НОД по развитию речи " Полет в космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Баракова Елена Андреевна

Использование артикуляционной гимнастики на занятии по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_barakova.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 11 центр развития ребенка»

               

              Конспект НОД

по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи

                Тема:« Полет в космос»

(подготовительная к школе группа)

                                    Составила : Баракова Елена Андреевна

                                2022 год

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»,

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

Цель: Формировать и расширять у детей знания по теме

«Космос»

         Образовательные:

        -Продолжать учить детей определять последовательность звуков в словах;

- Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [С], [С’].

Развивающие:

- развивать у детей: фонематический слух, внимание, восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику, воображение;

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

- развивать грамматический строй речи (подбирать слова – родственники к заданному слову, согласование прилагательных с существительными, образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Воспитательная:

-Воспитывать эмоциональный отклик детей;

- воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-Воспитывать любовь к своей планете;

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации: про космос, гимнастика для глаз; ракета синяя, зеленая с 3 иллюминаторами; картинки со звуками [C], [C’]; картинки к игре «Большой – маленький»; карточки к игре «Угадай планету», планшет с планетами; ящик с песком.

Ход:

  1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.
  2. Педагог: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

А еще – умелые!

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

(Дети садятся за парты.)

2. Основная часть:

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой знаменательный день есть в апреле, о котором мы с вами говорили?

Дети: День космонавтики

Педагог: И что означает этот день? Почему именно 12 апреля отмечают этот знаменательный праздник во всем мире?

Дети: В этот день ,12 апреля,

Полетел в космос первый космонавт Юрий Гагарин.

Педагог: Действительно, этот праздник в честь первого полета человека Юрия Гагарина. А полетел он 52 года назад. Посмотрите вот он – Первый человек Космоса

(на слайде фото Юрия Гагарина)

-Ребята, как назывался корабль с которого полетел Юрий Гагарин?

Дети: Корабль, на котором полетел Юрий Гагарин называется Восток (на слайде корабль)

Педагог: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Чтение стихотворения  ( читает ребенок)

Юрий Гагарин Вл. Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поют об этом песни,

Весенняя капель;

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие в Космос? Но сначала нужно пройти подготовку. Сейчас я проверю вашу смекалку. Отвечайте на мои вопросы, и я зачислю вас в команду, но у меня есть для вас подсказка. Ваши ответы должны быть родственники к слову КОСМОС.

Игра «Семейка» - развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова – родственники к заданному слову

Педагог: Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Слайд Земля- темно – синий фон

Педагог: Итак, нам предстоит отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Космонавты не только эрудированны, но и выносливые. И они всегда делают разные  гимнастики . Сейчас и мы с вами выполним такую гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

по теме «Космос»

1.Упражнения на дыхание:

«Покорители космоса».

«Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить.
«Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
«Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости.

…………

2.Мимические упражнения:

Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.

4.Упражнения для языка:

«Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.

Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.

«Труба»--рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.

А сейчас полетим в космос на ракете.

Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка та-та-та.

Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

Ор-ор-ор – завели мотор!

И так. Мы готовы к старту….

Педагог: А у нас с вами две ракеты и нам надо их приготовить к старту. Мы знаем, что космонавты берут с собой очень много еды и вещей, так как приходиться им жить в космической ракете довольно долго. Но у космонавтов вся еда лежит в строй последовательности. И нам надо сложить продукты, так, чтобы все было в порядке, ничего не испортилось.

Я вам хочу загадать загадку – подсказку, чтобы вы смогли приготовить ракеты к старту

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Педагог: Буква С это домик для каких звуков?

В синюю ракету мы будем загружать те предметы, где встречается согласный твердый звук [C], в зеленую – согласный мягкий звук [C’].

-Посмотрите, а что это за окна у наших ракет?

Дети: иллюминаторы

 Педагог: В верхний иллюминатор – слова, где звук стоит в начале слова, в средний иллюминатор – в середине слова ,нижний - в конце слова.

 (Сыр ,селедка сахар, консервы, рис, гусь, чеснок) и на выбор другие картинки, где нет звука « С»

Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да

Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз опускают руки

Раз, два, три, потянись. тянутся

Бегут на месте

Педагог: Ребята, посмотрите в ваши иллюминаторы, чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы

(на отдельном столе разложены карточки большие, на другом маленькие предметы)

Игра «Большой – маленький» :учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог: Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)

(Дом – домик, корабль – кораблик, воробей – воробушек, камень – камушек, дуб – дубок, гнездо – гнездышко, ведро – ведерко, гриб – грибок, куст – кустик, медведь – медвежонок и др.)

Педагог: Пока мы летим в космическое пространство, я хочу проверить вашу эрудицию, ведь космонавты, очень умные люди. Согласны вы со мной?

Игра «Какое слово отличается от других?» - развивать фонематические процессы, слуховое внимание.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?

Кто такой астроном?

