Методическая разработка по теме: "Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Углова  Татьяна Николаевна
Методическая разработка по теме:
Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
 
Реализация федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области «Познавательное развитие», разделы «Ознакомление с окружающим миром» и 
«Формирование элементарных экологических представлений»
 
Автор: 
Углова Татьяна Николаевна, воспитатель, 
 
г. Санкт-Петербург
2023 год
 
 
 
 
Содержание
 
Введение …………………………………………………………………………..……………2
Система работы …………………………………………………………………..…………….4
Перспективный план работы ………………………………………………………… 8
Работа с детьми ……………………………………………………….……………….12
Взаимодействие с родителями………………………………………………………..17
Сотрудничество с педагогами………………………………………………………...19
Социальное партнёрство……………………………………………............................20
Итоги работы…………………………………………………………...……….......................22
Заключение …………………………………………………………….....................................23
Список используемых источников……………………………………………………………24
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аннотация
 
В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников. 
В приложении представлен следующие материалы: картотека игр экологического содержания, конспекты занятий с детьми, методический материал по работе с педагогами и родителями в форме анкетирования, консультаций и тренинга. Прилагаются фотографии, отражающие работу в данном направлении.
 
Введение
 
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Не случайно 2017 год объявлен годом экологии.
В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [20]. 
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077). В статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) [22].
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. 
«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. 
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности [17]. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе [6].
 
 
 
Система работы
 
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [15].
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на неё отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.
В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи: 
– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе; 
– формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;
– знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т.д. [23].
Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.
Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения [12].
Изучив достаточное количество литературы и различные документы, я убедилась, что формирование экологической культуры детей дошкольного возраста следует рассматривать как совершенно необходимое явление в жизни ребёнка.
Вопросы создания и использования различных видов деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современной педагогике и методике являются недостаточно систематизированными и разработанными. В связи с этим выделила ряд противоречий между: 
возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной её разработанностью;
потенциальными возможностями различных видов деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;
обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей в данном процессе.
На основе выявленных противоречий я сформулировала проблему, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».
За основу в своей работе взяла примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].
Определила цель, задачи и направления в своей работе, составила перспективное планирование.
Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.
2. Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников. 
4. По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.
Определила направления работы:
работа с детьми,
взаимодействие с родителями,
сотрудничество с педагогами,
социальное партнёрство.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования важно использовать различные средства и методы, которые являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста и способствуют формированию у воспитанников основ экологической культуры [24]. 
Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.
Методы:
Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания (работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой);
Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. 
Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности (диалог - разговор обсуждение; монолог - рассказ воспитателя, чтение книг; беседа);
Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач.
Экспериментирование - элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе.
Анкетирование и др. [15].
Различные виды средств формирования экологической культуры являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию, предполагает их мотивированных отбор с учётом содержания материала и последующего включения в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата [20].
Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования основ экологической культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с детьми
 
После изучения теоретических аспектов методики формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по средствам различных видов деятельности я приступила к исследовательской работе. 
Целью явилось выявление уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников, а также был поставлен ряд задач: 
1. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. На мой взгляд наиболее подходит методика Серебряковой Т.А. (Приложение 1)
2. провести диагностику сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры.
Получился следующий результат:
 
 
Таким образом, на основе полученных результатов и данных, представленных в графике, можно сделать вывод, в целом уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников не высокий, что работа, осуществляемая с детьми в этом направлении, малоэффективна и требует большой доработки.
Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой я организовала свою деятельность с учетом исходного уровня сформированности экологических культуры и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Составила перспективный план работы по формированию у детей основ экологической культуры. Разработала методику по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры
В методике предусматривалось использование различных форм, методов и приёмов работы во всех видах организованной и самостоятельной деятельности. 
 
