Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий
«Домашние животные».
Вид занятия: Подгрупповое.
Кол-во детей: Трое.
Продолжительность: 30 мин.
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных и их детенышей.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;
активизировать активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;
- Учить составлять рассказ-описание по плану-схеме.
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать словарь по теме, развивать связную речь;
- Развивать мыслительную деятельность и внимание.
- Закрепить умение составлять простые распространенные предложения.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к животным.
Оборудование: Игрушка «Домовенок Кузя», индивидуальные зеркала 4 шт., дидактические картинки: «Домашние животные», слоговой паровозик, мяч, магнитные картинки домашних животных, мнемо-таблицы.
Ход НОД
- Организационный момент:
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость, поздоровайтесь (Дети здороваются). Теперь все внимание на меня, и мы больше не отвлекаемся.
Логопед: В начале каждого нашего занятия мы с вами проговариваем наш девиз. Готовы? (дети с логопедом вместе проговаривают стих).
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях,
Говорим всегда, красиво,
Четко и не торопливо.
Логопед: Сегодня, мы с вами отправимся в маленькое путешествие, а поможет нам маленький герой. Отгадайте внимательно, про кого я говорю.
В нашем доме,
Возле печки,
Старичок один живет.
Носит он фуфайку, лапти
И хозяйство все ведет.
Может в доме прибираться,
Спрятав что-нибудь твое.
Может кошкой обернуться
И мяукать под окном.
Ну, а если разозлится…
То начнет он всех пугать…
И тогда уж непременно
Его нужно угощать.
Любит кушать он конфеты,
Пить парное молоко…
Успокоившись немножко,
Смотрит старичок в окно.
Догадались кто такой?
Это добрый …… (домовой).
Логопед: Молодцы! (Логопед достает домовенка Кузю). Кто помнит, как зовут Домовенка? (Дети Кузя).
Логопед: Домовенок Кузя, со своими друзьями подготовили для нас много интересных занятий, но перед тем, как их выполнить, нужно сделать гимнастику для язычка.
- Артикуляционная гимнастика по теме: «Домашние животные».
1.Упражнения на дыхание:
- «Кошка мяукает»
И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдо-хе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.
- «Собака лает»
И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4 раза.
2.Упражнения для язычка:
Мимические упражнения:
«Сердитый Полкан»
- Почему сердит, Полкан?
- Не пустили на диван,
Мяч не дали прокусить, -
Всё! Не буду я служить!
«Удивлённый котишка»
Полосатый кот-мурлышка
Водит носиком по книжке:
-Почему не пахнут мышки,
Нарисованные в книжке?
Не могу я их поймать!
Лапой только: хвать да хвать!
Артикуляционные упражнения:
«Телёнок»-жевательные движения, рот при этом закрыт.
«Сердитый Пушок»-рот приоткрыт, язык в виде «мостика».
«Копытца»-поцокать язычком, при этом рот открыт.
Язычок ведь, как копытца, Может звонко потрудиться.
Цок, цок, цок, - и не устанет, Лишь усердней цокать станет.
«Пушок лакает молоко»-лакательные движения языком.
Любит котик молочко,
Пьёт его из блюдечка.
Как? Охотно и легко.
Не устав нисколечко!
«Лошадка улыбается»-губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.
«Собачке жарко!»
Жарко нашему Дружку:
(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)
Он побегал по лужку!
Язык в сторону свалился, (соответственно)
Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком)
Логопед: Наш язычок, к красивой речи подготовили, а теперь пора выполнить первое задание.
- Веселые чистоговорки «Домашние животные»
Логопед: Подойдите к столу, выберите себе одного домашнего животного, и подготовьтесь, красиво проговаривать чистоговорки.
