Дополнительная общеобразовательная программа "Говорящие паоьчики"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Логопедическая программа дополнительного образования Говорящие пальчики для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_logopedicheskogo_kruzhka2.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»
238050, Россия, Калининградская область, г. Гусев, ул. З. Космодемьянской, д. 10 «А»
тел. 8(40177)2-18-03, факс 8(40177)2-18-04
____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 6»
____________Н.С. Панкова
«___»_____________2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Говорящие пальчики»
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программу составила:
Нащекина Елена Валерьевна
учитель-логопед.
г. Гусев
2021
Пояснительная записка
Программа «Говорящие пальчики» социально-гуманитарной направленности разработана для организации целенаправленных и систематических занятий по овладению правильным звукопроизношением для детей 4-5 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Красивая, правильная речь – залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т. е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
Новизна.
Предлагаемая программа позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия носят развивающий характер, в планировании выделены такие направления как развитие импрессивной речи и развитие экспрессивной речи.
Адресат программы занятия проводятся с детьми 4-5 лет 1 раз в неделю.
Объём и срок освоения программы 9 месяцев, в объёме 36 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 1 раз в неделю. Длительность занятий определяется возрастом детей: не более 20 минут.
Форма обучения: очная.
Основной целью данной программы является совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи посредством игровых технологий.
Задачи:
1. Формировать слуховое внимание, восприятие, фонематический слух, умение регулировать силу голоса, правильное звукопроизношение;
2. Развивать дыхание, голос, мимические мышцы, артикуляционную и пальчиковую моторику, развивать связную речь;
3. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога, умение слушать друг друга, взаимоуважение, самоконтроль за речью;
При отборе содержания программы были соблюдены следующие принципы:
- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип поэтапного формирования умственных действий при котором работа над каждым типом задания проводится в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала;
- принцип учета индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме;
- принцип учета эмоциональной сложности материала;
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь);
- принцип сотрудничества (создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности);
Возрастные и психологические особенности детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание. Начинает развиваться образное мышление. Формируются особенности воображения: оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Формы организации: Занятия проходят в игровой форме с использованием игр на звукопроизношение, упражнений на развитие слухового восприятия, связной речи.
Планируемые результаты освоения программы:
- правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях;
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- формирование связной речи.
Механизм оценивания образовательных результатов:
Для выявления динамики достижения планируемых результатов освоения программы используются следующие методики:
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- «Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.
- Волкова Г.А. "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи"
-. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- итоговое занятие, практическое занятие.
Учебный план
№ | Раздел программы | теория | практика | всего |
1 | Артикуляция звуков | 5 | 10 | 15 |
2 | Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | 2 | 5 | 7 |
3 | Обогащение словаря, развитие связной речи | 2 | 7 | 9 |
4 | Развитие дыхания, темпа, координации речи и движений | 2 | 3 | 5 |
всего | 11 | 25 | 36 |
Содержание учебного плана
№ п/п | Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности детей | Кол-во часов |
1 | Огород. Овощи | Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
2 | Огород. Овощи | Обучение правильной четкой артикуляции звука «А»,. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
3 | Сад. Фрукты | Обучение правильной четкой артикуляции звука «У», Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. | 2 |
4 | Сад. Фрукты | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – У». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. | 2 |
5 | Дары осени | Обучение правильной четкой артикуляции звука «О». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, лексико-грамматических категорий. Обогащение словаря. | 2 |
6 | Осень | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
7 | Как звери к зиме готовятся | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ы». Развитие фонематического слуха, слухового восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
8 | Почему медведь зимой спит | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У – Ы». Развитие фонематического слуха, слухового внимания, восприятия, силы и высоты голоса. Развитие дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
9 | Игрушки | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Э». Развитие слухового внимания, чувства ритма. Развитие дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
10 | Наши пальчики | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «А – О – У – Ы – Э». Развитие слухового восприятия и внимания, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
11 | Зима | Обучение правильной четкой артикуляции звука «И». Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
12 | Зимние забавы | Обучение правильной четкой артикуляции звука «М». Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса, дыхания, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Обогащение словаря. | 2 |
13 | Новый год к нам идет | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «И – М». Развитие слухового внимания, чувства ритма, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки, связной речи. Обогащение словаря. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. | 2 |
14 | Рождество | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Б». Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря | 2 |
15 | Зимующие птицы | Обучение правильной четкой артикуляции звука «П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа, ритма и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря | 2 |
16 | Дикие животные | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Б – П». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, чувства ритма, темпа и координации речи и движений, логического мышления, связной речи, обогащение словаря | 2 |
17 | Животные в лесу | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Д». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря | 2 |
18 | Домашние животные | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Т». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря | 2 |
19 | Кто какую пользу приносит | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Д – Т». Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков, Развитие дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря четкой артикуляции звуков «Д – Т». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов, Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. | 2 |
20 | домашние птицы | Закрепление правильной четкой артикуляции звуков «Д – Т». Обучение правильной четкой артикуляции звуков «К», «Г». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков и их символов, Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи. Развитие внимания, быстроты реакции. | 2 |
21 | Мамин праздник | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Г». Развитие фонематического восприятия, дыхания, силы и высоты голоса, темпа и координации речи и движений, связной речи, обогащение словаря | 2 |
22 | Посуда. Продукты питания | Обучение правильной четкой артикуляции звука «К». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря | 2 |
23 | Транспорт | Обучение правильной четкой артикуляции звука «В». Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
24 | Весна | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ф». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
25 | Перелетные птицы | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «З – З’». Развитие фонематического восприятия, дыхания и силы голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
26 | Игрушки | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «С – С’». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря | 2 |
27 | Насекомые | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ц». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
28 | Цветы | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ш». Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
29 | Семья | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ж» Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
30 | Времена года | Обучение правильной четкой артикуляции звука «С-Ш». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
31 | Части тела | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Л-ЛЬ’». Развитие фонематического восприятия, дыхания и силы голоса, темпа и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
32 | Противополож ности | Обучение правильной четкой артикуляции звуков «Л’». Развитие фонематического восприятия, звуковысотного слуха, дыхания и голоса, темпа и координации речи и движений, грамматики, обогащение словаря | 2 |
33 | Животные зоопарка | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ц-ТЬ». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
34 | Животные и их детёныши | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ш-Ж». Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
35 | Семья животных | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ж-З» Развитие фонематического восприятия, дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
36 | Итоговое занятие. | Обучение правильной четкой артикуляции звука «Ч – ТЬ». Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. Развитие дыхания и голоса, темпа, ритма и координации речи и движений, мелкой моторики рук, связной речи, обогащение словаря | 2 |
Всего: | 36 |
Календарный учебный график
Начало учебного периода – сентябрь
Окончание учебного периода – май
Учебный год | 1 учебный период | 2 учебный период | Всего | ||
Кол-во недель | 16 | 20 | 36 | ||
Кол-во учебных часов | 16 | 20 | 36 |
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Кадровое обеспечение: учитель - логопед МАДОУ «Детский сад № 6».
Материально-техническое обеспечение:
Групповое помещение, оборудованное мебелью;
Музыкальный центр, ноутбук, колонка;
Методическое, информационное обеспечение:
Методические пособия, наглядный материал, иллюстрации, раздаточный материал, развивающие настольные игры;
Список используемой литературы:
Литература для педагога:
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010 г.
- Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002 г.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 г.
- Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009 г.
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010 г.
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
- Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
- Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...