги Тимофеевой Е. Ю., Чернова Е.И.) Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Пальчиковые шаги» | Консультация «Использование дидактических игр для развития мелкой моторики рук» | Создание пособия для игры «Пальчиковые шаги» | Показ открытого занятия по развитию речи (использование пальчиковых игр) |
Май 2022 | Диагностика уровня развития речи детей и мелкой моторики рук (через наблюдения, упражнения) | Индивидуальные консультации с родителями по развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук. | Результаты обследования по развитию мелкой моторики детей и развитию речи. Составление плана индивидуальной работы на летний период. | ||
Май 2022 | Индивидуальная работа по развитию речи детей и развитию мелкой моторики. | ||||
Самореализация | 1.Обобщение педагогического опыта по данной теме. 2. Мастер класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство развития мелкой моторики» 3. Показ открытого занятия по развитию речи (использование пальчиковых игр) |
Литература
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: С.Пб.: КОРОНА-Век Год: 2007
- ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: КАРО :2008
- Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
- Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи Эксмо, 2011 г.
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...