Интегрированное занятие по развитию речи и музыке "Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П.И. Чайковского"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шац Светлана Владимировна

Речь тонкая, правильная , выразительная  - это красивая речь. Такая речь встречается , как правило , в произведениях поэтов и писателей. Во время  интегрированного занятия планировалось: чтение стихов, исполнение танцев, слушание музыки, что способствует эстетическому воспитанию.

Организуя это занятие, воспитатель и музыкальный руководитель решает психологическую задачу – создание эмоционального комфорта, ощущения радости детства, социальную – укрепление детского коллектива, педагогическую - воспитание и всестороннее развитие детей.

Такая форма работы развивает творческие способности детей, способствует развитию коммуникативных качеств личности.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

       Интегрированное занятие по развитию речи и музыке

                              в подготовителной группе

         «Зимние  картины  в  поэзии  и  музыке

                                     А. Вивальди  и П. И. Чайковского».

                                                                         

                                                                Из опыта работы  Шац С.В.,  

                                                                             воспитателя

                                                          первой  квалификационной категории

                                      Веселоярск 2022

                     

Образовательная  область «Художественно – эстетическое» (музыкальная деятельность).

Подготовительная   группа.

Педагог:  воспитатель –Шац Светлана  Владимировна, Полянская  Любовь  Николаевна – музыкальный  руководитель.

Тема: «Зимние  картины  в  поэзии  и  музыке А. Вивальди  и П. И. Чайковского».

         Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх,  через  музыку  и  поэзию  обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к природе, дружеское отношение к сверстникам.

Задачи:

 образовательные: 

  • учить детей петь выразительно, эмоционально, развивать  умение чисто интонировать мелодию;
  • закреплять знания  по составу  симфонического оркестра, различать  на  слух  звучание  музыкальных  инструментов;
  • развитие тембрового и ритмического слуха, активизация внимания,  координации движения  под    музыку;

развивающие:

  • развивать чувство ритма, упражнять в ритмичном  выполнении  знакомых музыкально-ритмичных движений;
  •    соотносить музыкальный текст  с  танцевальными движениями: кружение  парами  под  музыку вальса, развивать диалогическую речь;
  •   прививать любовь   к  русской   поэзии,  к  музыкальному   творчеству  русского и  зарубежного композиторов;
  • формировать творческое воображение детей.

воспитательные:

  • воспитывать  в детях  любовь  к  окружающей  природе, дружеское  отношение  к  сверстникам, доброту и   понимание;
  • обогащать музыкальные и  литературные впечатления детей, создавать радостное настроение;
  • оздоровительные: при  промощи  дыхательной  гимнастики  укреплять  голосовые связки.  

Атрибуты - фортепиано, компьютер, музыкальные  фонограммы, портреты  А.Вивальди, П.И. Чайковского,  картины  зимнего  пейзажа,  бумажные  снежинки.

Ход занятия

Деятельность  детей

Деятельность  педагога

Примечания

1.Организационный  момент- вход  в  зал   - начало  занятия.

Цель: установление  контакта,  создание  положительной  мотивации  к  совместной  деятельности.

Задачи:

1. Привлечь  детей  к  совместной  деятельности;

2. Поддержать  интерес  к  совместной  деятельности.

Дети  входят  в зал. Поют:

Зашагали  ножки  прямо  по  дорожке,

Весело  шагали  и  друга  повстречали:

«Здравствуй, здравствуй, милый  друг,

Ты  посмотри  вокруг,

Ты  мне   улыбнись, крепко обнимись!»

Выполняются  движения  по  тексту  песни.

Дети  отгадывают (метель)

Ответы детей:

(Зимой играть  в  снежки,  кататься  на   санках  и т. д.)

( пушистая, тихая, морозная, метельная.)

Дети  вместе  с педагогами  выполняют  упражнение.

Повторить  упражнение  2  раза.

Воспитатель  и музыкальный руководитель  идут  по  залу вместе  с детьми.

Воспитатель:

-Ребята,  что  за  странная  мелодия  звучит?

-А в какое время года бывает метель?

-Вы любите зиму?

-Что вам нравится зимой?

-Какая бывает зима?

 

Муз. руководитель:

Сегодня мы поговорим о зиме, о том, как её изображали, поэты  и композиторы.

Возьмите  снежинки.

(воспитатель  и  музыкальный  руководитель раздают  детям  снежинки)

Посмотрите, у меня в руках «снежинка».

Большая снежинка лежит на ладошке

На эту снежинку подую немножко.- дует.

Подуем тихонько - снежинка лежит,

Подуем сильнее - снежинка летит.

 Снежинки  остаются  на   полу.

  Приветсвенная  распевка –муз.М. Мельник

Звуки   метели.

   

 

2. Основная  часть  деятельности.

