НОД по развитию речи " Полет в космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Использование артикуляционной гимнастики на занятии по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_barakova.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 11 центр развития ребенка»
Конспект НОД
по формированию лексико – грамматической системы языка, звуковой культуры речи
Тема:« Полет в космос»
(подготовительная к школе группа)
Составила : Баракова Елена Андреевна
2022 год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество»,
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.
Цель: Формировать и расширять у детей знания по теме
«Космос»
Образовательные:
-Продолжать учить детей определять последовательность звуков в словах;
- Научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков [С], [С’].
Развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, внимание, восприятие, координацию речи с движением, мелкую моторику, воображение;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать грамматический строй речи (подбирать слова – родственники к заданному слову, согласование прилагательных с существительными, образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.)
- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения
Воспитательная:
-Воспитывать эмоциональный отклик детей;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-Воспитывать любовь к своей планете;
Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентации: про космос, гимнастика для глаз; ракета синяя, зеленая с 3 иллюминаторами; картинки со звуками [C], [C’]; картинки к игре «Большой – маленький»; карточки к игре «Угадай планету», планшет с планетами; ящик с песком.
Ход:
- Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.
- Педагог: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!
Посмотрите на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
Дружные и смелые,
А еще – умелые!
Можем многое мы делать,
Клеить, резать, лепить, плести,
Хорошо себя вести!
Посмотрите, вы на нас!
Мы – ребята, суперкласс!
(Дети садятся за парты.)
2. Основная часть:
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой знаменательный день есть в апреле, о котором мы с вами говорили?
Дети: День космонавтики
Педагог: И что означает этот день? Почему именно 12 апреля отмечают этот знаменательный праздник во всем мире?
Дети: В этот день ,12 апреля,
Полетел в космос первый космонавт Юрий Гагарин.
Педагог: Действительно, этот праздник в честь первого полета человека Юрия Гагарина. А полетел он 52 года назад. Посмотрите вот он – Первый человек Космоса
(на слайде фото Юрия Гагарина)
-Ребята, как назывался корабль с которого полетел Юрий Гагарин?
Дети: Корабль, на котором полетел Юрий Гагарин называется Восток (на слайде корабль)
Педагог: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.
Чтение стихотворения ( читает ребенок)
Юрий Гагарин Вл. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться в космос смог.
Поют об этом песни,
Весенняя капель;
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие в Космос? Но сначала нужно пройти подготовку. Сейчас я проверю вашу смекалку. Отвечайте на мои вопросы, и я зачислю вас в команду, но у меня есть для вас подсказка. Ваши ответы должны быть родственники к слову КОСМОС.
Игра «Семейка» - развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова – родственники к заданному слову
Педагог: Я принимаю вас в команду космического корабля. Давайте вспомним главное правило нашего экипажа:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Слайд Земля- темно – синий фон
Педагог: Итак, нам предстоит отправиться в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Космонавты не только эрудированны, но и выносливые. И они всегда делают разные гимнастики . Сейчас и мы с вами выполним такую гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
по теме «Космос»
1.Упражнения на дыхание:
«Покорители космоса».
«Полёт на Луну» - на выдохе звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно опустить.
«Полёт на Солнце» - на выдохе звук «о» громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.
«Полёт к инопланетянам» - на выдохе звук «и» нарастает по высоте и громкости.
…………
2.Мимические упражнения:
Космонавты обрадовались, когда приземлились на Марс. Видят к ракете идут непонятные существа, удивились: неужели это марсиане? Марсиане сначала были сердиты на незваных гостей. Космонавты успокоили жителей планеты Марс, улыбнулись им.
4.Упражнения для языка:
«Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.
Марсиане подарили космонавтам подзорную трубу, чтобы с земли наблюдать за звездами.
«Труба»--рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.
А сейчас полетим в космос на ракете.
Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.
Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка та-та-та.
Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.
Нижняя челюсть неподвижна.
Ор-ор-ор – завели мотор!
И так. Мы готовы к старту….
Педагог: А у нас с вами две ракеты и нам надо их приготовить к старту. Мы знаем, что космонавты берут с собой очень много еды и вещей, так как приходиться им жить в космической ракете довольно долго. Но у космонавтов вся еда лежит в строй последовательности. И нам надо сложить продукты, так, чтобы все было в порядке, ничего не испортилось.
Я вам хочу загадать загадку – подсказку, чтобы вы смогли приготовить ракеты к старту
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Педагог: Буква С это домик для каких звуков?
В синюю ракету мы будем загружать те предметы, где встречается согласный твердый звук [C], в зеленую – согласный мягкий звук [C’].
-Посмотрите, а что это за окна у наших ракет?
Дети: иллюминаторы
Педагог: В верхний иллюминатор – слова, где звук стоит в начале слова, в средний иллюминатор – в середине слова ,нижний - в конце слова.
(Сыр ,селедка сахар, консервы, рис, гусь, чеснок) и на выбор другие картинки, где нет звука « С»
Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да
Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями
А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, три, потянись. тянутся
Бегут на месте
Педагог: Ребята, посмотрите в ваши иллюминаторы, чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы
(на отдельном столе разложены карточки большие, на другом маленькие предметы)
Игра «Большой – маленький» :учить образованию слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Педагог: Какими станут эти предметы, если мы посмотрим на них из космоса? (Дети подбирают к картинке с большим предметом картинку с маленьким предметом и озвучивают)
(Дом – домик, корабль – кораблик, воробей – воробушек, камень – камушек, дуб – дубок, гнездо – гнездышко, ведро – ведерко, гриб – грибок, куст – кустик, медведь – медвежонок и др.)
