Перспективное планирование по развитию речи с элементами ТРИЗ
материал по развитию речи
Перспективное планирование за три года
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Тема недели | Тема занятий | Цели и задачи | Материалы и оборудование | Литература | |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
1 | До свидания, лето | «Вот и лето прошло» | Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Обогащать словарь детей точными глаголами. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей. Систематизировать знания детей о явлениях в погоде. | Веревочки, ленты, тазики с водой, бумажные лодочки (по 1 на каждую пару детей). Круги Лиллуя, картинки. | «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», под. ред. Л.А.Парамоновой, стр. 12 Пособие круги Лиллуя | |
2 | Мониторинг | |||||
3 | В мире доброй сказки.
| Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» при помощи шифрования | Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, с использованием мнемотаблицы. Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе. Учить запоминать рассказ при помощи шифрования. | Игрушки-собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт); игрушечная лесенка с тремя ступеньками. Мнемотаблица. ( лист бумаги, фломастеры). | О.С.Ушакова, «Развитие речи детей 3-5 лет», стр.120 Картотека шифрования | |
4 | «Детский сад – мой второй дом»: взаимоотношени я между детьми | Тема: Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» | учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Составление рассказа методом «Каталога» Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа. Закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Развивать желание рассказывать об игрушках. Воспитывать интерес к занятию | Картинки или игрушки: кукла, собака, блюдце, котенок. | О.С Ушакова, стр:118 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
| ||||||
5 | Подарки осени: овощи, фрукты, ягоды и грибы | Составление описания по лексической теме «Овощи» с использованием мнемотаблиц | учить описывать овощи, правильно их называть., с использованием мнемотаблицы. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Учить детей описывать предмет при помощи мнемотаблиц. | блюдо с овощами и фруктами. Картина «Овощи и фрукты», картина «Брат и сестра на качелях», мнемотаблицы (лист бумаги, фломастеры). |
О.С Ушакова, стр:158 Картотека мнемотаблиц | |
ОКТЯБРЬ Родной край. Краски сибирской осени. | ||||||
1 | Вот она какая, осень золотая! Осенние изменения в природе (растения, семена) | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. | Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. | Кукла, картинки. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.30. | |
Составление рассказа методом «Гирлянда» |
| картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | ||||
2 | Зимующие птицы |
ЗКР: звуки С, Сь с применением игры «Паровоз» | Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи). развитие мышление, воображение, связной речи. | Бумажка, узкие полоски папиросной бумаги. Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «С». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.28. картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
3 | Животные родного края готовятся к зиме | Описание игрушки: белки, зайчика и мышонка с использованием игры «Объяснялки»
| Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке, учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук (ш), подбирать слова сходные по звучанию. | Большой медведь мягкая игрушка, картинки с предметами, в которых есть звук (ш): шкаф, чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня. | О.С Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Стр: 131 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
4 | Мамы и детки. Дикие и домашние животные | Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить детей запоминать стихотворение при помощи мнемотаблиц. | Картинка олененка, мнемотаблицы (лист бумаги, фломастеры) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.65. Схемы шифрования | |
НОЯБРЬ Человек среди людей |
| |||||
1 | Я человек: я мальчик, я – девочка. Что такое хорошо и что такое плохо | Составления описания внешнего вида. Примените игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо» | Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды. Учить образовывать единственного и множественного числа глагола : хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том что звуки в словах идут последовательно друг за другом. Развитие мышление, воображение, речь. | Кукла-петрушка, демонстрационная линейка, картинки. | О.С Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Стр: 149 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2 | Я и моя семья: Мой дом. Рукотворный мир. | ЗКР: звуки З, Зь применением игры «Паровоз» | Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в слогах, словах); учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуками З, Зь. Учить последовательно выставлять картинки с заданным звуком. | Кубик со звуковыми песенками. Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «З». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.32. картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Профессии. Трудовые действия, орудия и результаты труда | «Как коза избушку построила» | Обогащать содержание общения детей. Развивать диалогическое общение со сверстниками. Активизировать прилагательные. Побуждать соотносить глагол и выразительное движение. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. | Букет осенних листьев, вазы с ветками ели, березы, дуба (могут быть искусственные или муляжи). Элементы костюмов: козы, козлят, деревьев. Гербарий с листьями березы, клена, дуба. Круги Лиллуя, картинки. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.148 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Жилище русского человека. Русское народное творчество. | Чтение русской народной сказки «Зимовье» с применением игры на выявление подсистемных связей «Где живет?» | Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова). Развитие связной речи. | Обложки или иллюстрации сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», пирамидка, грибки. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.48 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
ДЕКАБРЬ | |||||
1 | Что подарит нам зима, чем она порадует? Сезонные изменения в природе. | «Зимняя сказка» Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже» | Обогащать опыт диалогического общения и игрового взаимодействия детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать словарь прилагательных. Уточнять и закреплять правильно произношение звука «ж». | Игрушки: медвежонок, ежик, кроватка, табурет, снежинки на ниточках. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.233 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2 | Зимние виды спорта. Санки, лыжи.
| Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» | Учить составлять из 2-3 предложений рассказ. Отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем, учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки, продолжать учить выделять звуки в словах и правильно произносить. Учить при помощи мнемотаблиц составлять рассказ. | Картина «Не боимся мороза», бумажные снежинки на нитках. Лист, карандаши | О.С Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Стр: 144 Схемы шифрования |
3 | Новогодний калейдоскоп. Новый год – загадывай желания! Встречай праздник чудес! Подарки для всех.