Что такое гастроном?

(Слайд Спутник – путник)

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?

Кто такой путник?

Что такое спутник?

Педагог: Мы уже далеко от Земли. Посмотрите, как темно.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Наши с вами глазки не привыкли к такой темноте, давайте, сделаем зарядку.

Слайд Мультимедийная зарядка для глаз «Космическое пространство»- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения

Педагог: Ребята, скажите, а что есть в космическом пространстве?

(Слайд Солнечная система)

(звезды, солнце, планеты, кометы).

-А вы знаете, какие планеты в нашей Солнечной системе? Все планеты стоят в определенном порядке от Солнца на своей орбите.

(слайд метеоритный дождь)

-Только вот беда прошел метеоритный дождь, и все наши планеты сошли со своих орбит. Но унывать не надо. Мы с вами не зря прилетели в космос и сейчас все с вами поправим. Сейчас вы, ребята, спасете Солнечную систему от катастрофы.

Педагог: А теперь нужно поселить каждую планету на свою орбиту. Но сначала мы должны узнать, на какой по счету орбите находятся данные планеты

Слайд (Планеты крупным планом)

Пальчиковая гимнастика «Звездочет» – развитие мелкой моторики

На луне жил звездочёт — «смотрят» в телескоп

Он планетам вёл учёт: показывать в небо рукой

Меркурий — раз, загибают пальцы на руках, с мизинца

Венера-два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восемь — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не видит — выйди вон! сжимать, разжимать кулачки

Слайд (Солнечная система)

(вынести планшет «Солнечная система»)

Дети прикрепляют планеты на планшет

Педагог: Ребята, возвращайте свои планеты на свои орбиты. Скажите, а почему осталась эта желтая планета.

Дети: Это Луна, она не планета, а спутник Земли, она вращается не вокруг Солнца, а вокруг Земли.

Педагог: Давайте и Луну вернем на место, а не то на нашей планете, нечему будет светить ночью.

Педагог: Предлагаю Вам с помощью Лабиринта букв (В.В.Воскобовича) составить слово ЛУНА на Игровизоре (дети за столами  проходят лабиринт).

Педагог: Молодцы, мы справились. Посмотрите, Космос подарил нам настоящую Солнечную систему, чтобы мы не забывали о нашем путешествии. Найдите свою планету, которую вы спасли.

Педагог: Ребята, ведь мы не зря полетели в космос. Мы с вами спасли нашу Солнечную систему. Я думаю нам пора возвращаться домой.

Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да

Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями

А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их

А потом руки вниз опускают руки

Раз, два, три, потянись. тянутся

Бегут на месте

Педагог: Вот мы и приземлились на нашей планете

Педагог: У меня для вас сюрприз, мы с вами нарисуем космические просторы, но не на бумаге, а в космическом песке, посмотрите сюда, это действительно песок с Луны, она подарила нам его, за то, что мы спасли космос

(музыкальное сопровождение))

Рисование песком – развитие мелкой моторики, воображения

Педагог: Вот и закончилось путешествие. Было очень интересно и увлекательно. Поделитесь со всеми своими эмоциями.

-Кому было интересно, и он хотел бы еще раз отправиться в космическое путешествие возьмите красный кружок. А кому надо еще потренироваться- возьмите синий кружок.

Педагог: Ребята , я хочу Вам пожелать  : Чтобы в вашей жизни было много разных путешествий и с вами всегда были верные и надежные друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи "Полёт в космос"

Данное занятие целесообразно проводить перед Днём космонавтики, чтобы закрепить и обобщить знания детей об этом празднике.Задачи занятия:образовательные - продолжить обучать звуковому анализу и синтез...

Непосредственно образовательная деятельность по области "Познавательное развитие" Тема "Полет в космос"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" для детей 5 - 6 лет. на занятии использованы логические блоки Дьенеша, которые позволяют в доступной и наглядной основе знакомить ...

Презентация к конспекту по развитию речи "Ознакомление с космосом"

Данная презентация служит существенным дополнением к  подготовленному конспекту по развитию речи в рамках комплексно-тематического планирования по теме "Ознакомление с космосом"....

ООД "Развитие речи" Тема: "Загадочный космос"

Конспект ООД  в подготовительной группе, в рамках темы: "Земля - наш общий дом" по комплексно-тематическому планированию...

Занятие по развитию речи по теме "Космос"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Космос" в рамках тематической недели "Космос. Планета Земля. День Космонавтики"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию/ аппликация «Полет в космос» для старшей группы

Интеграция: художественно - эстетическое, социально - коммуникативное, речевое, познавательное развитие.Цель: создание работ на тему "Полет в космос"Задачи:образовательные: расширить знания ...

План-конспект занятия по развитию речи "Полет на ракете"

Цель: Создание условий для развития фонематического слуха.Задачи:Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.Закреплять умение пользоваться в речи существительными  в разных падежах.В...