Речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи звук Ж»
Цель: воспитание звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
-Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках). Упражнять детей в умении определять слова со звуком «ж»
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи.
- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.
Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка»
Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; бумажный жук
Ход ООД
Подготовительный этап
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?
Дети: - Язык.
Воспитатель: - А где живёт язычок? (во рту)
- Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
На губу как блинчик лег. («Блинчик»)
На губу язык клади
Пя-пя-пя произноси.
Мышцы расслабляются,
Лопатка получается)
2.На качелях язычок качался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
3.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
Воспитатель: Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
Основная часть.
Сюрпризный момент
У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.
Воспитатель: Кто поёт эту песенку?
Дети: Жук.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.
Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.
Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.
Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Дети: Да!
Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.
Упражнение «Внимательные ушки»
Я буду петь разные песенки, когда вы услышите песенку жука, хлопните в ладоши. (ш, з, ж, ж, с, ж)
Воспитатель: Оказывается, песенка жука звучит так, как звук Ж. Наши ушки слышат звук Ж, а язычок произносит звук Ж. Песенка жука звучит как? (Как произносится звук Ж)
Песня жука поётся так же, как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.
Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню). А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся. Поёт горло? (нет)
Давайте поучимся петь песенку жука:
1.Откройте рот.
2.Положите язычок на нижнюю губу. (проверить)
3.А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Прикройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.
Спойте песенку жука (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.
Дети пропевают песенку жука.
Воспитатель: Молодцы!
Физкультминутка:
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков мы превратились.
Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. (Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)
- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:
Покружились, покружились
И в ребяток превратились.
Воспитатель: карточки с предметами, в названии которых есть звук «ж».
Автоматизация звука Ж в чистоговорках
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.
А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё и покажем. (Проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик)
Воспитатель: Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе...(живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын...(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по... (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало... (жарко).
Заключительная часть. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком Ж.
Воспитатель: Какие задания жука вам больше понравились?
Воспитатель: Нашему Жуку пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?
Дети: Спят.
Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит раскраски. Вы справитесь с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...