Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепит навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на слоги.
Позволит развивать фонематическое восприятие, умение правильно называть слова на заданный звук, связную речь, навыки речевого общения, внимание, память, мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-puteshestvie.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие на Остров Сокровищ, в страну красивой и правильной речи».
Цель: совершенствовать фонематическое восприятие речи, активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
Образовательные: Упражнять в придумывании слов, начинающихся на заданный звук, в произношении слогов с твёрдыми и мягкими звуками, в составлении предложений. Упражнять называть слова, считать слоги и определять ударный слог. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на слоги.
Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, длительный плавный выдох. Развивать умение правильно называть слова на заданный звук, определять и использовать родственные слова в тексте. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы. Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать. Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде. Создавать положительный эмоциональный фон для условий саморазвития ребёнка.
Оборудование и материалы: ширма-корабль, карта-схема путешествия, штурвал, парус, рында, солнышко, мяч, сундук, бусы, шоколадные монеты, пластмассовые бутылки с посланиями, предметные картинки на морскую тему.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори», составление предложений из заданных слов, составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, разучивание физкультминутки, чтение сказок А.С.Пушкина.
Методы и приемы: Д/ и «Хлопки», игра «Назови слово» (игра с мячом), игра «Подбери рифму», игра «Один-много», игра «Где спрятался звук?», игровое упражнение «Составь предложение».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия
- Вводная часть. Приветствие.
(Дети выходят под музыку «Жил отважный капитан» и становятся в круг. Ребёнок вбегает в группу и кричит всем «Привет»).
Воспитатель. Ваня, почему ты так кричишь?
Ваня. Я так здороваюсь с ребятами.
Воспитатель. Ванюша, так конечно можно здороваться, но это не очень красиво. Ребята, а как по другому можно поприветствовать друзей? Давайте покажем Ване. (Дети стоят в кругу передают друг другу Солнышко, и приветствуют друг друга).
«Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит.
Дружбы - солнечный привет».
Воспитатель. Ваня, какое приветствие тебе больше понравилось?
Ваня. Мне больше понравилось, как ребята поздоровались.
Воспитатель. А ты хочешь научиться так красиво говорить?
Ваня. Конечно, хочу.
- Основная часть.
- Актуализация знаний.
Воспитатель. Как приятно пожелать друзьям доброго утра. Как важно уметь правильно и красиво выражать свои мысли! Дети, а зачем нам красиво и правильно говорить?
Ответы детей.
- Чтобы понятно выражать свои мысли. - Чтобы окружающие тебя понимали. - Чтобы хорошо учиться в школе. - Чтобы иметь много друзей.
Воспитатель. Да, ребята, верно. Красивую речь приятно слушать. С человеком, который красиво говорит, приятно общаться. А вы знаете, как о правильной и красивой речи говорили на Руси?
«Красивую речь пуще сокровища нужно беречь».
Воспитатель. С чем же сравнивают красивую речь?
Дети. Красивую речь на Руси сравнивают с сокровищем. Ребята, я вам предлагаю сегодня дружной командой отправимся навстречу приключениям на «Остров сокровищ», мы будем продолжать учиться правильно и красиво говорить. Вы согласны?
Страна «Красивой и правильной речи» находится за высокими горами, за глубокими морями на «Острове сокровищ». И чтобы добраться до этого далекого острова, нам с вами нужно проплыть по пути, указанному на карте. Мы будем попадать на острова, где их жители любят играть. Нас ждут интересные игры и задания. Я предлагаю вам поплыть в эту чудную страну на корабле под названием «Отважный». Вы не будете против, если я буду вашим капитаном? (Воспитатель надевает капитанскую фуражку). Смело занимайте места на корабле. (Дети садятся на корабль.) Ребята, а кем теперь мы стали на корабле? (Командой). Давайте проговорим девиз команды.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Воспитатель. Готовы? Мы отправляемся в плавание.
(ЗВУЧИТ РЫНДА)
- Работа над подготовкой речевого аппарата.
Воспитатель. Наш корабль плывет по волнам. На море полный штиль и мы плывём не очень быстро. Ребята, что может помочь нашему кораблю проплыть быстрее? Дети: Ветер.
