Проект (краткосрочный) "Малые фольклорные формы".
проект по развитию речи (средняя группа)

Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память людей.

Цель проекта: познакомить детей с устным народным творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Малые фольклорные формы»

Цель: Познакомить детей с устным народным творчеством.

Задачи:

Образовательные:

Развивать умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Помочь детям понять, как правильно отгадывать загадку.

Придумывать небольшие загадки;

Развивающие:

Развивать фантазию и воображение;

Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные:  

Воспитывать любовь к устному народному творчеству. 

Тип проекта: познавательно - исследовательский, краткосрочный

Участники проекта: дети, педагоги группы.

Актуальность:

Тема фольклора, актуальна в настоящее время, как культурная память народа. Фольклор – это словесное устное творчество. Малые жанры фольклорной прозы очень разнообразны: пословицы, поговорки, загадки, потешки, колыбельные. Фольклор помогает детям познать разнообразные явления жизни, красоту и житейскую мудрость русского народа.

Этапы проекта:

1. Подготовительный. Изучение и подбор материала по теме: «Малые жанры фольклора». Подбор загадок, сказок, потешек, колыбельных.

2. Основной. Выставка книг, где упоминались малые жанры фольклора.

Рассматривание иллюстраций с изображением героев потешек, колыбельных. Разучивание потешек, колыбельных.

Использование потешек, песенок, поговорок в повседневной жизни во время режимных моментов (одевания, умывания, еды, игры)

Отгадывание загадок по теме.

3. Заключительный. НОД «В гостях у Бабушки – Загадушки», рисование «Отгадай загадку».

НОД «В гостях у Бабушки – Загадушки»

Программное содержание:

 1.Учить различать на слух слова с определенным звуком.  Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять знания обобщающих слов.

2.Развивать фонематический слух, активизировать словарь детей.

3. Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.), диких животных (волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж);

4. Развивать умения отгадывать загадки, активизировать мыслительную деятельность;

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, уважение к старшим и их труду.

Материал:

Набор игрушек «Домашние животные» (кошка, коза, лошадь, корова, свинья, собака), игрушки: пчелка, белка, заяц, еж;

угощение, домик бабушки.

Ход занятия:

Дети входят в группу и садятся на пол.

Воспитатель:    Все садитесь рядком

                            Поиграем ладком.

                            Приготовьте глазки, ушки,

                            Вам, мои друзья – подружки,

                            Расскажу один секрет:

                            На опушке лесной

                            Стоит домик, весь резной,

                            И живет в нем бабушка,

                            Бабушка – Загадушка.

Воспитатель: Хотите отправиться к ней в гости?

- А кто же покажет дорогу?

Смотрите, пчелка.  Давайте у нее спросим

"Пчёлка, пчёлка - покажи,

Пчёлка, пчёлка - расскажи.

Как найти дорожку

К бабушкиному порожку?"

Покажу конечно.

Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика

(з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите

песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.

песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, жаба, жёлудь;

песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

песенку водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.

- Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.

Воспитатель:Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.

"Белка, белка - расскажи,

Белка, белка - покажи,

Как найти дорожку,

К бабушкиному порожку?"

Покажу. Только поиграйте со мной.

Д/и "Назови одним словом"

берёза, дуб, ель, клен, сосна   -   деревья;

воробей, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка    -    птицы;

брусника, земляника, малина, смородина    –    ягоды;

ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек    –    цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик    -    животные

- Молодцы!

Физминутка

Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.

Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…

 Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.

"Зайка, зайка - покажи,

Зайка, зайка - расскажи,

Как найти дорожку,

К бабушкиному порожку?"

Конечно! Если вы со мной поиграете.

 Д/и "Назови ласково"

Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, елка – елочка, цветок – цветочек, дерево – деревце, дождь – дождичек.

Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!

- Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.

"Ёжик, ёжик - расскажи,

Ёжик, ёжик - покажи,

Как найти дорожку,

К бабушкиному порожку?"

Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:

- Кто живёт в лесу? (дети перечисляют животных)

- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)

Поиграем в игру: "Кто кем был?"

Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,

белка - бельчонком, ёж – ежонком, заяц – зайчонком, мышь – мышонком.

Молодцы! На все вопросы ответили. А вон и домик Бабушки –Загадушки.

Воспитатель: Вот мы и добрались. А где же наша бабушка, что же она гостей не встречает?

Воспитатель обходит вокруг домика и находит записку.

Воспитатель: Детки, похоже, что Бабушки – Загадушки нет дома, но она нам оставила записку, давайте прочтем, что она нам написала. Воспитатель читает: «Дорогие мои внучата, я не смогу вас встретить, очень много дел по хозяйству, вы пока располагайтесь, а я скоро приду. Ваша бабушка».

Воспитатель: Да, у нашей бабушки большое хозяйство, за которым надо ухаживать. А кто же живет у нее во дворе? Чтобы нам узнать это, надо отгадать загадки, ведь недаром мы в гостях у Бабушки - Загадушки. Вы любите разгадывать загадки? (Да)

Поможет нам в этом волшебная корзиночка.  Как только загадку отгадаете - появится отгадка из моей корзиночки. А вы будьте внимательны:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

- Кто это? (Кошка)

- Правильно! (Показывает игрушку)

- А как называют сыночка кошки? (Котенок)

Следующая загадка:

Борода да рожки

Бегут по дорожке.

- Кто это? (Коза)

- Молодцы! (Показывает игрушку)

- Детеныш у козы кто? (Козленок)

Она и стройная, и красивая.

У нее большая грива

Она копытами цок-цок,

Покатай меня, дружок!

- Кто это? (Лошадь)

- Ребята, а как у лошади называют сыночка? (Жеребенок)

- Молодцы, правильно!

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посреди спинка,

А на ней щетинка.

- Кто это? (Свинья)

- Правильно! (Показывает игрушку).

-  Детеныш у свинки кто? (Поросенок).

Голодная – мычит,

Сытая – жует,

Всем ребятам молоко дает.

- Кто это? (Корова)

- Правильно, молодцы! (Показывает игрушку)

- А как называют сыночка коровы? (Теленок).

А кто же у бабушки охраняет двор? Отгадайте!

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Лучше ты его не зли,

В дом без спроса не ходи!

-Кто это?  (Собачка)

- Правильно! (Показывает игрушку).

- А как называют сыночка собачки? (Щенок)

- А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Маленький мяч у нас будет зайчик, а большой мяч волк. Нужно передавать мячи так быстро, чтобы большой мяч – волк не догнал маленький мяч – зайчика.

(игра начинается по команде и по команде останавливается). Молодцы!

-А вот и бабушка – Загадушка! Входит бабушка, в руках у нее блюдо с пирожками.

Воспитатель.

- Здравствуй, Бабушка – Загадушка!

Бабушка:

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, внучата! Заждались, поди, бабушку!

 Воспитатель.

 -Да, бабушка, мы уже долго у тебя гостим, но не скучаем, загадки разгадываем, играем!

Бабушка:

 - Понравилось вам внучата по моему лесочку гулять? (да)

- Кого вы там повстречали? (пчелку, белку, зайца, ежа).

- загадки мои вам понравились?

- может и вы знаете какие загадки?

(ответы детей)

Хвост крючком, нос пятачком. (поросенок)

Ночью не спит,
Мышей сторожит. (кошка)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (зайчик)

Бабушка:

- Ай да молодцы, какие умненькие.

- Я вам за это гостинец приготовила, кушайте на здоровье, приходите ко мне еще!

Восп.:  

- Бабушка, ты уж нас извини, но нам пора обратно в детский сад возвращаться. До свидания!

Бабушка: До свидания, внучата! Не забывайте меня, приходите. В моем лесу еще много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...

Проект "Роль малых фольклорных форм творчества А.Барто в жизни детей младшего возраста"

Актуальность проекта: "… задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитат...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей    раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...

Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации...