Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: Загадки Зимушки-зимы
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема: Загадки Зимушки-зимы
Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширять, закреплять и активизировать лексический запас по теме «Зима»;
- Учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;
- Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
-Корригировать и развивать связную устную речь, речевое дыхание, зрительное внимание и восприятие, тонкую и общую моторику, мыслительную деятельность.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к занятиям, умение работать в команде;
-Воспитывать любовь и интерес к явлениям природы.
Здоровьесберегающие задачи:
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата в зале;
- Учить соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: ИКТ, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», магнитная доска, магниты, 2 стола, 8 стульев, снежинки из бумаги различной величины с написанными на них заданиями, снежок, 1 корзина, разрезные тематические картинки, снеговик, санки, зефир.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». Дети входят в зал, замечают разбросанные по ковру снежинки разной величины. И висящую отдельно большую снежинку.
Логопед: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех вас я приветствую!
Логопед: Ребята посмотрите, как много снежинок перед нами, настоящий снегопад. Пять минут назад здесь ничего не было, а теперь снега полным-полно. Соберем снежинки с нашего пути.
Логопед: Ой, ребята посмотрите, а вот еще одна снежинка.
С вами рада встрече я,
Мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает….
Логопед: Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (Дети отвечают).
Логопед: Верно. Это Зимушка-зима в гости заглянула да снега насыпала.
Логопед: Расположим снежинки на доске в порядке увеличения, начиная с самой маленькой. (Дети собирают снежинки и прикрепляют к магнитной доске).
- Основная часть
Логопед: Вам интересно какой сюрприз Зимушка-зима приготовила?
Дети: Да
Логопед: Тогда начнем отгадывать наши загадки, вон их сколько. (Показываю на доску).
Логопед: А каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).
Логопед: …..принесите пожалуйста первую волшебную снежинку!
Логопед: Игра «Правильно-неправильно»
- Если я скажу правильно - вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:
Наступила морозная зима.
Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
Дети пошли на улицу.
У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).
Логопед: Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.
Логопед: …… иди сорви пожалуйста еще снежинку.
Логопед: Следующая наша загадка – это игра «Разрезные картинки».
Логопед: Посмотрите на эти частички, какие-то они необычные. Соберем их вместе и посмотрим что у нас получится. Что у вас получилось?
Логопед: Я собрала свою снежинку. Я вижу, что на картине у меня изображено как …..Я смотрю ……, уже тоже сделала. Назовите, что нарисовано у тебя снежинке? Скажи полным ответом.
Логопед: Какие вы молодцы, вы смогли собрать все предметы и разгадать еще одну волшебную снежинку
Логопед: Возьми пожалуйста следующую снежинку. Какие снежинки холодные. Погреемся. (Массаж мимической мускулатуры.) Приготовили свои ладошки.
"Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем
Растираем лобик тоже
Теплым стать ему поможем
Щечки надуваются
Губки улыбаются
Подбородок разотрем
Дружно губки пожуем".
(Выполняются соответствующие тексту движения.)
Логопед: Я смотрю у …… ручки еще холодные. Попробуем еще раз.
Какие вы умнички, как замечательно показали упражнения!
Логопед: А сейчас вам предстоит разгадать следующую увлекательную загадку. Берите следующую снежинку.
Логопед: Игра «Закончи предложение».
Логопед. А сейчас расскажем, что же происходит зимой. Необходимо закончить предложение, а затем повторить его полностью. На слайдах!!!
- Зимой бывает снегопад, а осенью… (листопад).
- Зимой идет снег, а летом … (дождь).
- Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).
- Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).
- Зимой деревья белые, а осенью… (жёлтые).
- Зимой растут сугробы, а летом … (цветы).
- Зимой лепят снеговика, а летом… (куличики).
Логопед: И вы вновь смогли разгадать загадку. Ваши глазки немного устали, пусть они отдохнут.
Кратковременный пальминг. Дети закрывают глаза и 10-15 сек удерживают ладони на глазах. Убрав ладони, несколько секунд держат глаза закрытыми.
Логопед: …..иди возьми пожалуйста следующую снежинку. Спасибо.
Логопед: Дидактическая игра «Доскажи словечко». Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Поиграем. Я вам читаю стихотворение, а вы добавляете слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)
Логопед: Ой, ребята, что-то так холодно стало (звучит вьюга), давайте погреемся (Пальчиковая гимнастика + Дыхательная):
"Руки в кулачки сожмем
и немножко подождем
на ладошки мы подуем
все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем
Сильно на него нажмем."
Логопед: Ох, ручки то не согрелись ваши, попробуем еще раз!
Логопед: …. Бери следующую картинку.
Игра «Назови ласково» со снежком
Логопед: Пришло время поиграть со снежком. Я буду бросать вам снежок и называть слово, а вы будете снежок ловить и говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька – сосулечка Мороз- морозец
Дерево- деревце Ветер- ветерок Горка – горочка
Лёд- ледок Санки- саночки Зима- зимушка
Логопед: Зимушке очень понравится, что вы умеете называть ласковые слова о зиме. И смогли разгадать еще одну загадку.
Логопед: Кто следующий возьмет снежинку?
Упражнение «Где это бывает?»
Логопед: Ребята, посмотрите на экран и ответьте на мои вопросы.
Появляются по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.
– Где лежит снег?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– На чем катаются дети?
Логопед: Молодцы!
- Заключительная часть.
Логопед: Трудные задания нам приготовила Зимушка-зима! Мы с вами справились! Какое задание на снежинке вам понравилось больше всего? А какое показалось трудным?
На занятии вы были очень внимательными, сообразительными, хорошо умели рассуждать и думать. И Зимушка –зима приготовила для нас сюрприз. Она отправила своего помощника. Только я его не вижу. Помогите мне найти его.
Звучит музыка. Дети находят снеговика с сюрпризом. (Зефир).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико- грамматических категорий "Путешествие катушки"
конспект занятия...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя языка и связной речи. Тема: «Профессии»
цель занятия - закрепить знания детей о профессиях....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...
Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы
Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема "Дикие животные Карелии"
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: Дикие животные Карелии....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...