Коррекционно-развивающее занятие "Здравствуй, Югорское лето!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
С учётом региональной составляющей в ходе реализации проекта составила и провела коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-6 лет по лексической теме «Лето».
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Здравствуй, Югорское лето!»
Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний.
Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Лето».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять представления о времени года «Лето».
2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лето».
3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи составление сложноподчинённых предложений.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис.
2. Развивать связную речь.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.52 КБ |
Предварительный просмотр:
С учётом региональной составляющей в ходе реализации проекта составила и провела коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-6 лет по лексической теме «Лето».
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Здравствуй, Югорское лето!»
Тип занятия: закрепление раннее приобретённых знаний.
Цель: расширение и активизация словаря по лексической теме «Лето».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять представления о времени года «Лето».
2. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лето».
3. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).
4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи составление сложноподчинённых предложений.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис.
2. Развивать связную речь.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
Методы обучения: словесные (беседа, чтение загадок), наглядные (демонстрация наглядного материала, демонстрация видеофильма), практические (выполнение упражнений).
Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Планируемые предметные результаты:
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать слова – признаки;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).
Планируемые личностные результаты:
- проявлять положительное отношение к занятиям, желание отвечать на вопросы педагога, принимать активное участие в различных видах деятельности;
- пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на занятии.
Форма работы: групповая, совместная, самостоятельная деятельность.
Длительность занятия – 25 минут.
Современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, ИКТ – технологии, игровые технологии.
Целевая группа: дети 6-6 лет, в том числе с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II, III уровень развития).
Интеграция с другими областями: познавательное, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: мольберт, предметные картинки (радуга, дождь, гроза, солнце, река, облака), ноутбук, экран, зеркала по количеству детей, раздаточный материал (альбомные листы с изображением неба по количеству детей, полоски радуги по количеству). Презентация «Радуга».
Предварительная работа: Наблюдение за приметами наступающего лета, беседа о признаках лета. Разучивание загадок, разучивание подвижной игры. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений) на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посмотреть фильм «Краски радуги» (просмотр видеофильма).
Логопед. Скажите, о каком времени года говорится в этом фильме?
Дети. О лете.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами тоже будем говорить о лете. Раскрывать секреты лета. Мне пришло сообщение, что злой волшебник похитил нашу радугу, а как же лето без радуги. Ребята, вы любите делать добрые дела? Поможете мне вернуть нашу радугу, для этого надо выполнить семь заданий, чтобы появилась радуга и тогда наступит лето.
2. Основная часть занятия.
Игра «Разноцветные круги» (Закрепление представлений о приметах разных времён года. Совершенствование синтаксической стороны речи: составление простых распространённых предложений).
Логопед раздает детям небольшие картинки соответствующие временам года.
Логопед. Сейчас каждый из вас положит свою картинку с приметами этого времени года на свой круг, но сначала расскажите, какое время года изображено у каждого из вас? (ответы детей).
Логопед. Вот и появилась первая дуга у нашей радуги. Какого она цвета?
Дети. Красная.
Логопед. Ребята, давайте вместе со мной, выполним упражнения для язычка, а поможет нам в это сказка «Путешествие весёлого язычка летом». Но сначала послушайте правила пользования зеркалами.
Артикуляционная гимнастика по теме «Лето»
3. Упражнения для язычка «Как язычок отдыхал на море».
Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).
Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).
За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).
Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).
На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).
Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»).
Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.
Логопед. Молодцы, ребята! А у нас появилась вторая дуга нашей радуги.
Какого она цвета?
Дети. Оранжевая.
4. Отгадывание загадок.
Логопед. Я знаю, что вы учили загадки о лете. Вспомните свои загадки и загадайте друг другу. Старайтесь правильно произносить звуки, говорить выразительно и чётко.
Загадки о лете
1-й ребёнок. Он поплачет над садами-
Сад наполнится плодами.
Даже пыльный подорожник
Рад умыться в летний…… (Ответ: дождик) (автор Е. Савельева)
2-й ребёнок. Заслонили тучи солнце,
Гром раскатисто смеётся.
В небе молний полоса-
Значит, началась……. (Ответ: гроза) (автор Е. Савельева)
3-й ребёнок. Жаркий шар на небе светит,
Этот шар любой заметит.
