Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ по теме: «Насекомые».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нечаева Алёна Александровна

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.

Коррекционно – образовательные:

 - активизировать словарь по теме «Насекомые»;

 - научить составлять описательный рассказ, опираясь на план-схему;

 - упражнять в назывании частей тела насекомых;

 - учить составлению предложений с предлогами пространственного  значения;

 - упражнять в совершенствовании грамматического строя речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже;

Коррекционно – развивающие:

- развивать грамматические навыки и навыки словоизменения;

 - развивать связную речь;

 - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение контролировать собственную речь;

- воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад комбинированного вида №48 «Незабудка»

г. Невинномысска

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по развитию речи

для детей старшей группы компенсирующей направленности

 с использованием ИКТ

по теме: «Насекомые».

                                                                                                         Подготовила

Воспитатель:

Нечаева А.А.

                                                   

Г. Невинномысск

2022 г.

Открытая итоговая НОД в старшей группе

 компенсирующей направленности

по развитию речи с использованием ИКТ.

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.

Коррекционно – образовательные:

 - активизировать словарь по теме «Насекомые»;

 - научить составлять описательный рассказ, опираясь на план-схему;

 - упражнять в назывании частей тела насекомых;

 - учить составлению предложений с предлогами пространственного  значения;

 - упражнять в совершенствовании грамматического строя речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже;

Коррекционно – развивающие:

- развивать грамматические навыки и навыки словоизменения;

 - развивать связную речь;

 - развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение контролировать собственную речь;

- воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Насекомые»

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Организационный момент. Логопед и дети входят в группу.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).

Воспитатель:        

- Ребята, назовите, какие времена года вы знаете?

- А сейчас, какое время года? (Весна)

- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)

- А сейчас, какой весенний месяц? (Апрель)

                        День сегодня весенний, необычный,

                        Удивить хочу я вас.

                        В путешествие большое

                        Мы отправимся сейчас.

Я предлагаю вам отправиться в весенний лес.

Мы ребята, отправимся в путешествие  вместе с нашими послушными язычками.

"Артикуляционная гимнастика"

  • Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую).
  • От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком).
  • Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание).
  • « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков «Ж-ж-ж» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу.
  • "Язычок перешел ручеек по мостику (мостик)
  • "Увидел как ребята пускали по ручейку кораблики" (парус)
  • Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка).
  • Сел язычок на пенёк и огляделся (часики).
  • На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз).
  • Язычок остановился на полянке и стал слушать весенние голоса и звуки природы

Вот мы и оказались в весеннем лесу на полянке. (заставка полянки)

Но полянка наша пустая. Для того чтобы на ней появились гости, вам нужно отгадать загадки. По мере отгадывания загадок на экране появляются изображения насекомых (Слайд 2)

2. Отгадывание загадок:                                                                                                                        

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? … (Муравей.)

        

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел…(Бабочка.)

         

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский … (Жук.)

У кого вся спинка в точках,

Кто пасется на листочках,

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи.

Летит — стрекочет. (Стрекоза.)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

Самого не видно, а песню слышно;

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар.)

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха.)

3. Дыхательная гимнастика "Насекомые"

К нам на полянку прилетели насекомые и мы с ними поиграем- мы сделаем дыхательную гимнастику. 

Цель: Выработать более глубокий вдох и сильный  длительный выдох, развитие целенаправленной воздушной струи, активизировать  мышцы губ.

Воспитатель читает слова, а дети выполняют движения.

На полянке у реки

В небе кружатся жуки,

Пчёлки, стрекозки,

Бабочки и мошки.

Все устали, отдохнули,

На цветочках прикорнули.

А потом опять-опять

Будут все легко летать.

4. Тематическая беседа о насекомых: 

Воспитатель: Ребята, скажите, муравей, бабочка, кузнечик, жук, божья коровка, стрекоза, пчела, комар, муха – это кто ? Назовите одним словом.

Дети: Насекомые

Воспитатель: На земле великое множество насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни живут несколько лет, другие — один день. Одни летают, другие ползают или прыгают. А почему они получили такое название – насекомые?

