Конспект занятия по родному языку
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Познакомить детей с легендой о Ямале, загадками, играми ненцев, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям нашего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект для открытого занятия | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Конспект занятия по родному языку в старшей группе
Тема: «Сюрпризы ненецких мешочков - туця»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Сэротэтто Ю.Д.
Яр-Сале 2022год
Цель: познакомить детей с легендой, загадками, играми ненцев, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям нашего края.
Задачи:
Образовательные: познакомить с легендой о Ямале, загадками, играми ненцев;
Развивающие: развивать речь на ненецком языке, память, мышление;
Воспитательные: расширить кругозор детей о родном крае и воспитывать дружеские чувства.
Словарная работа: мешочек – туця, край земли – ямал, легенда – лахаре, загадки – хобцоко, игра – сянакова.
Оборудование: ненецкие мешочки, прищепки, для игры 2 конуса и 2 обруча, ИКТ технологии (презентация)
Предварительная работа: поиск мешочков в кабинете, развесить картины из легенды в определенном порядке, отгадывание загадок, подвижная ненецкая игра. Рассматривание картин.
Ход занятия
- Организационный момент (слайд)
Приветствие на ненецком языке. Ӈани торова! В руках у педагога волшебный мешочек, внутри которого хранится хорошее настроение.
(Звучит музыка (метель и хруст снега под ногами))
- Ребята, слышите вьюга метёт на улице и кажется кто-то к нам идет?!
- За дверьми раздался стук: тук-тук.
- Кто там?
- Я Некоця.
Добро пожаловать к нам в наш детский сад. Дети приветствуют гостью на ненецком языке: Торова!
Некоця пришла с плохим настроением и чем-то очень расстроена. Некоця потеряла свои мешочки в детском саду.
Педагог предлагает детям помочь Некоце найти ее потерянные мешочки в нашем садике. (Создание проблемной ситуации)
Педагог: Ребята поможем нашей гостье найти ее мешочки? Ответы детей…
Педагог берет с полки платок и случайно оттуда выпал мешочек. Ребята в этом мешочке написано, что здесь хранится легенда.
Как называется наша малая родина? (Ямал)
Правильно, молодцы мы живем на Ямале, наш край.
Ребята сейчас вам расскажу легенду о Ямале и нужно слушать очень внимательно. На столе разложены картины и с помощью прищепок нужно крепить картины в определенной последовательности.
Послушайте народную легенду (Лахарё) о ЯМАЛЕ
Легенда о Ямале
Из чистой глади океана,
Искрясь небесной синевой,
Вдруг чайка вынырнула рьяно
И закружилась над водой…
(дети находят картину)
Сюжет легенды иль былины?
Но слухи все, же к нам дошли,
Что в клюве был кусочек глины,
Вернее, «семечко земли».
(дети находят картин )
Упало это семя в воду,
И появились острова,
Цветы, деревья и народы –
Средь них Ямальская земля…
Педагог: Вы отлично справились с этим заданием в правильном порядке развесили картины. Идем дальше в поисках других мешочков.
Дети ходят по кабинету и ищут следующий мешочек.
Основная часть.
Нашли мешочек и на обратной стороне написано: «Отгадай загадки - хобцоко»
Педагог: А теперь отгадайте загадки: (слайды)
- Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает (Собака–вэнеко). - Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда(Чум – мя)
3.Олень от них убегает,
А они не отстают.
А оленеводам они, очень нужны,
Бывают легковые и грузовые, что же это? (Нарты-хан)
- Он в тундре живет
И север представить нельзя
без этого животного в тундре,
Кто же это? (Олень – ты)
«Физминутка - ныланава»
А теперь ребята поиграем с олененком – Ӈавка (слайд)
Только выйду я из чума
Мякад тарпыв
Ӈавка сразу тут как тут
Ӈавками то
Хлеба дам – он ждет добавки
Няньхана митав
Травки дам – все мало ӈавке.
Ӈамдэкана митав
Тамна тянё
А одна причина тут:
Ножки Ӈавкины растут.
Ӈэкцида вадёна
Подрастай скорее, Ӈавка,
Мерко вадёна
Будешь быстроногим вожаком!
Ӈарманд сер саць тараӈгун!
«Ненецкая игра – ловкий оленевод»
Педагог:А сейчас, давайте поиграем в ненецкую игру. Дети играют в игру «Ловкий оленевод» (2 обруча (аркан – тынзя костяшка) привязаны ниткой, 2 конуса)
Рефлексия.
Ребята наше занятие подходит к концу и пришла пора прощаться с нашей гостьей. Ребята знаете, что ненцам принято дарить подарки гостям? А мы с вами сегодня нашей гостье подарим вот такую рукавицу, украшенную ненецким орнаментом и бисером, где она будет хранить солнечное настроение. Гостья прощается с детьми и уходит довольная со своими сумочками.
Давайте с вами подведем итоги, с кем мы с вами сегодня познакомились? Понравилось занятие. Что больше всего запомнилось, было ли трудно?
На доске прикрепить магнитом эмблемы солнца и снежинки. Если Вам всё удалось и всё получилось: выберите солнышко, а если были какие-то трудности, то возьмите снежинку.
Спасибо за внимание! Лакамбой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Наш родной русский язык"
На этом занятии дошкольники знакомятсяс самобытностью русской деревни, обогащаютсвой словарный запас, приобщаются к русской культуре....
"Вот моя деревня" конспект занятия по родному языку
Конспект занятия по родному языку для средне-старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...
Конспект занятия "Знатоки родного языка"
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы...
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте Возраст 5-6 лет Тема занятия: «Знатоки родного языка»
Конспект занятия напрвленный на развитие фонематического слуха, умение подбирать слова на заданный звук, слова с противоположным значением....
Конспект занятие по родному языку : "Черлик болгаш азырал дириг амытаннар"
конспект занятие...
Конспект занятия "День родного языка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:ТЕМА: «День родного языка»Цели и задачи:Познакомить детей с «Международным днем родного языка ». Обогатить духовн...