Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Космос»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: расширение знаний детей о космосе, активизация словаря по данной теме
Задачи:
-обучающие: формировать знания детей о космосе (о солнечной системе, планетах), о первых людях, полетевших в космос, совершенствовать грамматический строй речи ( согласование существительных с числительными, составление предложений, образование существительных И.п. и Р.п во множ.числе);
-развивающие: развивать фонематический слух, правильное звукопроизношение, развивать связную речь;
-воспитывающие: воспитывать познавательный интерес детей о космосе, космонавтах.
Материал и оборудование: ИКТ презентация о космосе, интерактивные картинки к дидактическим играм на тв-платформе (картинки: телескоп, астроном, луна, ракета, космонавт, картинки солнечной системы, картинки к дидактическим играм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rr_kosmos_aprel_starshaya.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Космос»
Цель: расширение знаний детей о космосе, активизация словаря по данной теме
Задачи:
-обучающие: формировать знания детей о космосе (о солнечной системе, планетах), о первых людях, полетевших в космос, совершенствовать грамматический строй речи ( согласование существительных с числительными, составление предложений, образование существительных И.п. и Р.п во множ.числе);
-развивающие: развивать фонематический слух, правильное звукопроизношение, развивать связную речь;
-воспитывающие: воспитывать познавательный интерес детей о космосе, космонавтах.
Материал и оборудование: ИКТ презентация о космосе, интерактивные картинки к дидактическим играм на тв-платформе (картинки: телескоп, астроном, луна, ракета, космонавт, картинки солнечной системы, картинки к дидактическим играм)
Ход ООД:
- Вводная часть. Организационный момент.
Ребята, послушайте одну небольшую историю и отгадайте о чем она.
«Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму. Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы»
Как вы думаете, куда отправились люди, чтобы найти ответы на эти вопросы? Подсказку вы сможете найти в игре «Добавь словечко». Ваша задача-добавить недостающие слова и вы узнаете ответ.
Чтобы глаз вооружить и со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб
Нужен мощный… (Телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… (Астроном)
Астроном — он звездочёт, Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная… (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (Ракета)
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски… (Космонавт)
Про что были загадки в этой игре? Как назвать одним словом? (космос)
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята что вы знаете про космос?:
Дети: Космос – это место, где находятся звёзды, планеты, солнце; место, куда летают космические корабли, ракеты.
Воспитатель: Космос – это вселенная, где много планет похожих и непохожих на нашу планету Земля. Какие планеты вы знаете?
Дети: Венера, Марс, Сатурн, Юпитер…(рассматриваем изображение солнечной системы)
Ребята, а кто совершает полеты в космос? Как называют этих людей? (это-космонавты) Правильно, это космонавты.
Воспитатель: Первым на планете Земля в космос полетел Юрий Гагарин, космонавт нашей страны (1961году 12 апреля); 108 минут длился его полёт. В 1963 году в космос полетела первая женщина Валентина Терешкова.
А какими качествами должен обладать космонавт? Каким он должен быть?
Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по космосу на планету Сатурн, где нам предстоит справиться с различными заданиями.
Звуковая культура речи.
Готовы лететь в космос? Давайте пройдем в космический корабль и проверим, работает ли двигатель и все системы исправны:
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших)
. Внимание, 5,4,3,2,1 - пуск
Перед полётом проверим силу наших рук.
Пальчиковая гимнастика «Космонавты»
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки — Значит можно начинать. (выполнять движения по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль)
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую жёлтую луну.
Внимание! Всем быть готовым к полету! 5,4,3,2,1 - Сейчас мы с вами летим в космосе, в котором очень много планет и звезд. Как только вы увидите планету, на которую нам необходимо прибыть, крикните «Стоп мотор!» (просмотр презентации о планетах)
Дети: Стоп мотор!
Воспитатель: Действительно, планета Сатурн. Ну что, выйдем и поздороваемся с обитателями этой планеты.
Как называются жители этой планеты? (инопланетяне/пришельцы)
Да, ребята, это инопланетяне и у них есть свой язык, с помощью которого они общаются. Чтобы понять, о чем они говорят, нужно его выучить.
«КОСМОС» (чистоговорки) (сопровождаем хлопками)
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
ИТ – ИТ – ИТ – в космос ракета летит
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
ТА – ТА – ТА - в космосе темнота
ДА – ДА – ДА - яркая звезда
АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр
НА – НА – НА - круглая луна
НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты
ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо
УН – УН – УН - голубой «Нептун»
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»
Теперь мы можем понять, что хотят нам сказать пришельцы. Пришельцы подготовили нам разные задания, которые нам нужно выполнить.
Игра «Собери космическое предложение»
1. Луна, это, Земля, спутник.
2. Ракета, космонавт, в, летит.
3. Луна, вращается, Земля, вокруг.
4. Гагарин, первый, Юрий, в космос, полетел.
Дети:
- Луна - это спутник Земли.
Космонавт летит в ракете.
Луна вращается вокруг Земли.
Юрий Гагарин первый полетел в космос.
В этом задании вам нужно будем считать все, что вы встретите на своем пути.
Игра «Звёздный счёт»
Сосчитайте спутники, звёзды, планеты, корабли.
Дети:
- Один спутник, два спутника, три спутника, четыре спутника, пять спутников.
Одна звезда, две звезды…
Одна планета, две планеты…
Один корабль, два корабля… ( последнее- устно на пальцах, показываем, дети называют)
На планету Сатурн прилетел космонавт Вова, он еще не знает языка пришельцев и не может ничего рассказать о том, как попал в космос. Давайте поможем Вове составить рассказ о его путешествие на планету.
Составление рассказа по сюжетной картинке
В космосе, затерялись лишние слова, их нужно найти и назвать.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Солнце, Луна, лампа.
Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.
Ракета, летающая тарелка, космический корабль, самолёт.
Дети называют лишнее слово и объясняют, почему так считают.
Воспитатель:
- Молодцы. Вы справились со всеми трудными заданиями, жители планеты Сатурн приглашают вас вместе поиграть.
Физминутка «Я-ракета» (видео)
Путешествовать по планете одному было бы грустно , а вот когда нас много-нам веселее. Давайте сыграем в игру, где подберем каждому слову свою «команду»
Игра «Один – много» (с мячом)
Образование существительных множественного числа именительного и родительного
падежей.
Космонавт – …космонавты – космонавтов.
Ракета – ...ракеты – ракет.
Планета –…. планеты – планет.
комета – …кометы - комет
созвездие-… созвездия - созвездий
Инопланетянам понравилось с вами играть и задавать разные задания. Им грустно с вами прощаться. Но нам пора возвращаться на свою планету. На какую планету мы должны вернуться? Правильно, на планету Земля.
Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 – пуск.
Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Что вам запомнилось? Как звали первых космонавтов, полетевших в космос? Что вам понравилось?
Чтобы вы хотели ещё сделать после полёта, чтобы потом рассказать вашим друзьям и родителям?
Дети предлагают нарисовать, слепить или сконструировать ракету, космическую станцию и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Дикие животные наших лесов.»
Конспект занятия предназначен для закрепления и обобщения темы: "Дикие животные наших лесов"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие р...
Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Космос"
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме &la...
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда»
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Одежда"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках
Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Мебель, части мебели»
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Мебель, части мебели»...