Компоненты Виды деятельности
когнитивный беседы, чтение художественной литературы, игры экологического характера (центр активности «Центр настольных игр, игрушек и сенсорного развития»), посещение музеев, выставок и т.д.
эмоционально-
мотивационный наблюдение во время прогулок, экскурсии, экологические экспедиции, работа в центрах активности «Центр науки, природы и естествознания», «Центр воды и песка», экологические сказки и т.д.
творческо-
преобразовательный изобразительная деятельность, конструирование из природного материала, аппликация, лепка из глины и т.д. («Центр искусства»)
 
Одним из условий эффективности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является чередование разнообразных форм экологической работы:
1. Экологические игры. (Приложение 2); 
2. Интегрированные занятия экологической направленности. (Приложение 3) 
3. Экологические наблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей; 
4. С учетом ценностной составляющей экологической культуры мной были проведены экскурсии, «экологические экспедиции» (Экскурсия по экологической тропе, виртуальная экскурсия «Малая Сосьва – государственный природный заповедник», которому в 2016 году исполнилось 40 лет, экскурсия на выставку редких и экзотических животных и птиц, экспедиция в музей под открытым небом о жизни коренных народов севера «Суеват-Пауль»), предполагающие обследование детьми близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов развития.
 
5. Экологические праздники и другие мероприятия. 
Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения.
Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов и приёмов, их интеграцию в самостоятельную деятельность. По окончании работы можно было заметить, что дети всё чаще стали самостоятельно играть в игры с экологическим содержанием, без напоминаний ухаживать за растениями, рассматривать иллюстрации и книги о природе, интересовались содержанием Красной книги – всё это свидетельствует об эффективности проведённой работы.
 
Взаимодействие с родителями
В рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, с целью выявления их отношение к значимости формирования основ экологической культуры у детей. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации.  
Результаты анкетирования родителей показали, что лишь незначительное число родителей уделяют должное внимание важности экологического воспитания старших дошкольников, в силу своей некомпетентности в этом вопросе.
Осуществляя просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников была предложена консультация на тему: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». (Приложение 5). В ходе, которой подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей. 
 
Родителям вместе с детьми участвовали в таких акциях и конкурсах, как:
«Изготовление кормушки для птиц своими руками»;
«Скворечник, который поможет птицам вывести птенцов»;
«Вторая жизнь ненужных вещей»;
«Спасти и сохранить» и т.д.
Родители воспитанников приняли активное участие в организационных вопросах: организация транспорта для экскурсий, экспедиций, учувствовали в различных мероприятиях, акциях, приуроченных нашему исследованию.
В перспективе планирую следующие мероприятия: проведение консультаций, дискуссий, «круглых столов», игровых тренингов, промо-акций по теме: «Экологическая культура детей дошкольного возраста», для родителей воспитанников.
 
Сотрудничество с педагогами
 
Одним из этапов работы стало выявление отношения педагогов к проблеме повышения уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Выявить отношение педагогов к данной проблеме помогло анкетирование, в котором приняли участие 9 педагогов образовательной организации. 
Отвечая на вопросы, многие педагоги посетовали на низкий уровень предметно-развивающей среды в Дошкольном образовательном учреждении.
В результате анкетирования мы выявили, что педагоги считают экологическое воспитание детей актуальной задачей, но уделяют недостаточное внимание использованию игр экологического характера, с целью формирования экологической культуры дошкольников. 
Задача - повысить педагогическую компетентность педагогов по изучаемой проблеме.
Для повышения компетентности педагогов по изучаемой проблеме я провела консультация на тему: «Экологические пространства в Дошкольном образовательном учреждении». В ходе, которой, поделились своим опытом работы по данной теме, а также дала ряд рекомендаций для создания экологического пространства в их групповых комнатах. (Приложение 7)
Далее, с целью повышения знаний коллег, по выше указанной теме, я предложила экологический тренинг, который состоял из 5 частей. Каждый этап был регламентирован. В конце подвели общий итог. Отметили победителей. Каждый педагог, учувствовавший в тренинге заранее к нему готовился, подбирал соответствующий материал. (Приложение 8)
Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.
Социальное партнёрство
Социальное партнёрство помогает мне реализовать намеченные задачи по формированию экологической культуры воспитанников посредством различных видов деятельности.  Взаимодействуя с городской библиотекой №1, я консультируюсь с ее работниками по проблеме и подбираю нужную мне литературу. 
Также организую экскурсии детей вместе с родителями в Сосновый бор, где можно пройтись по экологической тропе. Экскурсия по тропе здоровья на территории культурно-спортивного комплекса «Норд» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск», наблюдения во время прогулок).
Дети самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что важно и необходимо в данный возрастной промежуток
Итоги работы
 
Проведённое исследование и результаты педагогического эксперимента показали важность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.
Я убедилась, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Дети показали хороший уровень знаний о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года. 
Также эффективность проделанной работы показал график, показавший уровень сформированности экологической культуры.
 
