Конспект занятия "Наш родной русский язык"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме
На этом занятии дошкольники знакомятся
с самобытностью русской деревни, обогащают
свой словарный запас, приобщаются к русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_na_sayt_5.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
в подготовительной коррекционной группе
по развитию речи
на тему:
«Наш родной русский язык. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Русская изба»
Воспитатель: Срибная А.П.
ГДОУ детский сад №100
г. Ногинск-9, Московской обл.
Программное содержание: вызвать интерес у детей к русскому языку, жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе. Дать представление об избе; познакомить с печью – главной частью избы. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, печурки, загнетка, заслонка, голландка, буржуйка, хлебосольство.
Оборудование и материалы: макет «Русской избы» с печным инвентарем.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправляемся в гости в русскую деревню.
- Кто из вас был в деревне?
- Какие там дома?
Дети: (Отвечают на заданные вопросы)
Воспитатель: - Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен.
- Как вы думаете, почему?
Дети: (Отвечают на заданный вопрос)
Воспитатель: - Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека. Дом смотрел на мир окнами-глазами.
- А как называли ласково окна?
Дети: (Отвечают – окошки, оконца)
Воспитатель: - Правильно. Оконца украшали наличниками. Почему они так называются? Потому, что находятся на «лице» дома. Были у окошек и ставенки, ставенки закрывали на ночь.
- Как вы думаете, почему крыша у избы была со скатом, а не прямая?
Дети: (Отвечают – чтобы вода стекала и снег скатывался)
Воспитатель: - Хотелось бы вам побывать в такой избе?
- Давайте отправимся в гости к хозяюшке.
Воспитатель
и дети: (Переходят из помещения группы к «Русской избе»)
Хозяюшка: - Здравствуйте, гости дорогие! Хорошим гостям я всегда рада!
Дети: - Хозяюшка в дому, что оладьи в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Что есть в печи – на стол мечи!
Дети: (Рассаживаются)
Хозяюшка: - Самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
- А знаете ли вы, что русской печке 4000 лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду. В мороз под печкой даже кур держали. В старину говорили: «Печь нам мать родная», «У печи все красное лето».
- А вы, какие пословицы знаете?
Дети: (Отвечают)
- «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».
- «Печка – кормилица, печка – матушка».
- «Дом без печи – нежилой дом».
Хозяюшка: - В печке есть небольшие углубления – печурки. В них сушили носки и варежки.
Место, где ставили чугунки и сковородки, называется загнетка.
- Дети, чтобы дым не шел в избу, печь закрывали заслонкой.
- Ребята, в чем варили супы да каши в старину?
Дети: (Отвечают – в чугунке)
Хозяюшка: - А как его в печь поставить, если горячо?
Дети: (Отвечают – с помощью ухвата)
Хозяюшка: – Правильно! (Показывает, как пользовались ухватом).
- В старину не было чайников. А как же пили чай?
Дети: (Отвечают – из самовара)
Хозяюшка: - А в каких сказках встречается русская печь?
Дети: (Отвечают – «Гуси-лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»)
Хозяюшка: - А вы знаете, что печки бывают разные?
Кроме русской печки были голландки и буржуйки – они просто отапливали жилье. Печку очень любили и почитали.
- Какие загадки про печку знаете вы?
Дети: (Отвечают):
Шуба в избе, рукав на улице.
(Печка)
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Накормишь – живет.
Напоишь – умрет.
(Печка)
Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила.
А как лето наступает,
Про бабушку все забывают.
(Печка)
Хозяюшка: - За печкой есть лежанка. В холодные, морозные деньки любили хозяева там погреется.
- Давайте и мы погреем руки.
- Вдох – выдох, потерли руки.
- Подошли, приложили руки к печке.
Дети: (Выполняют упражнения)
Хозяюшка: - Какие угощения нам дарит печь? Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Как вкусны и каша, и щи, и пироги.
- А сейчас я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печь. Кушайте на здоровье!
Воспитатель: - Спасибо тебе, хозяюшка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по русскому языку в старшей группе
Конспект занятия в татарской старшей группе по русскому языку...
Конспекты игр по русскому языку
Игры для занятий по русскому языку в старшей группе...
Конспект НОД по русскому языку
Конспект педагогического мероприятия непосредственной образовательной деятельности по русскому языкупо теме: «В гости к бабушке»...
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр...
Воспитание любви и уважения к родному русскому языку у детей разновозрастной группы малокомплектного сельского ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Обучая детей родному языку в нашем детском саду, воспитатели решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к своей малой родине, к родному кра...
Беседа Наш родной русский язык
Беседа "Наш родной язык" Цели: познакомить детей с Днем родного языка; с...