Воспитатель. Давайте вместе сделаем ветерок и подуем на паруса, чтобы наш корабль плыл быстрее.
Упражнение «Ветерок»
Воспитатель. Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на паруса корабля. Напоминаю, что щеки не надуваем, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Дышим плавно. (Дети подули).
Воспитатель: Посмотрите-ка, волны поднимаются всё выше, на воде стали появляться пузыри.
Упражнение «Пузыри»
Воспитатель. Надуем щёки. Задержим дыхание ненадолго и лопнем пузырь.
Весело получилось!
Упражнение «Улыбка»
Воспитатель. А чтобы нашей команде было на корабле ещё веселее, давайте улыбнёмся друг другу: посмотрите на своих соседей и покажите свои широкие улыбки.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
- Благодаря вашим стараниям, мы приплыли к «Острову звуков», где нас ждут интересные игры.
(Креплю на доску остров с названием «Остров звуков»)
Воспитатель. Ребята, а какой звук издаёт шум морских волн? (шшшш) Здорово! А теперь вспомните, как свистит ветер. (сссс)
Я буду сейчас называть слова. Если услышите в слове звук ш - хлопните в ладоши, если вы услышите звук с - топайте ногами. Только так, чтобы палуба нашего корабля не пострадала.
Сок, рука, шуба, нос, вата, дым, маска, банка, каша, сад, лампа, стол, шина, сказка, мука, дом, шишка, булка, сом, Маша, школа, доска, карандаш..
Воспитатель. Итак, ребята, предлагаю поиграть в прятки со звуками. Я буду бросать вам мяч, и называть звук. Ваша задача – назвать слово, на этот звук. А-В-Д-Б-Е-М-Т-К-С-О-П-Г-Ж-Л-Н. (Дети «ловят» звук и называют слова).
Воспитатель. Отлично, ребята! Как у вас настроение? Тогда плывём к следующему острову. Садитесь удобнее.
( ЗВУЧИТ ШУМ МОРЯ)
4. Воспитатель. Итак, наша дружная команда подплывает к «Острову слогов». (Креплю на доску остров с названием «Остров слогов»)
Жители этого острова любят играть со слогами. Давайте и мы поиграем. Игра «Твёрдый-мягкий». Мы сейчас проверим, все ли дети на месте? Сделаем перекличку. Я буду произносить цепочки слогов с твёрдыми звуками, а вы с мягкими.
(Дети встают. Звучит ритмичная музыка).
Твердо - мягко
Ту-ту-ту – тю-тю-тю
Та-та-та - тя-тя-тя
То-то-то – тё-тё-тё
Ты-ты-ты – ти-ти-ти
Тэ-тэ-тэ – те-те-те
Воспитатель. Ребята, посмотрите, морская волна принесла нам бутылку с посланием. В послании слова. Их нужно разделить на слоги и определить ударный слог. (Дети хлопками определяют количество слогов).
ВОЛНА - ВОЛ-НА
КОРАБЛИ - КО-РАБ-ЛИ
МАЧТА - МАЧ-ТА
МАТРОСЫ - МАТ-РО-СЫ
РЫБАКИ - РЫ-БА-КИ
МОРЕ - МО-РЕ
Воспитатель. Молодцы, ребята. А как можно ещё определить количество слогов в слове?
Дети. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель. Хорошо! Задания на острове слогов мы выполнили. Готовы отправляться дальше?
(ЗВУЧИТ ШУМ МОРЯ)
5.Воспитатель. Мы с вами приплыли к следующему острову – «Острову слов». (Креплю на доску остров с названием «Остров слов»).
Давайте сойдём на берег. Ой, кажется, пошёл дождик. Ой, ребята, смотрите, на небе появилась радуга. В природе бывает так, что во время дождя на небе светит солнце. Именно в это время может появиться радуга. Давайте её поприветствуем?
Физминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (наклоны)
Золотистый мостик, (руками делаем дугу)
Здравствуй, радуга-дуга, (наклоны)
Принимай нас в гости. (руки в стороны)
Мы по радуге бегом, (бег на месте)
Пробежимся босиком, (бег на месте)
Через радугу-дугу, (бег на месте)
Перепрыгнем на бегу. (прыжки на 2-х ногах)
И опять бегом, бегом, (бег на месте)
Пробежимся босиком. (бег на месте)
(Дети садятся)
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Посмотрите, мы на берегу нашли конверт. Он для нас. Откроем? (Воспитатель открывает конверту и читает задание)
Воспитатель. Игра «Подбери рифму»
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ……………………,,,рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая……………………… рыбища
Эх сорвался мой улов!,
Рассердился……………………… рыболов
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой……………………рыбак
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день……………… рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась………………… рыбалка
Воспитатель. Молодцы, ребята. Какие слова вы добавили в стихотворение.
Дети. Мы добавили в стихотворение родственные слова.
Воспитатель. Ой, ребята. Посмотрите, что мы видим на глубине моря? Игра «Один-много»
Рыба – рыбы
Черепаха – черепахи
Акула - акулы
Ракушка – ракушки
Осьминог – осьминоги
Морской ёж – морские ежи
Корабль – корабли
Волна – волны
Краб – крабы
Медуза – медузы
Кит – киты
Воспитатель. Отлично! Можем плыть дальше.
(ЗВУЧИТ ШУМ ВОЛН)
(Капитан читает стихотворение.)
Ветер по морю гуляет.
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Воспитатель. Из какого произведения этот отрывок и кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
6.Молодцы, ребята. Вот впереди уже виднеется «Остров предложений».
(Креплю на доску остров с названием «Остров предложений»)
Воспитатель. Ребята, на этом острове, жители любят играть с предложениями. Я предлагаю вам оживить слова и составить из них предложения. Интересно?
(Выходят группы по 3-4 человека. Детям раздаются слова. Им необходимо прочесть слова и стать таким образом, чтобы получилось предложение).
За, светит, солнце, окно. - За окном светит солнце.
По, облака, небу, плывут.- По небу плывут облака.
Пошёл, дождь, теплый.- Пошёл теплый дождь.
На, появилась, небе, радуга.- На небе появилась радуга.
Воспитатель. И последнее задание. Произнесите эти предложения с восклицанием, с вопросительной интонацией.
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы! Все задания выполнили.
(ЗВУЧИТ ШУМ МОРЯ)
- Заключительная часть.
Воспитатель. Наше путешествие подходит к концу, и мы с вами приплыли на «Остров сокровищ».
(Креплю на доску остров с названием «Остров сокровищ»)
Посмотрите, ребята. А вот и сундук с сокровищами. А чтобы его открыть, нужно продолжить пословицы и поговорки о речи
-Умную речь (хорошо и слушать).
-Денег ни гроша, (да речь хороша).
-У кузнеца руки золотые, а у (поэта – язык).
-Хорошая речь (лучше золота).
Воспитатель. Посмотрите-ка, ребята! А вот волна принесла нам ключик от сундука с сокровищами. (Открывается сундук).
Воспитатель: Дети, посмотрите, я нашла свиток, это завещание с напутственными словами.
Воспитатель читает:
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как сокровища на дне морском,
В речи бережно хранится.
- Рефлексия.
Воспитатель.
1. Что мы знали про речь?
2. Что узнали нового?
3. Что бы вы хотели ещё узнать?
Дети. Хотели бы узнать, откуда появилось слово «рында»?
Воспитатель. Хорошо, ребята, слово «рында» иностранного происхождения. Иностранные слова -это будет тема нашего следующего занятия.
Воспитатель. Ребята, а вот и материальные сокровища. Это золотые монетки. (В сундуке шоколадные медальки). Это вам на память о нашем путешествии.
(Дети выходят из группы под песню «Жил отважный капитан»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча с родителями во 2 младшей группе на тему "В стране красивой и правильной речи"
Конспект родительского собрания предназначен для воспитателей детских садов...
Родительская встреча на тему: «В стране красивой и правильной речи»
Родительская встреча на тему:«В стране красивой и правильной речи» ...
Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Открытая НОД по развитию речи в логопедической группе "Путешествие в страну красивой и правильной речи"...
Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...
НОД по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей....
Проект по формированию связной речи в дошкольном возрасте "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию а...
Конспект итоговой НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
Данный материал можно использовать в подготовительной группе по итогам учебного года по развитию речи...