Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Одежда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда» | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда»
1.Цели: Продолжать расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду.
2.Задачи:
- развивать внимание, память, сообразительность, быстроту реакции; воспитывать выдержку;
- развивать речь, формировать интерес к родной речи;
-развивать, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе;
- воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.
Образовательные задачи:
Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, летняя. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава, карманы, пуговицы и др.) Закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда:
Коррекционные задачи:
-Активизировать словарь детей по теме «Одежда».
-Согласование прилагательных с существительными.
-Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
-Закрепить образование относительных прилагательных
-Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.
-Согласование глаголов с существительными.
-Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
-Воспитывать аккуратное отношение к одежде.
-Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.
-Учить решать проблемные ситуации.
3.Тип занятия: тематическое
4.Форма занятия: коммуникативная
5.Продолжительность: 20-25 минут
6.Участники: дети, воспитатель.
7. Возраст обучающихся: 5-6лет
8.Оборудование и материалы: Выставляются картинки с изображениями одежды, объемные или плоскостные варианты сезонной одежды, головных уборов, обуви; картинки с изображением четырех сезонов с разной погодой. Кукла и разная одежда для куклы коллекция тканей.
9. Предварительная подготовка:
-беседы о сезонных изменениях;
-наблюдения за людьми;
-опыты с тканью.
10. Методы и приемы работы с детьми: Информативно-рецептивный метод - рассматривание, беседа, игры, проблемные ситуации. Словесный метод-рассказ, беседа использование образцов педагога.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1.Организационный момент 2.Основная часть 3.Окончание занятия | 1.Назвать вещи, которые надеты на вас? Как все можно назвать одним словом? 2. Отгадывание загадок Беседа про одежду Веселая зарядка для пальчиков Рассматривание рубашки.(беседа) Дидактическая игра «Подбери слово» Дидактическое упражнение с мячом «Назови какая» Речь с движением «Лужи» Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону» Дидактическое упражнение. «Что будет, если...» 3.Итог занятия О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду? | 5 минут 17 минут 3 минуты |
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.
- Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)
2. Отгадывание загадок:
Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться
И в мороз не замерзать. (Одежда.)
- Вещи эти всем нужны,
Для головы они важны —
От перегрева и простуд
Они ее уберегут. (Голодные уборы.)
- Шьют изделия эти
Обычно из кожи.
На пару друзей
Они очень похожи.
У них есть подошва,
Шнурки иль застежки,
И люди их
Носят только на ножках. (Обувь.)
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.(Свитер)
Черна, а не земля.
Пушиста, а не снег.
Греет, а не печка. (Печка)
а) Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.
- А мы сейчас с вами назовем эту одежду.
- Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя.)
(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.)
- На что мы ее надеваем? (На тело.)
- Какая эта одежда? (Нижняя.) А по-другому можно сказать – белье.
- Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная.)
- Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная.)
- Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?
- Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.) А зимой? (Зимнюю.)
- А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.
3. Веселая зарядка для пальчиков
Руки сжаты в кулак, поочередно на каждый ударный слог разгибаем пальчики, начиная с большого.
Рукавички новые,
Теплые пуховые.
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки»
б) Рассматривание рубашки( на кукле)
– Что это? (Рубашка.)
Беседа с детьми про детали одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.
Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.
Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.
Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.
Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.
-Знаете ли вы, из чего делают одежду?( Из ткани). Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.
Кто же шьет одежду и где? Одежду шьют тоже на специальных швейных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами ее покупаем.
4. Дидактическая игра «Подбери слово»
Ожидаемый результат: дети должны знать словарь существительных и глаголов по теме; уметь подбирать нужные слова по смыслу, картинки..
Педагог задает детям вопросы, а дети должны дать ответ и обозначить его соответствующей картинкой, выбрав ее из множества лежащих на столе. Игру можно организовать и с мячом. Дети должны отвечать быстро. Тот, кто отвечает неправильно или не знает ответа, платит фант, который затем отыгрывает.
- Вспомните, что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу, панаму и т.п.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, колготы, варежки, шарф.)
- Что можно завязывать? (Шнурки, шарф, пояс.)
- Что можно надвигать на? (Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку.)
- Что можно надеть?
- Что можно обуть?
- Что можно застегнуть?
- Что можно мыть? Чистить? Протирать? Сушить? Стирать?
5. Дидактическое упражнение с мячом «Назови какая»
Ожидаемый результат: дети должны знать, из какого материала делают головные уборы; уметь называть материал, подбирать прилагательные..
Педагог читает детям стихотворный текст (2 раза), потом задает вопрос по своему выбору и бросает мяч одному ребенку. Поймавший должен ответить. Если ответ неправильный, мяч бросается следующему ребенку, а ответивший неправильно пропускает кон.
Ситцевый платок,
Меховая шапка,
Кожаная кепка,
Пуховая шаль.
Есть на шляпной полке
Шляпка из соломки, фетровая шляпа,
А на ней вуаль.
- Какой платок? Из чего он сшит?
- Какая шапка? Из чего она сшита?
- Какая кепка? Из чего она сшита?
- Какая шаль? Из чего она связана?
- Из чего сделана шляпка? Какая она?
- Какая шляпа? Из чего она сделана?.
- Из чего сделана вуаль? Какая она?
6. Речь с движением
Все движения в упражнениях выполняются ритмично.
Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Буль – буль - буль — Упала шапка. Ой-ой-ой — Кругом вода. Да-да-да, Себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! | Дети постукивают ладонями по ногам. Притопывают ногами. Щелкают пальцами, делают движения руками сверху вниз. Похлопывают по предплечьям скрещенными руками. Делают пружинку. Кружатся. Кивают головой. |
7. Дидактическая игра «Оденем куклу по сезону»( кукла, кукольная одежда и обувь)
Ожидаемый результат: дети должны знать названия и назначение сезонной одежды и обуви; уметь подбирать одежду и обувь по названному сезону, называя предметы и детали одежды, и по сочетанию цветовой гаммы.
Педагог предлагает четырем подгруппам детей одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Можно использовать объемный и плоскостной варианты наглядных пособий. Побеждает та подгруппа, которая сделала правильный выбор и смогла его объяснить. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, получают штрафные фишки и должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.
8. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.
- Что будет, если летом носить меховую шапку?
- Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
- Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
- Что будет, если в жару не надеть панамы?
- Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
- Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
- Что будет, если весной не менять шубу на пальто или куртку?
- Что будет, если играть, в песочнице в праздничной одежде?
- Что будет, если исчезнет вся одежда?
Итог занятия: О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду? Ответы детей. Молодцы!
Список литературы:
1.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2016.-96с. (Серия «Программа развития»)
2.Соломатина Г.Н. Рукавишникова Е.Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет: Методическое пособие. - М.: ЕЦ Сфера, 2020.-192с.-(Занятия с детьми)
3.Шорыгина Т.А.500 загадок, считалок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"
Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Одежда"
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Одежда"Цели:- активизация и расширение словаря по теме "Одежда"- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных- усвоение притяж...
ежедневное планирование оод в старшей логопедической группе по теме "Одежда"
планирование в старшей - подготовительной группе по теме "Одежда"...