Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Метелева Наталья Викторовна

Конспект НОП по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи звук Ж»

Цель: воспитание звуковой культуры речи.

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж»

Развивающие:

- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка»

Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; бумажный жук

Ход ООД

Подготовительный этап

Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?

Дети: - Язык.

Воспитатель: - А где живёт язычок? (во рту)

- Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

На губу как блинчик лег. («Блинчик»)

На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

Мышцы расслабляются,

Лопатка получается)

2.На качелях язычок качался,

Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)

3.Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. («Трубочка»)

Воспитатель: Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

Основная часть.

Сюрпризный момент

У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.

Воспитатель: Кто поёт эту песенку?

Дети: Жук.

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.

Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.

Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?

Дети: Да!

Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.

Упражнение «Внимательные ушки»

Я буду петь разные песенки, когда вы услышите песенку жука, хлопните в ладоши. (ш, з, ж, ж, с, ж)

Воспитатель: Оказывается, песенка жука звучит так, как звук Ж. Наши ушки слышат звук Ж, а язычок произносит звук Ж. Песенка жука звучит как? (Как произносится звук Ж)

Песня жука поётся так же, как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.

Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню). А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся. Поёт горло? (нет)

Давайте поучимся петь песенку жука:

 1.Откройте рот.

2.Положите язычок на нижнюю губу. (проверить)

3.А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Прикройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.

Спойте песенку жука (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.

Дети пропевают песенку жука.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка:

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков мы превратились.

Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. (Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)

- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:

Покружились, покружились

И в ребяток превратились.

Воспитатель: карточки с предметами, в названии которых есть звук «ж».

Автоматизация звука Ж в чистоговорках

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

Же-же-же-же – ёжик съел его уже

Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.

А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё и покажем. (Проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик)

Воспитатель: Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе...(живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын...(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по... (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало... (жарко).

Заключительная часть. Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком Ж.

Воспитатель: Какие задания жука вам больше понравились?

Воспитатель: Нашему Жуку пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?

Дети: Спят.

Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит раскраски. Вы справитесь с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.

Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...