| «Какие бывают подарки» Игра на определение подсистемных связей объектов. «Что можно сказать о предмете, если там есть…» | Вовлекать детей в общий разговор. Учить передавать содержание рассказа своими словами; описывать предметы, вести диалог с игрушкой. | Барабан, плюшевый медвежонок, корзина, мяч, шоколадка, большая конфета, шапочка, шарфик. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.258 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Безопасность зимой | Чтение и заучивание стихотворений о зиме. | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Учить при помощи схем заучивать стихотворение. | Тексты стихов А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокр), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». Лист, карандаши | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.44 схемы шифрования |
5 | Театральная неделя | Составление сюжетного рассказа по ролям. Игра «Объяснялки» | Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи слова обозначающие качества и действия предметов. Учить подбирать точные сравнения. Учить понимать и активно использовать различные интонации ( удивления, радости, вопроса), выделять в словах заданный звук. развивать логическое мышление, связную речь. | Картинки с изображением козленок, коза, корова, зайчонок. | О.С Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» Стр: 122 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
ЯНВАРЬ Русская традиционная культура | |||||
1 | Зимние каникулы | ||||
2 | Знакомство с народной культурой и традициями. Одежда русских людей | ЗКР: звук Ц. применением игры «Паровоз» | Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированно, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. | Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «Ц». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.36 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Неделя детской книги | Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» Игра «Гирлянда» | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. | Текст сказки «Федорино горе», обложки книг и иллюстраций к сказкам К. Чуковского. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.53 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Неделя добра | Чтение сказки «Три поросенка». Игра «Гирлянда» | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. | Портрет С. Михалкова, иллюстрации к сказке. | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.35 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
ФЕВРАЛЬ Мы поздравляем наших пап | ||||||||
1 | Какой бывает общественный транспорт. Автобус, поезд, самолет, теплоход.
| Общественный транспорт. | Развивать навык составления описательного рассказа. Формировать представления о слове и предложении, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Умение соотносить вид транспорта и его место обитания. | Предметные картинки по теме, игрушечные машины (автобус, поезд, теплоход, самолет) Круги Лиллуя, картинки. | Конспект Пособие Круги Лиллуя. | |||
2 | Наша армия сильна. Военные моряки, летчики, танкисты, пограничники, солдаты. | «Смелый, сильный, волевой» С использованием игры «Комплименты» | Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать высказываться на тему из личного опыта. Обогащать и активизировать словарь прилагательных. Учить пересказывать короткий текст. Учить детей придумывать комплименты. | Картинки с изображением военных разных профессий, мяч, наборное полотно, голубая лента, детали строительного материала для моста, игрушки- две козы. | Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.368 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.95 | |||
3 | Путешествие в страну здоровья | Прогнозирование : объект «Больница» |
| Развивать диалектическое мышление, познакомить с предметом прогнозирование, развивать воображение, развитие связной речи, ориентировать детей на здоровый образ жизни. | Градусник, картинка с изображением больницы, картинки из сказки «Айболит» | Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.97 | ||
4 | Мой город. Достопримечате льности Заельцовского района | Рассказывание из опыта «Где мы были, что мы видели?» Игра «Гирлянда» | Закрепить представления о родном городе, его достопримечательностях. Учить вслушиваться в звучания слов, выделять в словах звуки. Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. | Предметные картинки (по выбору педагога) | Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий, средняя группа», стр.208 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
МАРТ Весна идет, весне дорогу! | ||||||||
1 | Мамин праздник 8 марта | Готовимся встречать весну и Международный женский день. Игра «Объяснялки» | Познакомить детей со стих-ем А. Плещеева «Весна». Упражнять в умении поздравлять женщин с праздником. развивать логическое мышление, связную речь. | Иллюстрации весны | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.59 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2 | Комнатные растения (условия для роста, правила ухода) | ЗКР» звук Ш. применением игры «Паровоз» | Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш. | Кусочки ваты, Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «Ш». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.46. картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Весна шагает по планете. | «К нам весна шагает» | Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л» и «л’». | Картинка с изображением подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) этих персонажей. Солнышко на палочке, картины с весенним пейзажем (ранняя весна), наборное полотно, ваза с зелеными веточками. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.452 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Азбука безопасности. В мире растений и животных | «Разноцветные огоньки» Игра: «Чем похожи, чем отличаются?» | Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение. Познакомить со многозначным словом «огонек». Обогатить словарь прилагательных, развить дикцию, артикуляционный аппарат. | Цветок бальзамина, Картинка (игрушка) конь огонь, фонарик. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.428 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.69 |
5 | Пресноводные и морские рыбы | Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить при помощи мнемотаблиц запоминать стихотворение. | Маски кота и петуха. Мнемотаблицы (лист бумаги, карандаши). | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.67 схемы мнемотаблиц. |
АПРЕЛЬ Весенние деньки | |||||
1 | Экосказка. Взаимосвязи в природе. | «Особенная вода» Игра обсуждение противоречия. (дождь). | Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение. Активизировать прилагательные, в | Игрушки: ослик, лягушонок. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», |
процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей. | стр.438 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.11 | ||||
2 | День космонавтики.