 
 
Анализируя ответы родителей на предложенную анкету можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. А для этого педагогу необходимо постараться довести до родителей необходимость осознанно – правильного отношения к природе, к окружающей среде.
Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.
Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи полностью решены. Уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился.
 
Заключение
Эффективным средством формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста являются игровая, экспериментальная, проектная, опытно-поисковая, познавательно-исследовательская, коммуникативная и другие виды деятельности, которые организуются во взаимодействии детей и взрослых (воспитателей и/или родителей, законных представителей).
При разработке методики формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастая использовала различные формы, методы и приёмы работы. 
В моей работе прослеживалась интеграция всех Образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, коммуникативной, игровой, двигательной и восприятие художественной литературы и фольклора.
Результаты показали положительную динамику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения. Родители воспитанников и педагоги Дошкольного образовательного учреждения тоже показали заинтересованность проблемой формирования экологической культуры у детей посредством различных видов деятельности. Следовательно, предложенная нами методика может быть рекомендована воспитателям и родителям для использования в практике формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. 
Таким образом, разработанный мной комплекс мероприятий по повышению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.  
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ekologiya_uglova.docx572.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

http://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/9/6/1210692.jpg

Реализация федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (из опыта работы) по образовательной области «Познавательное развитие», разделы «Ознакомление с окружающим миром» и

«Формирование элементарных экологических представлений»

Автор:

Углова Татьяна Николаевна, воспитатель,

г. Санкт-Петербург

2023 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..……………2

Система работы …………………………………………………………………..…………….4

•        Перспективный план работы ………………………………………………………… 8

•        Работа с детьми ……………………………………………………….……………….12

•        Взаимодействие с родителями………………………………………………………..17

•        Сотрудничество с педагогами………………………………………………………...19

•        Социальное партнёрство……………………………………………............................20

Итоги работы…………………………………………………………...……….......................22

Заключение …………………………………………………………….....................................23

Список используемых источников……………………………………………………………24

Приложение  

Аннотация

        В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представленная система работы включает в себя: перспективный план работы по направлению, методические разработки по работе с детьми, взаимодействию с родителями воспитанников, сотрудничество с педагогами и социальными партнерами по вопросам познавательного развития детей, список используемых источников.

        В приложении представлен следующие материалы: картотека игр экологического содержания, конспекты занятий с детьми, методический материал по работе с педагогами и родителями в форме анкетирования, консультаций и тренинга. Прилагаются фотографии, отражающие работу в данном направлении.

Введение

        Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Не случайно 2017 год объявлен годом экологии.

        В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

        Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность [20].

        В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 13 июля 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130077). В статье 74 «Экологическое просвещение» п. 1 сказано: в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ) [22].

        С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

        «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

        Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности [17]. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе [6].

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0348/00024d37-469bc3cd/hello_html_m729fd25a.png

Система работы

        Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [15].

        Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на неё отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

        В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи:

– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

– формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

– знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т.д. [23].

        Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.

        Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения [12].

        Изучив достаточное количество литературы и различные документы, я убедилась, что формирование экологической культуры детей дошкольного возраста следует рассматривать как совершенно необходимое явление в жизни ребёнка.

        Вопросы создания и использования различных видов деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современной педагогике и методике являются недостаточно систематизированными и разработанными. В связи с этим выделила ряд противоречий между:

•        возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной её разработанностью;

•        потенциальными возможностями различных видов деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;

•        обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей в данном процессе.

        На основе выявленных противоречий я сформулировала проблему, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.

        Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».

        За основу в своей работе взяла примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].

        Определила цель, задачи и направления в своей работе, составила перспективное планирование.

        Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

        Задачи:

1.        Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

2.        Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3.        Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.

4.        По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

        Определила направления работы:

•        работа с детьми,

•        взаимодействие с родителями,

•        сотрудничество с педагогами,

•        социальное партнёрство.

