Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: пересказ сказки: «Рак и лиса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего возраста: пересказ сказки "Лиса и рак "с использованием игровых моментов, элементов моделирования, отгадыванием загадок, физкультминуток.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель Драчева Светлана Викторовна 2022 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего возраста:
пересказ сказки: «Рак и лиса»
Технологии: игровые, использование элементов моделирования, отгадывание загадок, формирование умений и навыков, здоровьесберегающие (речь с движениями, физминутка).
Психолого – педагогические задачи:
1.Связная речь: помочь детям уяснить главное в характере сказочных героев; учитьвыразительно передавать речь героев; последовательно и связно пересказывать текст без помощи воспитателя, опираясь на кадры плана – схемы.
2.Словарь: учить подбирать определения (прилагательные); называть действия (глаголы).
3.Грамматика: учить подбирать однокоренные слова; упражняться в словообразовании; согласовывать существительные с прилагательными.
4.Звуковая культура речи: упражнять в четком произношении скороговорки в различном темпе и с различной силой голоса.
Предварительная работа
1.Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин»;
2Драматизациярусской народной сказки «Лиса и журавль».
Оборудование и материалы:
Карточки-схемы – план для пересказа; шапочки – маски для лисы и рака; иллюстрации: лиса, рак; лисий мех.
Ход НОД:
Воспитатель предлагаетдетям отгадать загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет» (лиса).
- Почему вы думаете, что это лиса? (ответы детей). Выставляется иллюстрация с изображением лисы.
Воспитатель загадывает следующую загадку: «Он в речном песке живет, ходит задом наперед» (рак). Выставляется иллюстрация с изображением рака.
- Почему вы думаете, что это рак?
- Послушайте русскую народную сказку «Рак и лиса».
Рассказывание сказки воспитателем с выделением голосом слов «перегоняться», «уцепился», «давно».
Беседа по содержанию сказки:
- Как вы понимаете слово «перегоняться»?
- Как можно сказать по-другому? (бегать наперегонки, соревноваться, кто быстрее).
- Что при встрече сказала Лиса Раку?
- Как проговорила она эти слова? (самоуверенно).
- Передайте голосом самоуверенность Лисы (ответы 2 –х детей).
- Как вы думаете, сразу или немного помедлив, ответил Лисе Рак?
Воспитатель: «Наверное, обдумывая, как провести Лису, Рак и ответил не сразу. Значит, когда Рак соглашался, он уже знал, как перехитрить Лису. Поэтому он говорил уверенно, усмехаясь».
- Произнесите уверенно с усмешкой слова Рака (предложить 2- детям).
- Что же сделал Рак, чтобы перехитрить Лису?
- Правильно, он уцепился Лисе за хвост (произнести весело).
- А когда Рак отцепился? (Рак отцепился только тогда, когда Лиса, добежав до места, обернулась, вильнув хвостом).
- Что услышала Лиса? (А я тебя давно тут жду!)
- Что можно сказать про Лису? Какая она? (хитрая, ловкая, самоуверенная)
- А какой Рак? (умный, сообразительный, рассудительный, догадливый)
Воспитатель подтверждает ответы детей: «Рак догадался уцепиться Лисе за хвост. Рак оказался хитрым – прехитрым, хитрющим!»
- Послушайте сказку еще раз, а потом вы сами будете ее пересказывать, а помогут вам в начале, в середине и конце сказки схемы- подсказки (выставляет схемы).
Повторное чтение.
- Напоминаю, при пересказе отчетливо, не спеша, проговаривайте текст сказки, голосом передавайте характер персонажей. А вы, ребята, слушайте внимательно товарищей, не перебивая и не мешая, чтобы в случае затруднения помочь дополнить рассказ и правильно оценить его.
Вызывается ребенок для пересказа сказки целиком, затем трое ребят пересказывают сказку по частям. В конце сказку пересказывают по ролям: рассказчик – за автора, Лиса и Рак.
Анализ ответов детей: отметить детей, проявивших самостоятельность при пересказе; тех, кто пересказал близко к тексту; кто передал интонацией самоуверенную Лису и т. д.
- Посмотрите на картинку и скажите, какая лиса? (рыжая, пушистая, красивая)
Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать лисий мех.
- Какая шерсть у лисы? (пушистая, мягкая, теплая, золотистая).
-Что еще может быть пушистым? (воротник, шапка, шарф).
- Что может быть мягким? (подушка, волосы, вата).
- Что может быть теплым? (печка, шуба, кофта).
- Как можно ласково назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).
Физминутка
- У лисы длинный нос. Какая она? Изобразите длинноносую лису (имитация детьми).
-У лисы красивый длинный хвост. Как одним словом сказать, что хвост у лисы длинный? Какая она? (длиннохвостая). Изобразите длиннохвостую лису.
- Для чего лисе нужен хвост? (заметать следы) (имитация движений).
- Когда лиса видит добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно,
подкрадывается, подползает).
- Изобразите подкрадывающуюся лису.
«Лиса осторожно крадется,
Ступает на землю тихо.
Сучки обойти ей придется,
Иначе спугнет зайчиху».
Речевое упражнение: «Ты, лисичка, где гуляла?»
Задание: передать впереди стоящему ребенку шапку- маску лисы, спросить: «Ты, лисичка, где гуляла?» (обращение к девочке); «Ты, лисенок, где гулял?» (обращение к мальчику).
- Ответить нужно в рифму:
«На полянке танцевал»
«За зайчонком я бежал» и т. д.
Рассмотреть иллюстрацию с изображением в лесу лисы и девочки.
Чистоговорка:
«Саша в лесу встретила лису»
Предложить детям повторить чистоговоркумедленно и тихо, быстро и громко, шепотом и спокойным голосом, не спеша, проговаривая звуки в словах (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Итог: Что вам понравилось? (ответы детей).
- Я думаю, что вы все запомнили сказку «Рак и Лиса» и сможете дома рассказать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Веселые поварята».спасибо за внимание, коллеги)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».
Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)
закрепление умения детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста: «Путешествие в сказку В. Катаева «Цветик -семицветик».
Закрепление знаний геометрических фигур, формирование умения измерять длину, ширину, толщину предметов, формирование умений работать с палочками Кюизенера, закрепление знаний о временных и сезонных от...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего возраста по образовательной области «Познание» на тему: « Обитатели леса»
конспект та тему " Обитатели леса"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы инсценировка сказки "Волк и семеро козлят на новый лад"
Через театральную деятельность развивать творческие способности детей.Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танце...