Кошка Шей-шей-шей ловят котики мышей; Ше-ше-ше сидит кошка в шалаше | Собака Ес-ес-ес во дворе сердитый пес; От-от-от дом собака стережет. | Коза За-за-за на лугу коза; Зы-зы-зы не боимся мы козы; |
Кролик Овку-овку-овку кролику дадим морковку. Ата-ата-ата забавные крольчата. | Корова Ова-ова-ова рогатая корова; Ко-ко-ко корова дает молоко. | Поросенок Сята-сята-сята в лужу лезут парасята; Чки-чки-чки- у свинок пяточки. |
- Д/И: «Веселый поезд»
Логопед: Молодцы. В следующем нашем задании, нам требуется расселить наших домашних животных по вагончикам. Кто скажет, как мы будим определять, в каком вагоне поедут наши животные? (Ответы детей). Правильно. По количеству слогов в названии зверька.
(Дети подходят к столу, берут по 2 картинки и определяют кол-во слогов в слове).
Слова: Пес, кош-ка, ко-ро-ва, ко-за, по-ро-се-нок, цы-пле-нок, гусь, ут-ка, кро-лик.
- Д\И: «Скажи ласково»
Логопед: Сейчас я проверю. Как вы сможете из простого слова сделать ласковые слова. 5. Игра «Скажи ласково». Готовы?
Слова: Кот-котик, кошка-кошечка, пес-песик, коза-козочка, корова-коровка, бык-бычок, гусь-гусенок, кролик-крольчонок, свинья-свинка.
Логопед: Мы выполняли много заданий, теперь давайте немного отдохнем с вами и сделаем зарядку.
Физ., минутка: «Скок-поскок, скок-поскок»
Скок-поскок, скок-поскок
Кролик прыгнул на пенек
В барабан он громко бьет
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку.
Чтоб не мерзли лапки.
(Дети имитируют движения кролика).
- Д/И: «Найди детеныша»
Логопед: Ребята, обратите внимание на доску, кто там изображен? Посмотрите, правильно расположены домашние животные и их детеныши? Ваша задача исправить ошибки и ответить, чем питаются животные (на доске в хаотичном порядке расположены картинки домашних животных и детенышей, дети подходят правильно группируют и составляют развернутое предложение). Послушайте образец.
Пример: Это кошка. Детёныш кошки – котенок. Кошка и котенок питаются молоком и рыбой.
(Собака, корова, коза, кролик, свинья и т.д).
7. «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему. Мнемо таблицу).
Логопед: Составим о домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме (Логопед перечисляет схему).
Схема:
Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?
Логопед: Послушайте, какой рассказ составлю я.
Это корова. Корова домашние животное. Корова живет в сарае, в коровнике. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Логопед: Кто попробует составить рассказ о своем животном.
Дети: Я расскажу о лошади.
1) Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
Дети: Я расскажу о свинье.
2) Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
Дети: Я расскажу о кошке.
3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
Дети: Я расскажу о собаке.
4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
Дети: Я расскажу о козе.
5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Дети: Я расскажу об овце.
6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Логопед: Молодцы, хорошие рассказы составили.
- Итог занятия:
Логопед: О каких животных мы сегодня говорили на занятии?
Логопед: О домашних животных.
Логопед: Почему их так называют?
Логопед: Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.
Логопед: Понравилась вам занятие?
Логопед: Что вам понравилось на занятии?
9. Оценка деятельности детей
Логопед: Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!
Логопед: Занятие окончено, тихо встаем. Давайте попрощаемся с гостьей и скажем дружно: До свидания! Тихо идем за мной в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.
В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико- грамматических категорий "Путешествие катушки"
конспект занятия...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему. Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой на...
Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий языка у дошкольников с ТНР.
Лексические темы: "Посуда", "Семья", "Сказки"....
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...
Конспект занятия в старшей группе по теме:«Как человек приучал домашних животных»
Конспект занятия в старшей группе по теме: «Как человек приучал домашних животных» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.Тема «Как человек приучал домашн...
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий
Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий. Цель: обобщить знания, полученные на логопедических занятиях в течение года, через организ...