Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие рассказы. Упражнять в словообразований существительных при помощью суффикса -ниц-. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить устанавливать причинно-следственные связи при составлении рассказов с использованием серии картинок. Закрепить навык словообразования существительных в И. п. и Р.п. ед. и мн. числа. Учить координировать речь с движением.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать внимание, память и словесно логическое мышление. Подготавливать руку к письму, формировать графо - моторные навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть добрыми и отзывчивыми. Воспитывать любовь и уважение к живой природе. Учить детей замечать происходящее в живой природе.
Предварительная работа: лексико-грамматическая деятельность по теме: «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение стихов, просмотр мультипликационного фильма «Лунтик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 65» - Центр развития ребёнка
города Бийска Алтайского края
Конспект
непосредственно образовательной деятельности «Коррекция речи»
в старшей логопедической группе
Лексическая тема: «Насекомые»
Области: «Коммуникация, познание»
подготовила
учитель – логопед
Волокитина Ольга Михайловна
г. Бийск - 2013г
Задачи непосредственно образовательной деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые. Формировать навык составления предложения с помощью схем, объединяя их в небольшие рассказы. Упражнять в словообразований существительных при помощью суффикса -ниц-. Продолжать учить делить слова на слоги. Учить устанавливать причинно-следственные связи при составлении рассказов с использованием серии картинок. Закрепить навык словообразования существительных в И. п. и Р.п. ед. и мн. числа. Учить координировать речь с движением.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать внимание, память и словесно логическое мышление. Подготавливать руку к письму, формировать графо - моторные навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать доверие к окружающему миру, желание помогать «братьям меньшим», быть добрыми и отзывчивыми. Воспитывать любовь и уважение к живой природе. Учить детей замечать происходящее в живой природе.
Предварительная работа: лексико-грамматическая деятельность по теме: «Насекомые», рассматривание картинок по теме, чтение стихов, просмотр мультипликационного фильма «Лунтик».
Содержание организованной деятельности.
1. Организационный момент.
Однажды над поляною пронёсся злой колдун. И насекомых - крошек он всех заколдовал. И осы чтоб жужжали, трудился муравей, Чтоб бабочки порхали, поможем им скорей. Возьмем с собой в дрогу мы знанья свои И добротой своею, малышек ты верни!
Дети закрывают все глаза и говорят: «Раз, два, три обернись на полянке очутись».
На доске полянка разных цветов, каждое насекомые закрыто этими цветами. После выполнения каждого игрового упражнения, логопед открывает один из цветков и появляется насекомое. После выполнения всех заданий на доске должны быть все «освобожденные насекомые».
2. Двигательное упражнение «Цветок». педагог показывает детям самый большой цветок. И предлагает, выполнит упражнение.
Спал цветочек сном волшебным - лепестки, сложив в бутон. Но потом цветок проснулся, лепесточек встрепенулся, А за ним его дружок, вот и третий лепесток, И четвёртый не отстал. Вот и пятый их догнал, И раскрылся весь цветок – наш прекрасный Огонек!
Из цветка появляется Лунтик (мягкая игрушка).
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли на помощь к моим друзьям малышам насекомым. А я вам помогу.
Основная часть - изучение нового материала.
3. Дидактическое упражнение « Работа по схемам»: составление описательного рассказа, используя схемы.
Логопед: Дети, давайте вспомним и назовём общие признаки насекомых.
Дети: Насекомые «шестиножки». Их глаза состоят из множества глазиков. Поэтому, не поворачивая головы, они видят всё вокруг себя. У насекомых есть усики, с помощью которых они пробуют предметы на вкус. Чем меньше усики у насекомых, тем они лучше видит. У насекомых на брюшке есть насечки, если смотреть сверху, они похожи на колечки – членики. Если насекомые исчезнут, у птиц не будет корма, и они погибнут, а растения некому будет опылять.
4. Дидактическая игра " Собери разрезную картинку ". - Разно уровневое задание. Каждый ребенок собирает свою картинку и с опорой на схему оставляет описательный рассказ о своем насекомом (кузнечик, муравей, божья коровка, пчела, бабочка). После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.
5. Рече подвижная игра " Мы играем со словами ".
Появляется гусеницы Вупсень и Пупсень: - А про нас забыли… Сейчас как мы начнем «шипеть» и будем вас щипать. Вы, что не знаете новость? У нас появился новый родственник уж, вот его фото (картинка ужа). Логопед: Вы ошибаетесь Вупсень и Пупсень, гусеницы не умеют шипеть и щипаться. Как и вы некоторые бабочки получили своё название с помощью частички - ница. Давайте отгадаем как будут звать бабочек-картинки: лимон, капуста, крапива, репей, бархат: капуста + ница = капусница; лимон + ница = лимонница; репей + ница = репейница; бархат + ница = бархатница.
Мы играем со словами, и слова мы называем: Капуст-ни-ца, ца-ца (6 хлопков) Аналогично отрабатываются слова: лимонница, крапивница, бархатница, репейница. После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.
После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.
6. Дидактическая игра "Что сначала, а что потом?"
Гусеницы ворчит и очень недовольны: «Всё про бабочек , а про нас забыли». Логопед: Нет, Вупсень и Пупсень мы про вас не забыли. Мы вам поможем сейчас превратиться в красивых бабочек.
Работа с серией картинок «Что сначала, а что потом». Дети устанавливают закономерность и составляют рассказ:
Дети: Сначала бабочка отложила на цветке яички. Из этих яичек потом появились гусеницы. Гусеницы питаются листьями и растут. Затем гусеницы превращаются в куколки. А из куколок появляются новые бабочки. Сначала у них мокрые крылья. Бабочки сушат крылья на солнышке. Крылья подсыхают и бабочки начинают летать.
После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.
7. Физкультминутка «Бабочки»
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Покружиться)
8. Пальчиковая гимнастика пальчиковые шаги
Логопед: Давайте поможем гусеницам стать бабочками.
Ползем мы по дорожке, Перебираем ножки, Мечтаем бабочками стать, чтоб над цветочками порхать.
После выполнения задания логопед открывает очередную картинку насекомого.
9. Работа в тетрадях. (Разно уровневые задания: обвести по контуру бабочку, обвести и заштриховать, дорисовать божью коровку).
Лунтик: Все насекомые свободны. Заклинания злого колдуна разрушены.
Заключительная часть.
10. Дидактическая игра: «Один и много»: пчела – пчёлы- пчёл, жук – жуки – жуков; стрекоза – стрекозы- стрекоз; кузнечик – кузнечики – кузнечиков;
11. Итог. Логопед: Наше путешествие подходит к концу. Я вас всем говорю спасибо. Пусть бабочки сядут на ваши ладошку, а мы друг другу скажем спасибо за помощь крошкам насекомым.
Литература.
- Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: «Детство-Пресс»,2000г.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет»; Москва «Гном и Д» 2009 г.
- Козырева О.А., Дубешко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», М., Владос, 2005 г.
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.- М.: «Творческий Центр», 2004г.
- Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПб.: «Детство-Пресс», 1997г.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду.- М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»
Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в логопедической группе представлена в виде календарно-тематического планирования непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »
Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Работа по развитию речи представлена в виде календарно-тематического планирования...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»
Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во 2 младшей группе по теме «Насекомые»
Закрепляем счет до 5-ти....