| ЗКР: звук Ж. применением игры «Паровоз» | Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука Ж (изолированно, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж. | Отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова. Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «Ж». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.49 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Путешествие в прошлое предметов. | «Посуда бывает разной» Игра «Раньше и сейчас» | Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать их в речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать задавать вопросы. Уточнить значение слов, обозначающих предметы посуды, и обобщающее наименование «посуда». Активизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль». | Предметы посуды: кастрюля, ложка, вилка, тарелка. Солонка. Картинки с изображениями предметов кухонной, столовой и чайной посуды. Мел, наборное полотно, метка. | «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», под. ред. Л.А.Парамоновой, стр. 411 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.99 |
4 | Мониторинг | ||||
МАЙ Скоро лето! | |||||
1 | Праздники мая. 9 мая — День Победы. | День Победы. Заучивание стих-я Т. Белозерова «Праздник Победы». | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стих-е Т. Белозерова «Праздник Победы». Учить при помощи мнетаблицы запоминать стихотворение. | Иллюстрации празднования Дня Победы, ветеранов. Схемы (лист, карандаши) | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.68 Схемы шифрования |
2 | Мой адрес. Флаг Новосибирска | ЗКР: звук Ч. применением игры «Паровоз» | Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей. | Иллюстрация паровоза Картинка с изображением паровоза и соответствующие картинки со звуком «Ж». | В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.53 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Летние виды спорта | Составление рассказа по картине «Дети играют в футбол» Применение «Системный оператор» | Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. Обучать построению причинно-следственных цепочек, связной речи. | Сюжетная картина «Дети играют в футбол», схемы, сюжетные картинки. | Занятие по ТРИЗ в детском саду. С. И. Гин, стр.91, конспект |
4 | Летние цветы, травы, насекомые. | «Мы в лесок пойдем» Игра «Кто кем будет?» | Вовлекать детей в содержательное общение, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить рассуждать, понимать смысл образования производных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р»-«р’». Учить различать их на слух. | Картинки с изображением белых грибов, лисичек, подосиновиков, подберезовиков, малины, черники, земляники, рыбы, рака, ромашки, травы, стрекозы, воробья. Две веревки, наборное полотно. Элементы костюмов Воробья и Ерша (шапочки, ободки) для разыгрывания сказки. | Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.564 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
Предварительный просмотр:
Месяц | Неделя | Тема недели | Тема занятия | Программное содержание | Источник |
сентябрь | 1 | До свидание, лето | 1.Знакомство с произведением В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Учить пересказывать произведение начало и конец. | Рассказы и сказки (серия Любимые писатели) |
2.Английская народная сказка «Три поросенка» | Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; Развивать образную речь; подводить к пониманию значения пословиц. Учить детей задавать вопросы со словами «Кто? Где? Когда?» | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Ст.105 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 110 | |||
2 | мониторинг | ||||
3. | В мире доброй сказки. Сказка ложь, да в ней намек... | 1. Русская народная сказка «Хвосты» | Учить осмысливать характер персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умения подбирать синонимы. Учить детей задавать вопросы со словом «Почему?». | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.106 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 107 | |
2.Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик» | Формировать эмоционально- образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; обогащать словарный запас слов (ладья, березовая лычка) | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» ст. 108 | |||
4. | «Детский сад – мой второй дом»: Дети и взрослые в детском саду | 1.Перессказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Использование метода Каталога. | Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», стр.38 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2.Мы-воспитанники старшей группы Игра «Что было бы, если бы…» «Причина – следствие». | Дать детям испытать возможность гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Игра «Что было бы, если бы…» «Причина – следствие». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.29 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
Октябрь | 5. | Подарки осени: собирай урожай; съедобные и несъедобные грибы | 1.Обучение рассказыванию: Составление рассказов на тему «Осень наступила» | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.39 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 92 |
2.Рассматривание картины В. Серова «Октябрь» | Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» ст.109 | |||
1. | Вот она какая осень золотая! Сезон, растительность, труд людей. | 1.Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» (с применением шифрования) | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» Закреплять с детьми умение запоминать стихотворение при помощи схем. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.40 Е. Измайлова: Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи. (Технология ТРИЗ) | |
2.Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Сидорчук т,А., Лелюх С.В. Составление тетьми творческих рассказов по сюжетной картине , стр 14. | |||
2. | Зимующие и перелетные птицы | 1.Зимующие и перелетные птицы | Обобщить представление детей о птицах, учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц, среды обитания, кормом. Обогащать словарь названиями птиц. Умение детей рассказывать про птиц при помощи системного оператора. | Конспект Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2. Пересказ Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Учить осмысливать характер персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умения подбирать синонимы | Конспект | |||
3. | Кто живет в реке, озере. Осенние изменения. | 1. «Подводное царство» | Расширение представление детей о речных рыбах, внешнем виде, образе жизни. Обогащение словаря: пруд, озеро, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, чешуя, образование качественных прилагательных: зубастый, серебристый…. Формирование бережного отношения к природе. | Конспект | |
2. Пересказ сказки «Лиса и рак» при помощи каталога | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением. Закрепления умения пересказывать рассказы при помощи технологии каталога. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Стр.24 Картотека развитию речи с использованием технологии ТРИЗ | |||
4 | Животные различных климатических зон. | 1.Составление рассказа по картине «Северные олени» Игра «Где живет?» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Стр76 Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2.Составление рассказа на темы скороговорок | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить представление о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Стр70 | |||
Ноябрь | 1. | Я человек: я-мальчик, я – девочка. О настоящих мальчиках и настоящих девочках. Этикет | 1.Беседа на тему «Учимся вежливости» | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.45 |
2.Заучивание стихотворенияи Ю.Энтин «Зачем мальчишкам карманы» с использованием шифрования | Учить выразительно и с интонацией рассказывать стихотворение. Развивать память. Учить детей запоминать стихотворение при помощи шифрования. | Д.Хармс, Ю.Энтин, А.Усачев. «Озорные стихи» ст.4 Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
2. | Я и моя семья: Дом. Предметы комфорта и предметы – помощники. | 1.Сравнение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына» | Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета; помогать замечать жановые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.117 | |
2.Составление описательного рассказа о предметах посуды при помощи подсистемы | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств(стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление антонимов, учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, супница).Развивать диалектическое мышление, связную речь. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет», Стр.58 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 26 | |||
3. | Творческие профессии. Результаты творческого труда. | 1.Профессия писатель. Знакомство с творчеством Н. Носова | Познакомить с профессией писатель, с произведениями Н. Носова. Воспитывать бережное отношение к книгам. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр.43 | |
2. Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» при помощи шифрования | Учить слушать и пересказывать рассказ, откликаться на эмоциональное чтение. Учить пересказывать рассказ при помощи шифрования. | Рассказ Н.Носова «Живая шляпа» Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
4. | Как жили люди раньше. Русское народное творчество. | 1.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н.Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Умение анализировать сказку по системному оператору. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.253 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 49 | |
2. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета. величины; закреплять в игре умение сроить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Стр.90 | |||
Декабрь | 1 | Что подарит нам зима, чем она порадует? Сезонные изменения в природе. | 1.Чтение стихотворений о зиме. Заучивание при помощи шифрования | Познакомить со стихотворениями о зиме, приобщать к высокой поэзии, заучивание понравившегося. Учить детей запоминать стихотворение при помощи шифрования. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.61 Картотека шифрования. |
2. Противоположные признаки. | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, активизировать использование антонимов в речи, активизировать мышление детей, обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма», развитие связной речи. | Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 22 | |||
2 | Зимние виды спорта. Конькобежный спорт, фигурное катание. | 1.Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе» с применением метода фокальных объектов, игры «Да-нетка». | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета «Хоккей»; вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту «Кафе» Развивать фантазию, развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.62 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 56 | |
2.Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать ее. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.64 | |||
3 | Новогодний калейдоскоп. Зима в произведениях искусства. | Рассказ по картине: аналитико-синтетические виды работы. | Формировать аналитические умения, активизировать словарный запас путем составления предложений, развивать память, наблюдательность, активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств. | Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 88 | |
2.Чтение рассказа Н. Носова «На горке» | Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.123 | |||
4 | Безопасность зимой | 1. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» 61 | |
2.Сотавление рассказа по картине «Река замерзла» Игра «Что было, что будет?» | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Обучать построению причинно-следственных цепочек, развитие связной речи. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Стр. 64 Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 91 | |||
5. | Театральная неделя | 1.Знакомство со сказкой Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Применение игры «Перевирание сказки» | Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной форме; воспитывать стремление к точному словоупотреблению. учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.144 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2. Театрализованное представление сказки «Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Развивать речь с помощью театрализованных представлений; развивать умение говорить голосом персонажей. Дать возможность каждому ребенку раскрыть свой талант. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр.144 | |||
2. | Знакомство с народной культурой и традициями Праздники русского народа. | 1.Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М.Булатова) | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.79 | |
2.Составление рассказа «Как мы с семьей празднуем Новый год» Составление рассказа методом «Каталога» | Познакомить с народной культурой и традициями, праздниками; учить детей составлять небольшие рассказы о традициях русского народа; развивать мышление, связную речь | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
3. | Неделя детской книги. | 1.Пересказ любимой сказки из любимой книги. | Дать возможность детям выбрать любимую книгу, рассказать почему она нравится; учить пересказывать любимое произведение. | Конспект | |
2.Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» с применением шифрования | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. Учить детей запоминать стихотворение при помощи шифрования. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.66 Картотека шифрования. | |||
4. | Неделя добра | 1.Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин | Развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность; воспитывать сопереживание; учить находить способы изменить ситуацию, включая элементы описания и рассуждения. | О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет» Ст.181 | |
2.Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Игра «Что было бы, если бы…» «Причина – следствие». | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Ст.80 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
Февраль | 1. | Виды транспорта. Спецтехника. Правила дорожного движения | 1.Сочинение на тему: «Приключение зайца» « Шкатулка со сказками» | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей, учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Стр.101 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; учить понимать и объяснять смысл поговорок. | О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Ст.111 | |||
2. | Наша армия сильна. Род войск (пехота, морской, воздушный, танковый) | 1.Описательный рассказ по картине «Наша армия» | Учить составлять описательный рассказ по опорной таблице; поддерживать непринужденную беседу; отвечать на вопросы; правильно употреблять глаголы единственного числа. Систематизировать и расширять знания и представления детей о Российской Армии. Активизировать специфический словарь детей. Развивать и совершенствовать монологическую речь; логическое мышление.Воспитывать уважение к воинам Российской Армии, чувство патриотизма, желание в будущем стать защитниками Отечества. Словарная работа: обогащение – пограничник, артиллерист, ракетчик; активизация – военно – воздушные, сухопутные войска, военно – морской флот. | Конспект, презентация | |
2.Заучивание стихотворений об армии, «Мой брат уехал на границу» О.Высотской при помощи шифрования | Приобщать к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Воспитывать гордость и уважение к военнослужащим. Учить детей запоминать стихотворение при помощи шифрования | Конспект. Картотека шифрования | |||
3. | Путешествие в страну здоровья | 1. Путешествие в страну здоровья | Обобщить и систематизировать знания детей о правилах здорового образа жизни: формировать убеждения о пользе здорового образа жизни;развитие стремлений к творческому самовыражению, умение обобщать, анализировать, делать выводы; расширять словарный запас, учить преобразовывать слова, называя их уменьшительное: учить детей высказывать свое мнение о героях известных произведений (К. Чуковский, А. Барто; формирование навыков образования родительного падежа существительных. | Конспект, презентация Куги Лиллуя | |
2. Заучивание отрывка сказки-стихотворение А. Крылова «Как лечили Петуха» | Развивать у детей память; подвести детей к тому, что за своим здоровьем нужно следить; | О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Ст.215 | |||
4. | Мой город, достопримечательности Новосибирска. Мой край, моя страна. | 1.Составление описательного рассказа по картине «Достопримечательность Новосибирска» | Помогать детям составлять описательный рассказ по картине с последовательно развивающимся действием (из личного опыта). Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Конспект-презентация. | |
2. Беседа на тему: «Мой край, моя Россия» с применением пособия «Волшебная дорожка» | Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Закрепить знания детей о государственных символах России. Закрепить знания детей о природе России, о русских народных инструментах, о народных умельцах. | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
Март | 1. | Мамин праздник 8 марта | 1.Беседа на тему «наши мамы». Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном» | Помочь детям понять как много сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 89 |
2.Рассказы на тему: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада». Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем». Игра «Комплименты» | Учить составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 91 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
2. | Комнатные растения (условия для роста, правила ухода, черенкование растений) | 1.Наши комнатные растения | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, горшок, стебель, лист, полив, лейка, кактус, алое, колеус, очищать, герань, ухаживать, опрыскивать, зеленый). Отгадывание загадок. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, творческого воображения. Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения со словами, потому что). Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям. | Конспект-презентация Круги Лиллуя | |
2.Составление описательного рассказа про комнатные растения | Обобщить представления комнатных растениях, правила и способы ухода за ними; Учить составлять описательный рассказ по схеме.Развитие умения понимать словесную инструкцию, образовывать формы глаголов. Дать понятие о слоге.Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения. Развивать мышление, связную речь, память, воображение. Развивать внимание и наблюдательность; Развивать умение слушать, вступать в диалог; Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям. | Картина комнатных растений, Сидорчук т,А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) | |||
3. | Весна шагает по планете. Поэты и художники о весне. Встречаем птиц | 1.Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кротчайшие пути решения логической задачи. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 97 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
2.Обучение рассказыванию по картине«Птицы весной» С. К. Артюшенко | Закреплять умение составлять рассказ по картине с последовательно развивающимся действием. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 104 | |||
4. | Азбука безопасности. В мире растений, насекомых и животных | 1.Перессказ сказки А.Н. Толстого «Еж» | Учить пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 84 | |
2.Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» Составление рассказа методом «Каталога» | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. | О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Ст.92 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
5. | Обитатели рек и озёр Новосибирской области | 1.«Реки, озера и их обитатели» | Ознакомить детей с обитателями озер и рек Новосибирской области; обогатить словарный запас слов; | Конспект-презентация | |
2.Заучивание стихотворения «Карась», «Окунь» при помощи шифрования | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить подбирать рифму к слову. Учить детей запоминать стихотворение при помощи шифрования. | Конспект Картотека шифрования | |||
Апрель | 1. | Экосказка. Взаимосвязи в природе. | 1.Чтение сказки «Сивка-Бурка» | Познакомить детей с волшебной народной сказкой, учить пересказывать последовательно, используя жанровые выражения. | О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Стр.138 |
2.Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) Игра «Бином фантазии» | Продолжать учить детей пересказывать учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения. | В.В. Гербова «Развитие речи в старшей группе» Ст.101 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |||
2. | День космонавтики. Космонавты | 1. Беседа на тему: «Космос» | Активизация и обогащение речевой деятельности детей; обучение детей выстраивать полные и выразительные ответы на вопросы; совершенствование грамматического строя речи детей, интонационной выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через постановку проблемных вопросов; развитие мелкой моторики рук. воспитание у детей уверенности в своем успехе, партнерских отношений между детьми, чувства доброты и отзывчивости; формирование навыков взаимопомощи и самоконтроля за речью. | Конспект | |
2.Обучение рассказыванию по теме: «Мой любимый мультфильм» при помощи «Мозгового штурма» | Помогать детям составлять рассказы из личного опыта. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.99 картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ | |||
3. | Путешествие в прошлое предметов. | 1.Знакомство со словами: лапти, утюг на углях, самовар, ухват, заслонка. Описание предметов по картине. | Обогатить словарный запас детей; познакомить с предметами быта русского народа, как они жили и чем пользовались. | Конспект | |
2.Заучивание стихотворения «Федорина горе» при помощи шифрования (схем) | Помочь детям заучить по частям. Закреплять с детьми умение при помощи шифрования запоминать стихотворение. | Конспект Картотека шифрования | |||