         Для реализации образовательной программы дошкольного образования важно использовать различные средства и методы, которые являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста и способствуют формированию у воспитанников основ экологической культуры [24].

        Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

        Методы:

  • Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
  • Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания (работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой);
  • Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
  • Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности (диалог - разговор обсуждение; монолог - рассказ воспитателя, чтение книг; беседа);
  • Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач.
  • Экспериментирование - элементарная исследовательская деятельность направлена на получение новых знаний о мире природы, способствует формированию системы знаний о природе.
  • Анкетирование и др. [15].

        Различные виды средств формирования экологической культуры являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию, предполагает их мотивированных отбор с учётом содержания материала и последующего включения в учебный процесс в соответствии с дидактическими возможностями. При неправильном выборе средства для решения данной познавательной задачи никакие методические ухищрения не дадут положительного результата [20].

        Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования основ экологической культуры.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0dc7/00011f36-2d4a3e73/img12.jpg

Работа с детьми

        После изучения теоретических аспектов методики формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по средствам различных видов деятельности я приступила к исследовательской работе.

Целью явилось выявление уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников, а также был поставлен ряд задач:

  1. Подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. На мой взгляд наиболее подходит методика Серебряковой Т.А. (Приложение 1)
  2. провести диагностику сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры.

Получился следующий результат:

        Таким образом, на основе полученных результатов и данных, представленных в графике, можно сделать вывод, в целом уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников не высокий, что работа, осуществляемая с детьми в этом направлении, малоэффективна и требует большой доработки.

        Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, руководствуясь примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой я организовала свою деятельность с учетом исходного уровня сформированности экологических культуры и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Составила перспективный план работы по формированию у детей основ экологической культуры. Разработала методику по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры

В методике предусматривалось использование различных форм, методов и приёмов работы во всех видах организованной и самостоятельной деятельности.

Компоненты

Виды деятельности

когнитивный

беседы, чтение художественной литературы, игры экологического характера (центр активности «Центр настольных игр, игрушек и сенсорного развития»), посещение музеев, выставок и т.д.

эмоционально-

мотивационный

наблюдение во время прогулок, экскурсии, экологические экспедиции, работа в центрах активности «Центр науки, природы и естествознания», «Центр воды и песка», экологические сказки и т.д.

творческо-

преобразовательный

изобразительная деятельность, конструирование из природного материала, аппликация, лепка из глины и т.д. («Центр искусства»)

        Одним из условий эффективности формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является чередование разнообразных форм экологической работы:

1.        Экологические игры. (Приложение 2);

2.        Интегрированные занятия экологической направленности. (Приложение 3)

3.        Экологические наблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей;

4.         С учетом ценностной составляющей экологической культуры мной были проведены экскурсии, «экологические экспедиции» (Экскурсия по экологической тропе, виртуальная экскурсия «Малая Сосьва – государственный природный заповедник», которому в 2016 году исполнилось 40 лет, экскурсия на выставку редких и экзотических животных и птиц, экспедиция в музей под открытым небом о жизни коренных народов севера «Суеват-Пауль»), предполагающие обследование детьми близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов развития.

5.         Экологические праздники и другие мероприятия.

        Работа с детьми предполагала сотрудничество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения.

        Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов и приёмов, их интеграцию в самостоятельную деятельность. По окончании работы можно было заметить, что дети всё чаще стали самостоятельно играть в игры с экологическим содержанием, без напоминаний ухаживать за растениями, рассматривать иллюстрации и книги о природе, интересовались содержанием Красной книги – всё это свидетельствует об эффективности проведённой работы.

Взаимодействие с родителями

        В рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование, с целью выявления их отношение к значимости формирования основ экологической культуры у детей. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации.  

        Результаты анкетирования родителей показали, что лишь незначительное число родителей уделяют должное внимание важности экологического воспитания старших дошкольников, в силу своей некомпетентности в этом вопросе.

        Осуществляя просветительскую работу с родителями (законными представителями) воспитанников была предложена консультация на тему: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». (Приложение 5). В ходе, которой подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей.

