«Работа со словом-доминантой «Водоем»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
с использованием технологии обогащения лексического запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp3.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
с использованием технологии обогащения лексического запаса.
Тема: «Работа со словом-доминантой «Водоем».
Конспект составила воспитатель
Дегтяренко О.В.
Колпино
2022 г
Цель: познакомить детей со словом-доминантой «водоем».
Задачи:
- Раскрыть детям понятийное содержание (значение) слова-доминанты «водоем».
- Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «водоем» на основе понятий «часть-целое».
- Обогатить словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «часть-целое».
- Формировать умения детей видеть значимость и красоту родной природы, реки Нева.
Материал: демонстрационный экран (доска), карта, планшеты, набор карточек, магнитофон, емкость для воды, кувшин с водой, мелкие игрушки водных животных и растений, пластилин, камушки.
- Этап ознакомления.
Методическое упражнение речи «Подбор к действиям объекта».
Игровой момент: Воспитатель сообщает детям, что по электронной почте пришло письмо от Водяного, зачитывает сообщение:
«Вам привет с морской пучины!
Пишет Вам Водяной с морского дна.
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью не одна.
Одиноко, скучно мне
Здесь в прозрачной глубине.
Я один, ушли рыбешки,
Рядом спят русалки-крошки.
Скучно мне и день и ночь!
Кто сумеет мне помочь?
Может, Вы ко мне придёте,
И веселье принесете?
А чтобы в гости ко мне попасть
Надо загадки мои разгадать!»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки, которые прислал в письме Водяной:
* * *
Шириною широко
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьется-
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
* * *
Пузырьками из воды
Газ выходит с глубины!
Круглое и голубое,
До краев полно водою,
Над водою камыши,
Что такое? Подскажи! (Озеро)
* * *
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется? (Пруд)
* * *
Я реке и друг, и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу! (Канал)
* * *
Сто ручьёв
С горы сбежали,
Под горою –
Морем стали (Водохранилище)
* * *
Есть у нас стеклянный дом, |
(Аквариум) |
Воспитатель задает детям вопрос: «Ребята, каким общим словом можно назвать все ответы загадок?» (ответы детей: водоем).
Воспитатель задает детям вопрос: «Ребята, как вы думаете, что такое водоем?» (ответы детей: это скопление воды, которое может течь или быть неподвижно, в котором живут рыбы, некоторые животные и растения и т.д.).
Воспитатель обращает внимание на доску: «Посмотрите внимательно и подумайте, чем отличаются эти водоемы?» (ответы детей: одни специально создал человек, а другие образовались сами, их образовала природа).
Воспитатель подводит итог и дает словесное описание водоема: «Водоем – это постоянное или временное скопление стоячей или текущей воды в естественных впадинах (которые созданы природой) или искусственных впадинах (которые создал человек), водоем населяют многочисленные животные и растения».
Этап ориентации - осмысления.
Прослушивание аудиозаписи «Звуки водоема, воды»
Воспитатель: «Ребята, я вам предлагаю послушать, как звучит вода» Воспитатель обсуждает с детьми услышанное, обращает внимание на то, что мы слышали, не стоячую воду, а текущую: «Хотите узнать, звуки какого водоема вы слушали?» Предлагает отгадать загадку:
* * *
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Воспитатель: «Ребята, вы знаете, на какой реке расположен наш город Санкт-Петербург?" (ответы детей: На берегу реки Нева)
Беседа с детьми о реке, рассматривание карты.
Воспитатель предлагает детям подумать над проблемной ситуацией «Водоем – это хорошо или плохо?»
Воспитатель: "В чем польза реки Невы?" (ответы детей: дает жизнь людям, животным, растениям, дом рыбам и т.д.)
Воспитатель делает вывод: "Верно, Нева - это еще и пресная вода, без пресной воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения.
