Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Наталья Олеговна

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты».
  • уточнить и расширить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны;
  • усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • развивать умение образовывать глаголы-действия.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_instrumenty.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по развитию лексико-грамматических категорий

по лексической теме  «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты».
  • уточнить и расширить представления о названиях орудий труда и инструментов, для какой профессии какие инструменты нужны;
  • усвоить понятия «орудие труда», «рабочий инструмент».
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • развивать умение образовывать глаголы-действия.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Логопед: Добрый день. Ребята сегодня мы с вами познакомимся  с инструментами. Сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы должны добавлять нужное слово.

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Вышли с братом мы во двор:

Мы расчистим снег и лед

Во дворе… (Лопатой)

У железной тучки есть и нос, и ручка.

Я дощечки распилил

И скворечник смастерил.

Очень сильно помогла.

По хозяйству мне… (Пила)

Не поможет глазомер,

Нужен точный мне размер.

Где надо, ставлю метки

С помощью… (Рулетки)

У железной тучки есть и нос, и ручка.

Гвозди им я забиваю,

Очень точно попадаю.

Дом для птиц построить смог,

А помог мне… (Молоток)

Логопед: Молодцы, вы справились  с заданием.

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята  повторяйте за мной слова и движения.

1 Массаж биологически активных точек лица

Молоток стучит: тук-тук,

Он не вырвется из рук. (постучать пальцами по лбу)

Я держу за ручку крепко,

Гвозди забиваю метко. (постучать пальцами по щекам)

Гвоздь колючий вылез косо,

И стоит в доске кривой. (помять нос)

Гвоздодер легко и просто

Уберет его долой. (пощипать щеки)

Логопед: Ребята, вы знаете, из чего сделаны наши инструменты?

Правильно, из металла! А почему их делают из  металла? (ответы детей) Логопед:Чтобы инструменты были прочными! Что было бы, если бы молоток был  стеклянным?

Ответы детей.

Логопед:А пила из дерева , отвертка из пластилина  , клещи из картона ?

Ответы детей.

Логопед:А я вас сейчас проверю. Поиграем в игру «Верно-неверно»..Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать верно или нет.

Пилой режут хлеб. Верно?

Плоскогубцами выдергивают зубы.

Топором рубят дрова.

Гаечным ключом открывают замки.

Гвозди забивают в стену.

Молотком стучат в дверь, когда приходят в гости.

Граблями собирают листья.

Лопатой метут дорожки.

Иголкой шьют одежду.

Из лейки пьют чай.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». У меня есть коробка с инструментами. Вы должны взять инструмент и назвать его ласково

Молоток – молоточек, пила – пилочка, топор – топорик, гвоздь – гвоздик, болт – болтик, винт – винтик, грабли – грабельки, лопата – лопатка, лейка – леечка, метла – метелка, игла – иголка, кисть – кисточка.

Логопед: Сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сделать зарядку. Повторяйте за мной слова и движения.

 Физкультминутка

Стул сломали мы вчера, (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)

Мы ребята-мастера. (указать на себя)

Молотком тук-тук стучали,

Гвозди долго забивали. (постучать кулаком об кулак)

Получилось как-то криво,

Отпилили мы красиво. (имитировать движения)

Зачищали шкуркой долго, (тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким. (имитировать движения)

Верх узором украшали, (вращать кулачками)

Папу посмотреть позвали. (сделать «очки» из пальцев)

Логопед: Люди разных профессий используют в своей работе инструменты. Назовите, какие инструменты нужны в каждой профессии (по картинкам):

Столяр (Молоток, пила, рубанок, рулетка, гвозди, напильник);

Садовник (Лейка, лопата, секатор, тачка, метла, тяпка, грабли);

Швея (Нитки, иголки, наперсток, ножницы, швейная машинка, сантиметр, булавки, пуговицы, манекен);

Маляр (Краски, кисточки, валик, шпатель);

Мастер (Гаечный ключ, разводной ключ, гайки, болты, отвертка, молоток);

Строитель (Лестница, шпатель, мастерок, каска);

Автомеханик (Отвертка, гаечный ключ, плоскогубцы (пассатижи), масло);

Уборщица (Швабра, тряпка, ведро, веник, совок, мешок под мусор);

Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, зеркало).

Логопед:Я предлагаю поиграть в  игру «Что делать?».

Вы должны выбрать инструмент  и сказать,  что им делают.

Пилой – пилить, топором – рубить, молотком – забивать, рубанком – строгать, метлой – мести, лопатой –копать, граблями – рыхлить, лейкой – поливать, рулеткой – мерить, кистью – красить, отверткой –закручивать, ножницами – резать.

III. Итог занятия.

 Логопед:Ребята, скажите какие инструменты вы запомнили?

Ответы детей.

Логопед : А что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас сложным.

Ответы детей.

Логопед:Вы очень хорошо работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;Развивать интерес к выполнению заданий;Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Конспект занятия по лексической теме "Космос", приурочен к дню Космонавтики. Содержит материалы по обогащению активного словаря лексикого-грамматических категорий по теме, в занимательной дл...

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....