Родителям вместе с детьми участвовали в таких акциях и конкурсах, как:

«Изготовление кормушки для птиц своими руками»;

«Скворечник, который поможет птицам вывести птенцов»;

«Вторая жизнь ненужных вещей»;

«Спасти и сохранить» и т.д.

        Родители воспитанников приняли активное участие в организационных вопросах: организация транспорта для экскурсий, экспедиций, учувствовали в различных мероприятиях, акциях, приуроченных нашему исследованию.

        В перспективе планирую следующие мероприятия: проведение консультаций, дискуссий, «круглых столов», игровых тренингов, промо-акций по теме: «Экологическая культура детей дошкольного возраста», для родителей воспитанников.

Сотрудничество с педагогами

        Одним из этапов работы стало выявление отношения педагогов к проблеме повышения уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности. Выявить отношение педагогов к данной проблеме помогло анкетирование, в котором приняли участие 9 педагогов образовательной организации.

        Отвечая на вопросы, многие педагоги посетовали на низкий уровень предметно-развивающей среды в Дошкольном образовательном учреждении.

        В результате анкетирования мы выявили, что педагоги считают экологическое воспитание детей актуальной задачей, но уделяют недостаточное внимание использованию игр экологического характера, с целью формирования экологической культуры дошкольников.

        Задача - повысить педагогическую компетентность педагогов по изучаемой проблеме.

        Для повышения компетентности педагогов по изучаемой проблеме я провела консультация на тему: «Экологические пространства в Дошкольном образовательном учреждении». В ходе, которой, поделились своим опытом работы по данной теме, а также дала ряд рекомендаций для создания экологического пространства в их групповых комнатах. (Приложение 7)

        Далее, с целью повышения знаний коллег, по выше указанной теме, я предложила экологический тренинг, который состоял из 5 частей. Каждый этап был регламентирован. В конце подвели общий итог. Отметили победителей. Каждый педагог, учувствовавший в тренинге заранее к нему готовился, подбирал соответствующий материал. (Приложение 8)

        Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

Социальное партнёрство

        Социальное партнёрство помогает мне реализовать намеченные задачи по формированию экологической культуры воспитанников посредством различных видов деятельности.  Взаимодействуя с городской библиотекой №1, я консультируюсь с ее работниками по проблеме и подбираю нужную мне литературу.

        Также организую экскурсии детей вместе с родителями в Сосновый бор, где можно пройтись по экологической тропе. Экскурсия по тропе здоровья на территории культурно-спортивного комплекса «Норд» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Югорск», наблюдения во время прогулок).

        Дети самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что важно и необходимо в данный возрастной промежуток

Итоги работы

        Проведённое исследование и результаты педагогического эксперимента показали важность формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.

        Я убедилась, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.        

        Дети показали хороший уровень знаний о мире животных и растительный мир, о неживой природе, о временах года.

        Также эффективность проделанной работы показал график, показавший уровень сформированности экологической культуры.

        Анализируя ответы родителей на предложенную анкету можно сделать следующие выводы: воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах. А для этого педагогу необходимо постараться довести до родителей необходимость осознанно – правильного отношения к природе, к окружающей среде.

        Педагоги нашей организации показали достаточно высокий уровень знаний в вопросах экологического образования дошкольников.

        Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи полностью решены. Уровень сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста повысился.

Заключение

        Эффективным средством формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста являются игровая, экспериментальная, проектная, опытно-поисковая, познавательно-исследовательская, коммуникативная и другие виды деятельности, которые организуются во взаимодействии детей и взрослых (воспитателей и/или родителей, законных представителей).

        При разработке методики формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возрастая использовала различные формы, методы и приёмы работы.

        В моей работе прослеживалась интеграция всех Образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, коммуникативной, игровой, двигательной и восприятие художественной литературы и фольклора.

        Результаты показали положительную динамику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребёнка и исключала авторитарную модель обучения. Родители воспитанников и педагоги Дошкольного образовательного учреждения тоже показали заинтересованность проблемой формирования экологической культуры у детей посредством различных видов деятельности. Следовательно, предложенная нами методика может быть рекомендована воспитателям и родителям для использования в практике формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

        Таким образом, разработанный мной комплекс мероприятий по повышению уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.  

        

 6394409

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...

Проект «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ«Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...