Педагог: Пока мы летим в космическое пространство, я хочу проверить вашу эрудицию, ведь космонавты, очень умные люди. Согласны вы со мной?
Игра «Какое слово отличается от других?» - развивать фонематические процессы, слуховое внимание.
1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.
Какое слово лишнее?
Кто такой астроном?
Что такое гастроном?
(Слайд Спутник – путник)
2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.
Какое слово лишнее?
Кто такой путник?
Что такое спутник?
Педагог: Мы уже далеко от Земли. Посмотрите, как темно.
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Наши с вами глазки не привыкли к такой темноте, давайте, сделаем зарядку.
Слайд Мультимедийная зарядка для глаз «Космическое пространство»- снятие перенапряжения, профилактика нарушения зрения
Педагог: Ребята, скажите, а что есть в космическом пространстве?
(Слайд Солнечная система)
(звезды, солнце, планеты, кометы).
-А вы знаете, какие планеты в нашей Солнечной системе? Все планеты стоят в определенном порядке от Солнца на своей орбите.
(слайд метеоритный дождь)
-Только вот беда прошел метеоритный дождь, и все наши планеты сошли со своих орбит. Но унывать не надо. Мы с вами не зря прилетели в космос и сейчас все с вами поправим. Сейчас вы, ребята, спасете Солнечную систему от катастрофы.
Педагог: А теперь нужно поселить каждую планету на свою орбиту. Но сначала мы должны узнать, на какой по счету орбите находятся данные планеты
Слайд (Планеты крупным планом)
Пальчиковая гимнастика «Звездочет» – развитие мелкой моторики
На луне жил звездочёт — «смотрят» в телескоп
Он планетам вёл учёт: показывать в небо рукой
Меркурий — раз, загибают пальцы на руках, с мизинца
Венера-два,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восемь — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон,
Кто не видит — выйди вон! сжимать, разжимать кулачки
Слайд (Солнечная система)
(вынести планшет «Солнечная система»)
Дети прикрепляют планеты на планшет
Педагог: Ребята, возвращайте свои планеты на свои орбиты. Скажите, а почему осталась эта желтая планета.
Дети: Это Луна, она не планета, а спутник Земли, она вращается не вокруг Солнца, а вокруг Земли.
Педагог: Давайте и Луну вернем на место, а не то на нашей планете, нечему будет светить ночью.
Педагог: Предлагаю Вам с помощью Лабиринта букв (В.В.Воскобовича) составить слово ЛУНА на Игровизоре (дети за столами проходят лабиринт).
Педагог: Молодцы, мы справились. Посмотрите, Космос подарил нам настоящую Солнечную систему, чтобы мы не забывали о нашем путешествии. Найдите свою планету, которую вы спасли.
Педагог: Ребята, ведь мы не зря полетели в космос. Мы с вами спасли нашу Солнечную систему. Я думаю нам пора возвращаться домой.
Педагог: Ну, что ракеты готовы? Да
Упражнение «Ракета» - на развитие общей моторики, координации речи с движениями
А сейчас мы с вами, дети, дети маршируют
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их
А потом руки вниз опускают руки
Раз, два, три, потянись. тянутся
Бегут на месте
Педагог: Вот мы и приземлились на нашей планете
Педагог: У меня для вас сюрприз, мы с вами нарисуем космические просторы, но не на бумаге, а в космическом песке, посмотрите сюда, это действительно песок с Луны, она подарила нам его, за то, что мы спасли космос
(музыкальное сопровождение))
Рисование песком – развитие мелкой моторики, воображения
Педагог: Вот и закончилось путешествие. Было очень интересно и увлекательно. Поделитесь со всеми своими эмоциями.
-Кому было интересно, и он хотел бы еще раз отправиться в космическое путешествие возьмите красный кружок. А кому надо еще потренироваться- возьмите синий кружок.
Педагог: Ребята , я хочу Вам пожелать : Чтобы в вашей жизни было много разных путешествий и с вами всегда были верные и надежные друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи "Полёт в космос"
Данное занятие целесообразно проводить перед Днём космонавтики, чтобы закрепить и обобщить знания детей об этом празднике.Задачи занятия:образовательные - продолжить обучать звуковому анализу и синтез...
Непосредственно образовательная деятельность по области "Познавательное развитие" Тема "Полет в космос"
Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" для детей 5 - 6 лет. на занятии использованы логические блоки Дьенеша, которые позволяют в доступной и наглядной основе знакомить ...
Презентация к конспекту по развитию речи "Ознакомление с космосом"
Данная презентация служит существенным дополнением к подготовленному конспекту по развитию речи в рамках комплексно-тематического планирования по теме "Ознакомление с космосом"....
ООД "Развитие речи" Тема: "Загадочный космос"
Конспект ООД в подготовительной группе, в рамках темы: "Земля - наш общий дом" по комплексно-тематическому планированию...
Занятие по развитию речи по теме "Космос"
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Космос" в рамках тематической недели "Космос. Планета Земля. День Космонавтики"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию/ аппликация «Полет в космос» для старшей группы
Интеграция: художественно - эстетическое, социально - коммуникативное, речевое, познавательное развитие.Цель: создание работ на тему "Полет в космос"Задачи:образовательные: расширить знания ...
План-конспект занятия по развитию речи "Полет на ракете"
Цель: Создание условий для развития фонематического слуха.Задачи:Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.Закреплять умение пользоваться в речи существительными в разных падежах.В...