А чем еще богата река Нева? (ответы детей: рыбой, много пресной воды, по реке перевозят грузы на кораблях…)
Воспитатель делает вывод: Спасибо за ваши ответы. Нева всегда кормила и кормит людей своими богатствами. По берегам реки издавна селились люди, так возникали города. Сейчас по Неве плывут пассажирские теплоходы, которые перевозят людей, грузовые баржи, на которых везут грузы.
Воспитатель задает детям вопрос: "А какой вред может принести Нева?" (ответы детей: может случиться наводнение, не станет рыбы, не чем будет питаться людям и птицам, когда плохая вода, нельзя будет купаться в Неве)
Воспитатель делает вывод, что весной река, сильно растекаясь, может затапливать город, разрушать постройки, летом во время "цветения" воды стоит ужасный запах - нельзя купаться, может погибнуть много рыбы, к тому же в стоящих водоемах очень любят жить комары.
Воспитатель делает вывод, что несомненно пользы больше. Нева -это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять!
Физминутка (под музыку)
Воспитатель: Я предлагаю вам вообразить рождение реки:
Мы все капельки родника. Дети стоят произвольно
Скучно стало капелькам,
И задумали они прогуляться по свету. Дети берутся за руки
Превратился родник в ручеек.
Соединился наш ручеек с остальными Двигаются "змейкой" за
И превратился в реку воспитателем
И река, наконец, впала в море Образуют круг
А сейчас превратимся в рыбок:
Рыбки плавают, резвятся
В чистой тёпленькой воде. Двигаются по кругу
То сойдутся, разойдутся, Сходятся-расходятся в центр круга
То зароются в песке. Приседают
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня. Закрывают лицо руками
И никогда покоя
Не знает дно речное. Кружатся
- Этап организации.
Воспитатель предлагает детям выйти на ковер и поиграть в дидактическую словесную игру «Скажи, какие водоемы?» (семантическое поле на основе отношения состояния) (ответы детей: красивые, широкие, могучие, родные, великие и т.д.)
Воспитатель предлагает детям поработать в парах с планшетами "Без чего не бывает водоема?" (Детям предлагается разбиться на пары и расположить на планшетах из предложенного набора карточек, что необходимо для водоема). По окончании работы пары меняются планшетами и проводят взаимопроверку.
Коллективная работа «Изготовление макета водоема».
Воспитатель предлагает детям самостоятельно создать искусственный водоем, выбрав необходимые материалы и игрушки.
После изготовления макет, воспитатель предлагает сфотографировать искусственный водоем и выслать фотографию Водяному с последующим приглашением его в гости в детский сад.
4. Этап применения.
В заключении воспитатель просит детей еще раз ответить на вопросы: «Что такое водоем?», «Назовите части реки?», «В чем польза, а в чем вред водоемов?» и подготовить совместно с родителями к встрече Водяного в детском саду.
Воспитатель предлагает детям выбрать подготовленные заранее листочки, с обратной стороны которых заранее написано задание на дом.
Задание на карточках-листочках «Готовимся к созданию тематического альбома «Нева - матушка, кормилица родная!».
- подобрать иллюстрации и фотографии с изображением реки Невы
- подобрать пословицы и поговорки о реке Неве
- нарисовать реку в разные времена года.
- подобрать портреты писателей и поэтов, которые в своих произведениях воспевали реку Неву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта работы со словом - доминантой "ПОСУДА совместной образовательной деятельности в подготовительной группе ОО "Развитие речи"
В совместной деятельности используется ТОЛЗ ( Технология обогащения лексического запаса)...
Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)
С помощью технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег»....
Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).
Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».
Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода»....
«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «Молоко»)
Методическая разработка: технологическая карта и совместная деятельность воспитателя с детьми, НОДы....
Методическая разработка «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Погода»)
Цель данной методической разработки: познакомить детей со значением слова-доминанты «погода».Задачи.1. Познакомить детей со словом-доминантой «погода» и его понятийным содержа...