Цель: формировать  дружеские  отношения  между  собой, создавать  радостное  настроение  для  себя  и  окружающих.

Задачи:

1. Работать над  чётким  произношением  слов  музыкального   и   поэтического  текстов;

2. самостоятельно  определять  характер  музыки;

3. отрабатывать чистоту интонирования  мелодии.

Дети  садятся  на  стульчики.

Дети читают   стихи.

1.Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

(С. Есенин)

2.Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!

3.Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.

4.Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков
,
Для больших грузовиков.

(Сергей Михалков)

5.Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей ,вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

(А. Пушкин)

6.Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

7.Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

(Афанасий Фет)

Отвечают :А. Вивальди

Слушают  музыку

Снежная,  с  метелью.

Скрипка

Дети  встают.

руки над головой, хватательные движения

потягиваясь руки в стороны

шаг на месте, высоко поднимая ноги

прыжки на месте

ходьба на месте

садятся  на   стульчики

Ответ : П.И.Чайковского

        

Нежный,грустный  мечтательный,  спокойный

Посмотрите, какая   красивая  снежная  полянка!

Я  предлагаю  вам  спеть  нашу  любимую  песенку

Воспитатель:

Поэты  всегда  воспевали  красоту  зимней  природы.

Приходит в шубке белой

Красавица-зима,

Ступает королевой,

На шапке — бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд,

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Так щедро посыпает

Поля, сады кругом.

Природа засыпает

Под мягким серебром.

Метелица резвится,

Морозы не страшны.

Деревьям сладко спится

До солнечной весны.

 Я  знаю,  что  и вы   подготовили  стихи  русских  поэтов. Мы с удовольствием их послушаем.

        

.

Муз. руководитель:

- Какие замечательные   стихи! Если  поэты  описывали  природу   словами,  то   композиторы  превращали  всю красоту   природы  в  музыкальные  звуки.

Я  предлагаю  вам  посмотреть  видеоклип на  музыку  итальянского   композитора… (показывает  портрет )

-Какая зима    в  музыке  Вивальди?

Какой музыкальный  инструмент рассказывает  нам  о  метели?

Сейчас  немного  отдохнём.

Встаньте,  возле  своих стульчиков.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

А потом покажем маме. 

 А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги 

Не завязнуть в поле чтобы,

Выше поднимаем ноги 

Вон лисица в поле скачет,

Словно рыжий, мягкий мячик .

Ну, а мы идем, идем 

И к тебе приходим в дом.

 

-Молодцы! Немного  отдохнули  и  опять  стали  слушателями.

-Послушайте  музыку  русского композитора…(показывает  портрет )

Какой  характер  у  этой  пьесы?

-Правильно.

Называется  эта  пьеса «У камелька».

После  зимней   прогулки,  вечером  так   приятно  посидеть  возле   камина  или  тёплой  печи,  послушать  сказки  бабушки  или   мамы.

« Музыка зимы» - муз.  и  сл.З. Роот.

 

.

«Зима»-Вивальди  видеоклип  (3,34  мин.)

Физ. минутка«С неба падают снежинки»

        

« У  камелька» (январь) -  муз. П.и. Чайковского

(2.45  мин.)

Картинка  

« У камелька»

3. Заключительная  часть.

Цель: Подведение  итогов  занятия.

Задача: Учить  детей  радоваться  результату.

Дети встают парами,   приглашают  гостей   на   вальс

Ответы  детей.

Муз. руководитель

Ветер песенку поет
На лесной опушке,
Танцевать меня зовет
В хоровод к подружкам.

Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей
Ледяной кружинке –
Маленькой снежинке.

Приглашайте  всех  на   снежный   вальс!

- Что  вам  больше   всего понравилось - стихи  или  музыка?

«Метель»-муз.Г.Свиридова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи, музыке и конструированию из бумаги в средней группе "Путешествие пчелки"

Тема: «Путешествие пчелки».Образовательные задачи: продолжать знакомство  детей с особенностями жизни пчел, их  внешним строением; закреплять знания детей о флоре и фауне леса; закрепл...

Интегрированное занятие по развитию речи: составление рассказа по серии сюжетных картин "Утёнок и цыплёнок"

С помощью сюжетных картин у ребёнка вырабатывается  понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события; формируется умение отвечать на вопросы, ...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема:  Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...

Интегрированное занятие по развитию речи по теме: "Рассказывание по картине "В школу". Лексико-грамматические игры и упражнения".

Занятие предназначено для проведения в подготовительной группе детского сада. Охватывает такие области как познание и речевое развитие. Будет интересно воспитателям и учителям начальных классов....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию по картине А.К.Саврасова "Лес в инее" в подготовительной группе.

Конспект занятия по развитию речи и рисованию по картине А.К.Саврасова "Лес в инее" в подготовительной группе поможет воспитателю познакомить детей с пейзажной картиной, используя метод погр...