4. | Мониторинг | ||||
1. | 9 мая — День Победы. Славные страницы история России. | 1.Беседа «День Победы» | Дать детям представление о празднике «День Победы», почему он празднуется всем российским народом 9 мая; продолжать учить словообразованию синонимов, родственных слов; закреплять навыки составления предложений с предлогами; формировать навыки звуко-слогового анализа слов; упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными развивать мелкую и общую моторику; внимание; связную речь; языковое чутьё; воспитывать уважение к ветеранам, их подвигу во время Великой отечественной войны; | Конспект | |
2.Чтение художественной литературы о войне, победе. | Закреплять знания детей о том, как защищали русские люди свою Родину во время Великой Отечественной войны. – совершенствовать диалогическую речь. - развивать выразительность речи. - воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги. | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ | |||
2. | Многонациональная страна-Россия | 1.Рассказ о России по картине | Познакомить детей с многонациональной Россией; расширить словарный запас слов. | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ | |
2. Заучивание стихотворения В. Степанов «Живут в России разные народы с давних пор» при помощи шифрования | Помочь детям заучить стихотворение; учить правильно с выражением читать стихотворение. Закреплять с детьми умение при помощи шифрования запоминать стихотворение. | Конспект Картотека шифрования | |||
3. | Летние виды спорта | 1. Беседа на тему «Спортом будем заниматься» | Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; продолжать учить образовывать существительные мужского и женского рода; закреплять образование существительных множественного числа в родительном падеже. Расширять словарный запас детей, интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. | Конспект Занятие по ТРИЗ в детском саду. С,И.Гин стр. 92 Криги Луллия | |
2.Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.105 | |||
4. | Летние цветы, травы, насекомые | 1.Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» с применением шифрования | Помочь вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орловой «Ты скажи мне, реченька лесная…» Закреплять с детьми умение при помощи шифрования запоминать стихотворение | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр. 100 Картотека шифрования | |
2.Литературный калейдоскоп | Работа по закреплению программного материала. | Конспект |
Предварительный просмотр:
№ | Тема недели | Тема занятий | Программные задачи | Материалы и оборудование | Литература |
1 | До свидания, лето!! | «Подготовишки». Игра «Объяснялки»
| «Подготовишки». Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. развивать логическое мышление, связную речь. | Наглядный материал: картина «В школу». | В.В.Гербова. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 19) картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2 | Мониторинг | ||||
3 | В мире доброй сказки. Герои былин и волшебных сказок. | Сундучок бабушки Рассказушки. « Шкатулка со сказками» | Закреплять умение образовывать прилагательные из существительных, продолжать учить классифицировать предметы и объекты по заданному основанию, упражнять в подборе синонимов, составлении рифмованных строк, закреплять умение находить ударный слог или звук, решать несложные примеры, развивать интонационную выразительность речи, активировать творческую речевую активность, развивать память, мышление, образное восприятие, воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов. | Сундучок со сказочными предметами (туфелька, веретено, золотой ключик, горошина, яйцо, золотая рыбка), плоскостной домик, деревенский коврик, кувшин с блюдцем, платочки для девочек, картинки эмоций, знаки ! и ?, изображения животных, разноцветных лепестки на каждого, капельки с примерами, клочка, березка, надписи «Сказка» и «Просто», игрушки ежик и кот, иллюстрации «Чебурашка под зонтиком» и «Незнайка» | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.38) картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | «Детский сад – мой второй дом»: Чем занимаются в детском саду, история детского сада | Знакомство с волшебством. «Увеличение- уменьшение» | Познакомить с примером фантазирования «увеличение-уменьшение», активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций, воспитывать умение сопереживать, формировать коммуникативные навыки, связную речь, умение слушать рассказ и отвечать на вопросы. | Мяч | Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 59 |
5 | Подарки осени: собирай урожай, труд сельских жителей | Рассказ по картине: Системный оператор. | Расширение кругозора путем погружения в историю. Обогащение словаря: комбайнер, доярка, ветеринар, тракторист…, составление рассказа по картине «Сельские труженики» | Сюжетная картина, схема системного оператора. | Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 91, картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
1 | Вот она какая осень золотая! Деревья, кустарники, травы осенью | Заучивание стихотворения «Осень» Е. Трутневой | Учить выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавать грусть осенней природы. Закрепить умение детей запоминать стихотворение при помощи схем.
| Наглядный материал : картина «Зайцы». | О. С. Ушакова « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» 5-7 лет». (стр 140.) Е. Измайлова: Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи. (Технология ТРИЗ) |
2 | Птицы Сибири. Красная книга | «Птицы Сибири» | Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц, понятие «красная книга»); Совершенствовать диалогическую речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками. Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением; Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; Развивать навыки словообразования; Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков; Учить делить слова на слоги. | Кольца Луллия Изображения птиц. | Конспект Кольца Луллия |
3 | Сезонные изменения в неживой природе. Осень в произведениях искусства. | Заучивание стихотворения. А.Фета «Ласточки пропали…» при помощи шифрования | Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета « Ласточки пропали…» Закрепить умение детей запоминать стихотворение при помощи схем. | Наглядный материал :картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка. | В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.27.) Картотека шифрования |
4 | Животный мир Земли: пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие | Земноводные и пресмыкающиеся. | Формировать знания о земноводных (тритон) и пресмыкающихся (черепаха). Познакомить детей с новыми понятиями – земноводное — амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Познакомить с жизнью черепахи в естественных и искусственных условиях, приспособленностью в питании, защите от врагов, выведении потомства. Знакомить с правилами поведения детей в природе. | Картинки пресмыкающиеся и земноводные. Кольца Луллия | Конспект Кольца Луллия |
1. | Я-человек: я-мальчик, я-девочка. Полезные и вредные привычки. Этикет. | Научим Машу – Растеряшу правильно питаться | Развивать интерес и положительное отношение к здоровому питанию, уточнять знания детей о правилах здорового питания, прививать навыки культуры питания, развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание, совершенствовать диалогическую и монологическую формы связной речи, продолжать развивать интерес к выполнению заданий в малых группах, умение договариваться и доводить начатое дело до конца | Письмо от малыша, загадки из книг, портрет повара Поварешкина, карточки с изображениями разных продуктов, шаблоны лимонов разных размеров, три листа а3, с нарисованной скатертью, фломастеры и карандаши. | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.115) картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2. | Я и моя семья: Гостеприимство. Семейное древо. | Чтение сказки Бориса Алмазова «Горбушка» Игра «Что было бы, если бы…» «Причина – следствие». | Учить внимательно слушать рассказ, в умении краткого пересказа,. развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь. | Чтение сказки Бориса Алмазова «Горбушка» | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Все профессии важны. Качества людей разных профессий. | Составление рассказа на тему: «Кем и как работают мои родители» | Познакомить детей с трудом взрослых. Учить составлять рассказ из личного опыта на основе плана, упражнять в образовании родит падежа множественного числа существительных. Учить при помощи схем составлять рассказы. | Мнемотаблицы (лист бумаги, карандаши) | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.69) Е. Измайлова: Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи. (Технология ТРИЗ) |
4 | Традиции русского народа. Сибирские умельцы. | Сравнение и описание предметов декоративно-прикладного искусства. Составление загадок. | Воспитывать интерес к творчеству русских мастеров, учить описывать предметы, отмечать характерные особенности и различие в знакомых видах росписи, упражнять в подборе определений к словам. Учить детей составлять загадки. | Картинки с изображением предметов. | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.98) картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
1 | Что подарит нам зима, чем она порадует? Сезонные изменения в природе. | Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» при использовании шифрования | Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Закреплять с детьми умение при помощи шифрования учить стихотворение.. | Наглядный материал: картины «Не боимся мы мороза», «Саша и снеговик». | В.В. Гербова. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.42.) Картотека шифрования |
2 | Зимние виды спорта. Хоккей, биатлон. | «Зимние виды спорта» Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже» | Закрепить и систематизировать знания и представления детей по теме «Зимние виды спорта»; активизировать и обогащать словарь детей по данной теме; учить составлять распространенные предложения, образовывать однокоренные слова, подбирать слова - антонимы. | Наглядный материал: иллюстрации | Конспект картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3. | Новогодний калейдоскоп. Зима в произведениях искусства. | Как ребята рассказывали Зиньке о детских зимних забавах | Продолжать развивать интерес к изменениями, происходящим в природе, расширять у детей представления о детских зимних забавах, активизировать мыслительную и речевую деятельность, совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение двигаться под музыку в соответствии с текстом. | Игрушка-снеговик, книга «Синичкин календарь», подборка сюжетных картинок по теме, белые снежинки разного размера в белом мешочке, листы бумаги синего цвета, белая гуашь, кисточки №3,4, картинки с изображением деда Мороза, Снегурочки, Зимушки, кормушка, наборное полотно для картинок. | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.78) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4. | Безопасность зимой | Составление рассказа из коллективного опыта «Как мы играем на участке зимой» Н. Носов «На горке» при использовании мнемотехники | Развивать умение выбирать из рассказа самые интересные эпизоды, побуждать включать в рассказ описание природы. Закреплять умение детей составлять рассказы с использованием мнемотаблиц. | Материал: рассказ Н. Носов «На горке», лист бумаги, карандаши. | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.296) Картотека мнемотаблиц. |
5 | Театральная неделя | Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игра «Теремок» | закреплять и расширять представления детей о театре, его истории, об игре актёров: каким он был в древние времена, каким стал сейчас. воспитывать культуру речевого общения; Развитие навыков ассоциативного мышления. Новые слова: Грим, амфитеатр, муза, реквизит, прожектор, режиссер, балаганы, сценарист, декоратор, костюмер | Сюжетные картинки | Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 65 конспект |
2 | Знакомство с народной культурой и традициями Традиции и обряды в жизни русского народа. | «Обычаи и традиции русского народа» Игра « Системный лифт» | Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа | Наборное полотно, карандаши. | Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 39, 44. |
3 | Неделя детской книги | Пересказ р.н.сказки «Снегурочка», рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Снегурочка» при использовании мнемотехники | Познакомит с творчеством Васнецова. Учить выразительно передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста. Употреблять в речи сравнительную степень прилагательных. Закрепление умение детей составлять рассказ при использовании шифрования. | Сказка «Снегурочка», картина В. Васнецова «Снегурочка» лист, карандаши. | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.225) Картотека шифрования. |
4 | Неделя добра | Составление рассказа «Как Ежик попал в беду» по серии сюжетных картин при использовании игры «Гирлянда» | Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность. Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов. | Сюжетные картинки | О.С. Ушакова «развитие речи детей 5-7 лет» (стр.181) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
1 | Виды транспорта. Спецтехника. Правила дорожного движения | Как Светофор Светофорович Незнайке и ребятам давал уроки Правил дорожного движения. Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Волшебный светофор | Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. Совершенствовать навыки диалогической речи, умение участвовать в коллективном диалоге, отвечать на вопросы, закреплять представления о правилах поведения среди сверстников, способствовать желанию иметь друзей, воспитывать честность, дружелюбие. | Загадки, картинки с правилами дорожного движения, изображение Светофора Светофоровича на экране, сюжетные картинки ситуаций на дороге, карточки «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено» , разрезные карточки (3-4шт) с изображениями дорожных знаков. | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.179) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
2 | Наша армия сильна. Род войск (пехота, морской, воздушный, танковый) | Составление рассказа по набору игрушек военной тематике. Метод каталога | Закреплять знания родов войск, название военной техники, учить составлять последовательный рассказ: состоящие из зачина, развития действия, кульминацию и разрешения. обучение творческому рассказыванию, обогащение активного словарь, развитие фантазирования. | Игрушки военной тематике. | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.334) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Путешествие в страну здоровья | Приключения доктора Айболита и его друзей в Африке Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо» | Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные особенности и возможности детей, воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениями, развивать литературную речь, обогатить лексику по теме животных жарких стран и их детенышей, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, воспитывать стремление объединяться в небольшие группы для игры и игрового общения. | Картинки с изображением животных разных стран, мяч для игры в кругу, аудиозаписи муз.произведений для фона и игр – по выбору воспитателя, разрезные картинки с изображениями животных жарких стран | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.149) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Мой город, мой край, моя страна. Моя планета Земля. | Составление рассказа «Что мы расскажем иностранным гостям о своей стране» «Мозговой штурм» | Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, учить составлять рассказ на основе впечатлений об окружающем мире | Глобус. Карта. | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.280) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
1 | Мамин праздник 8 марта | «Заучивание стихотворения «Мама» П. Синявского с использованием мнемотехники». | Формировать у детей умение читать наизусть стихотворение пользуясь опорными схемами. Совершенствовать художественно – речевые навыки при чтении: громкость, интонационную выразительность. Упражнять детей в составлении предложения и записывании его в виде схемы, анализе словесного состава предложения, нахождении места слова в предложении. | Опорные схемы, экран с проектором и ноутбук для показа презентации "Ангел-мама", стихотворение "Мама" П. Синявского, тетради, карандаши. | Конспект Е. Измайлова: Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи. (Технология ТРИЗ) |
2 | Комнатные растения(условия для роста, правила ухода, черенкование растений) | «Комнатные растения» | Активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова | Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода за ними,, Кольца Луллия | Конспект Кольца Луллия |
3 | Весна шагает по планете. Поэты и художники о весне. Встречаем птиц. | Описание пейзажной картины Работа по картине «Что?(кто?) что делает?» | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его словом, тренировать в подборе синонимов и антонимов. | Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана | О.С. Ушакова «развитие речи детей 5-7 лет» (стр.200) Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 88 |
4 | Азбука безопасности в живой и неживой природе. | Заучивание стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день». При использовании метода «Золотой рыбки» | Познакомить детей со стихотворением П.Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 66,67) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. | |
5. | Обитатели рек, озер, морей, океанов | «Обитатели морей и океанов» Игра «Почемучка» | Познакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей. Учить задавать вопросы со словом «Почему?» | Картины | Конспект Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 107 |
1 | Экосказка. Взаимосвязи в природе. | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Игра «Вопросы» | Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа. Закрепление умение детей задавать вопросы «Что? Где? Когда?» | Рассказ М.Пришвин «Золотой луг» | О.С. Ушакова «развитие речи детей 5-7 лет» (стр.206) Занятия по ТРИЗ в детском саду С.И. Гин, стр 110 |
2 | День космонавтики. На космических орбитах: далёкие планеты | Как Незнайка и ребята делились своими знаниями о космосе. | Расширять знания детей о космосе, космических явлениях, о трудностях при подготовке космонавта к полету в открытый космос, формировать познавательный интерес, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, развивать желание отображать полученные знания в рисунках, интерес к творчеству, воспитывать чувство гордости за герой – космонавтов нашей Родины | Слайды с космосом, 3-4 ласта бумагли а3, цветные карандаши или краски, кисточки №3, звездочки из блестящей бумаги, образцы фигур из звезд, разрезные картинки на тему космос (или пазл) | Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа. О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева (стр.163) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Путешествие в прошлое предметов | «Придумывание рассказа по набору игрушек, связанных с содержанием потешек и скороговорок», Игра «Объяснялки» | Упрожнять в произнесении скороговорок в разном темпе, с разной силой голоса, передавая интонации вопроса и ответа. развивать логическое мышление, связную речь. | Игрушки соответствующие содержанию потешек и скороговорок | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.406) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | Мониторинг | ||||
1 | Праздники мая. 9 мая — День Победы. Славные страницы история России. | Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина». При помощи шифрования | Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. Закрепление умение детей запоминать стихотворение при помощи шифрования. | Лист, карандаши. | 1.В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 76, 78.) Картотека шифрования |
2 | Многонациональная страна Россия. Флаг, герб, гимн России. Москва-столица нашей Родины! | «Многонациональная страна Россия» | Закрепить знания детей о государственных символах России; Расширять представления о природе России; Развивать интерес к родной стране, к столице- Москве. Обогащение и активизация словаря: Россия, герб, гимн, булава, скипетр. | Материал: Карта, глобус, герб, флаг, изображения природы разных широт. | Конспект Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
3 | Летние виды спорта | Составление рассказов по картинкам «Летние виды спорта» Игра «Паровоз» | Закрепить знания детей о летних видах спорта. Развивать у детей положительную мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья. развитие мышление, воображение, связной речи. | Серия картинок «Летние виды спорта» | Конспект Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
4 | До свидания, детский сад. Здравствуй, школа! | Составление рассказа из коллективного опыта «Чем мне запомнился детский сад» Игра «Раньше – позже» | Помочь осознать себя выросшими, будущими школьниками, побуждать вспоминать и рассказывать об интересных событиях, произошедших за время посещения детского сада, упражнять в составлении предложений со словами: детский сад, школа, друзья. | Видео-слайд презентация, фотографии детей в динамике роста | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» (стр.542) Картотека по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с элементами ТРИЗа "Новая Красная Шапочка"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Новая Красная Шапочка" с использованием элементов ТРИЗа. Занятие развивает связную речь детей, формирует мотивацию к учению, развивает нагля...
«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.
Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"
Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...
Развитие речи с элементами ТРИЗ
Для обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»
Цель: создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...
Упражнения для развития речи с элементами ТРИЗ.
Упражнения для детей 5-7 лет...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...