Утром смотрит к нам в оконце,
Радостно сияя,……. (Ответ: солнце) (автор Е. Савельева)
4-й ребёнок. Они лёгкие, как вата,
По небу плывут куда-то.
Держат путь издалека
Каравеллы - …. (Ответ: облака) (автор Е. Савельева)
5-й ребёнок. Мчится по холмам змея,
Влагу деревцам неся.
Омывая берега,
По полям течёт…. (Ответ: река) (автор Е. Савельева)
6-й ребёнок. Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б смог я встать на мост-
Я б достал рукой до звёзд. (Ответ: радуга) (автор А. Ларин)
Логопед. Вот и третья дуга появилась, какого она цвета?
Дети. Жёлтая.
5. Динамическая пауза
Логопед. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру (учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение).
Гром гремит, гроза, грохочет- Напугать гроза нас хочет. | (Топают ногами в такт.) |
Небо было голубое- Стало грозное, стальное. | (Качают руками над головой.) |
Град горошинами бьёт, Град гулять нам не даёт! Но гроза всё дальше, тише, Глуше гром и небо чище…. | (Стучат кулаками по коленям в такт.) |
Загорелось полукругом Радуга – дуга над лугом! | (Приседают, рисуют руками над головой дугу – разводят руки в стороны.) |
Логопед. Вот и ещё одна дуга появилась. Какого она цвета?
Дети. Голубого.
6. Игра «Хлопаем-топаем» (Совершенствовать навык анализа речевого потока на слова)
Логопед. Чтобы появилась пятая дуга, мы поиграем с вами в игру «Хлопаем- топаем».
Логопед. Послушайте предложения о лете. Если вы согласны с выражением, хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.
- Летом птицы улетают на юг.
- Летом жарко.
- Летом в лесу много ягод.
- Летом звенит капель.
- Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.
- Летом животные готовятся к зиме.
- Январь – первый летний месяц.
- Летом у школьников каникулы.
Логопед. Посмотрите на экран, у нас появилась шестая дуга. Какого она цвета?
Дети. Синяя.
7. Игра «Подбери слово».
Лето (какое?) - жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное.
Солнце летом (какое?) — желтое, жаркое, яркое, теплое.
Небо летом (какое?) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака летом (какие?) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
Трава летом (какая?) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода летом (какая?) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь летом (какой?) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
Дети летом (какие?) — веселые, радостные, забавные, шумные.
Логопед. Посмотрите, на нашей радуге появились все цвета.
8. Выкладывание радуги на альбомных листах бумаги (Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности).
Логопед. У вас на столах лежат листы бумаги, на которых изображено небо, по которому плывут облака и дуги радуги. Нам нужно собрать из них радугу.
Логопед. Молодцы, ребята, все справились.
Раздаётся стук в дверь, в группу входит девочка Югорское лето.
Лето: Мой вам привет, дорогие ребята! Ну что, узнали вы меня?
Я – лето красное, солнечное, ясное,
С ягодами, травами, речками, дубравами,
С дождиком весёлым, с радугой над полем.
Цветы на лугах и на клумбах горят –
Взгляните, это повсюду виден мой наряд.
Логопед. Любуемся мы все твоим нарядом,
Нам можно постоять с тобою рядом!
И прикоснуться пальчиком чуть-чуть,
Тебе мы рады! Лето, с нами будь!
9. Музыкально - ритмическая игра «Кого разбудило солнышко?».
10. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности воспитанников.
Оснащение для занятия «Здравствуй, Югорское лето!»
Детский костюм (Югорское лето)
Наглядно – демонстрационный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух». Тема: «Лето»
Конспект подгруппового занятия по комплексной коррекционно-развивающей программе формирования и развития речевой и познавательной деятельности у детей 3,5 –5 лет с тяжелыми нарушениями речи «Подсолнух...

Конспект коррекционно-развивающего досуга с детьми старшего дошкольного возраста с ФНР по теме: «Лето».
Развитие грамматической стороны речи посредством досуга-занятия....

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лето в Югре»
Конспект коррекционно-развивающего занятия«Лето в Югре»...
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Лето в Югре»
Конспект коррекционно-развивающего занятия«Лето в Югре»...