«Поможем Красной Шапочке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Царенкова Валентина Анатольевна

ОД. (Развитие речи, основы грамотности)

Итоговое занятие в средней группе  «Поможем Красной Шапочке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_itog_razvitie_rechi.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в средней группе «Поможем Красной Шапочке»

Цель: выявить уровень  знаний детей средней группы по речевому развитию.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закреплять грамматический строй речи; умение подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
    Развивающие задачи:
  • Развивать связную речь детей;  развивать фонематический слух детей.
    Воспитательные задачи:
  • Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:   письмо, мяч, корзинка, пирожки, игрушка волк, картинки с обобщающими понятиями.

Материалы : телевизор (планет).

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи,   продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков, помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Методы:

Словесные, Наглядные, Практические

Приемы:

 Игровой, Сюрпризный момент, Поощрение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

- Ребята, я сегодня получила письмо, отгадайте, от кого?..

Ответы детей.

- Это письмо от девочки, которая жила с мамой, её очень любила бабушка… однажды бабушка подарила девочке Красную Шапочку… Как вы думаете как зовут девочку?..

Ответы детей.

- Прочтём письмо?

“Дорогие ребята, у меня беда, Серый Волк утащил у меня корзинку с угощением для Бабушки. Помогите, пожалуйста, отыскать корзинку с пирожками…

Поможем?

Ответы детей.

(Продолжаю читать)… Но для того, чтобы найти её, нужно выполнить задания”. Вы готовы?..

Итак, мы отправимся по лесам и по  тропинкам на поиски корзинки для Красной Шапочки.

- Как вы думаете, на чём можно путешествовать?

Ответы детей.

- Я предлагаю отправиться в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя в лесу?

Дети называют правила поведения в лесу.

- Выходим  из-за столов…

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Воспитатель:- Посмотрите, мы пришли с вами в лес, как называется такой лес? (березовая роща). Здесь мы найдем первое задание.

1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, широкий, день, зима, черный, вверх.

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Ой, посмотрите, пирожок лежит, его наверно Серый Волк уронил, давайте возьмём его с собой.

Кладу пирожок в целлофановый пакет.

- Пойдём дальше.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

А теперь на месте шаг.

 Выше ноги! Стой, раз, два!

Воспитатель:  Ну, вот мы дошли до следующего задания, какой-то странный лес. Вы не подскажите, как он называется? (сосновый бор)

2 задание «Игра со звуками»

 Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

  • Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
  • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
  • Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
  • Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

- Молодцы, ребята! И здесь тоже лежит пирожок, возьмем его с собой.

- Продолжаем свое путешествие.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
 

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

3 задание «Один - много»
Воспитатель: Мы пришли на какой-то водоем. Как называется такое место? (Болото) Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам  бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это названное мной слово,   когда его много. Например: Стол –   столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получаем еще один пирожок. Ну, давайте пойдем дальше.

По тропинке  в лес шагаем             

Ножки выше поднимаем.

    Через кустики и кочки,
   Через ветки и пенёчки.
 

    А теперь на месте шаг.

   Выше ноги! Стой, раз, два!

4 задание «Подскажи словечко»
- Какой интересный загадочный лес. Как называется лес, где растут разные деревья? (Смешанный лес).

Воспитатель: Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить. Все удобно устроились? Слушайте.


Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке ... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые ... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее ... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало ... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без ... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)
Воспитатель: - Отлично справились с заданием! Получите свой пирожок. Идем дальше.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

А теперь на месте шаг.

  Выше ноги! Стой, раз, два!

5 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Мы пришли с вами на полянку с замечательными ромашками.  (Полянка) И нас ожидает очередное задание. Послушайте меня внимательно. Перед вами  картинки, но вы должны их назвать одним словом.

(-Цветы –Деревья- Животные - Мебель-Транспорт)
Воспитатель: - Молодцы, мы и с этим заданием справились. Ещё один пирожок Серый Волк потерял, возьмём и его тоже. Пойдём искать корзинку дальше?

- Ребята, слышите, кто-то скребётся? Давайте посмотрим?

- кто это? (Волк)

Подношу волка к уху, слушаю…

- Серый Волк хочет, чтобы вы о нём рассказали. Если вы о нём хорошо расскажите, то он скажет, где корзинка с пирожками. Серому Волку нравится, когда о нём рассказывают. Кто хочет рассказать о Сером Волке?

     Лера, расскажи о Сером Волке. Назови, кто это, что у него есть, какая шерстка, что он любит.

   - Умница, очень хорошо рассказала про Волка, ему понравилось.

Воспитатель: Кто ещё хочет рассказать про Серого Волка?..

Подношу Волка к уху.

Ребята, Серому Волку понравилось слушать рассказы о себе, и он согласился отдать нам корзинку. Корзинка находится на соседней полянке, пойдём её искать?

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимайте ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.

А теперь на месте шаг.

  Выше ноги! Стой, раз, два!

- Что за странная полянка, мяч лежит по середине… (полянка и мяч). Я догадалась, Серый Волк хочет, чтобы мы поиграли. Поиграем? Вставайте в круг, я буду водящая.

Д/и «Какое что бывает»

- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы, возвращая его,  говорите, что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

- Молодцы, ребята, посмотрите, а вот и корзинка, положим наши пирожки, и я обязательно передам её Красной Шапочке.

3.Рефлексия.

 Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Итоговое занятие в средней группе «Поможем Красной Шапочке»

Цель: выявить уровень  знаний детей средней группы по речевому развитию.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закреплять грамматический строй речи; умение подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
    Развивающие задачи:
  • Развивать связную речь детей;  развивать фонематический слух детей.
    Воспитательные задачи:
  • Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:   письмо, мяч, корзинка, пирожки, игрушка волк, картинки с обобщающими понятиями.

Материалы : телевизор (планет).

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи,   продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков, помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Методы:

Словесные, Наглядные, Практические

Приемы:

 Игровой, Сюрпризный момент, Поощрение.

Условно занятие можно разделить на 3 части: вводная, основная, заключительная.

В вводной части мотивировала детей на освоение темы, используя сюрпризный момент (введение в занятие сказочного персонажа «Серого Волка», а также проблемной ситуации (надо помочь Красной Шапочке, найти украденную волком корзину ). Это способствовало приобщению детей к дальнейшей деятельности, формированию познавательного интереса, любознательности (что же будет дальше). С помощью беседы, выяснили, как  отправимся в лес на поиски корзины. На данном этапе развивала внимание, мышление, умение выполнять движения в соответствии с текстом, что создало положительный и эмоциональный фон для сохранения интереса и выполнения следующего задания. На этом этапе использовала речевой и двигательный вид детской деятельности.

В основной части были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности. Через создание проблемных ситуаций приобщала детей к познавательной активности. Организуя речевой вид деятельности (беседу о правилах поведения в лесу) закрепляла элементарные правила поведения в природе, формировала доброжелательное отношение к окружающему миру.

С целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей организовала двигательную активность в течение всего «путешествия», что способствовало развитию у детей уверенно и активно выполнять элементарные общеразвивающие движения.

Все задания, игровые и проблемные ситуации составила с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей данной группы, соблюдая при этом принцип партнерской позиции не принуждаю, а прошу, подвожу, предлагаю. Проявляла заинтересованность в результате деятельности детей; поощряла обсуждение возникающей проблемы; формировала навыки самостоятельного решения проблемы (дети активно высказали свои предложения по выходу из данной ситуации).

В заключительной части, организуя групповую форму работы и используя речевой вид деятельности детей в форме беседы, провела анализ произошедшего (зачем мы сегодня ходили в лес? Кому мы помогли? Для чего все это нам нужно было). Дети получили в заключение занятия положительную оценку за результат своей деятельности.

На занятии присутствовал принцип развивающего образования. Помогала каждому воспитаннику усваивать и присваивать накопленный опыт путем партнерского деятельностного взаимодействия. Формировала не только знания, умения и навыки, но и умение добывать эти знания самому, оперировать ими, осваивать их в процессе деятельности. Вовлекала детей в различные виды деятельности, использовала дидактические игры, предлагала проблемные ситуации (почему? Зачем? Для чего).

Таким образом, все задачи, поставленные в соответствии с возрастными особенностями решены. ОД соответствовало формату «занимательного дела». Весь сюжет занятия построен в форме путешествия, в процессе которого дети проявляли интерес, были эмоциональны, совершенствовали полученные ранее знания; показали, что умеют действовать сообща, анализировать, делать выводы, активно взаимодействовать вместе с взрослым, участвуют в совместных играх, осознают себя участниками познавательного процесса.

На занятии использовали следующие методические приемы:

  • Словесный — беседа, использование художественного слова, диалог, пояснения, одобрения, объяснения.
  • Практический – показ, рассматривание, выполнение творческих заданий.
  • Игровой – использована игра, игровая ситуация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поможем Красной Шапочке»

                        Конспект   занятия      ...

Проблемно - игровая ситуация "Поможем Красной Шапочке."

Образовательная область "Безопасность", "Здоровье"....

Занятие в старшей группе. Тема: "Поможем Красной Шапочке".

Задачи:1. Закреплять временные представления детей;2. Выполнять задания в соответствии с алгоритмом;3. Савершенствовать умения выбирать фигуру по 4-м свойствам;5. Развивать логическое мышление детей, ...

Итоговое занятие "Поможем Красной Шапочке"

Развитие речи «Поможем красной шапочке» ХОД ЗАНЯТИЯ- Ребята, я сегодня получила письмо, отгадайте, от кого?..Ответы детей.- Это письмо от девочки, которая жила с мамой, её очень лю...

конспект занятия с детьми средней группы "Поможем Красной шапочке"

Обобщить и закрепить знания детей о сказках. Развивать речь, память, воображение. Воспитывать интерес к устному творчеству, книгам....

Конспект занятия по математическому развитию в средней группе "Поможем Красной Шапочке"

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада...

Конспект занятия "Поможем Красной Шапочке"

«Поможем Красной Шапочке»Программное содержание: Закрепить с детьми находить в окружающей обстановке много предметов и один; сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выраж...