Дети: На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать».

Воспитатель: В какое время года насекомые появляются?

Дети: В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом).

Воспитатель: А чем насекомые питаются?

Дети: Насекомые едят зелень, мелких насекомых.

Воспитатель: А кто питается насекомыми?

Дети: Насекомых поедают птицы.

Воспитатель: Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Дети выходят по очереди и у доки и рассказывают по алгоритму о насекомых.

Муравей - это полезное насекомое. Он маленький, коричневый. У него есть голова, грудь, брюшко. Насечки разделяют его тело. У него шесть лап. На голове у муравья глаза, рот и усики. Питается другими насекомыми, продуктами с человеческого стола. Передвигается шагом. Живёт муравей в муравейнике. Зимует в муравейнике. Их называют «санитарами леса». Они защищают деревья от насекомых вредителей.  Муравьи- сильные.

Бабочка- это полезное насекомое.  Она большая, красивая, яркая. У неё есть голова, туловище, 6 лап и две пары крыльев. На голове у неё глаза, рот (хоботок), усики. Бабочка садится на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. Бабочка летает. Живёт на цветке на улице. Бабочка опыляет растения ( плодовые деревья, ягоды). Из коконов шелкопрядов люди получают шёлк. Бабочка - корм для птиц.

Кузнечик – это полезное насекомое (уничтожает мелких вредных насекомых). Кузнечик маленький, зелёный. У него есть голова, грудь, брюшко. На голове у кузнечика, глаза, рот, длинные усики. У кузнечика шесть ног. Задние ноги большие. Они помогают прыгать. У кузнечика есть жесткие крылья. Кузнечик стрекочет. Кузнечик питается растениями и насекомыми. Кузнечик прыгает. Живёт в траве. Зимой погибает.

Майский жук - это вредное насекомое. Он большой, коричневый. У него есть голова, широкое туловище, шесть лап, жесткие крылья. Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. На голове  у жука глаза, уши, рот, мохнатые усики. Жук летает над землей и жужжит. Жук питается растениями, грызёт  кору деревьев. Живут в земле и зимуют в глубине почвы.

Его назвали так потому, что именно в мае они появляются.

Божья коровка – полезное насекомое ( поедает вредное насекомое тлю, тем самым спасает растения). Она маленькая, красная в чёрных пятнышках. У неё есть голова и круглое туловище, шесть лап, жесткие крылья верхние, а нижние крылья прозрачные. Питается насекомыми и растениями. Она летает. Живёт на деревьях, в траве. Зимует под корой деревьев, под листьями. впадает в спячку.

Стрекоза – полезное насекомое ( питается вредными насекомыми, комарами, которые нападают на людей и животных). Она большая, яркая. У неё есть голова, грудная клетка и брюшко. У неё шесть лап, большие, прозрачные крылья. На голове большие глаза, рот, усики. Питается насекомыми (мошками, комарами, мухами). Стрекоза летает.  Живёт вблизи водоёмов. Зимой погибают.

Пчела – полезное насекомое (трудолюбивая, опыляет растения, собирает нектар и пыльцу и перерабатывает в мёд). Она маленькая, полосатая. У неё есть голова, грудь, мохнатое брюшко, шесть лап и прозрачные крылья. У пчелы есть жало в конце брюшка для самозащиты. Пчела жужжит. Питается пыльцой, нектаром и мёдом. Пчела летает. Живёт в улье, в дупле. Зимуют в улье, в темноте и тишине.

Комар - вредное насекомое ( распространяют болезни, высасывают кровь). Маленький, коричневый. У него есть голова, грудь, брюшко. Шесть ног и прозрачные крылья. На голове глаза, усики, хоботок. Комар звенит З-з-з. Питается кровью.Комар летает. Живёт у водоёмов на растениях. Зимой спит, в тепле просыпается.

Муха — это очень вредное насекомое( потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки). Муха маленькая, чёрная. У мухи есть голова, грудь, брюшко, крылья прозрачные и шесть ног. На голове глаза, хоботок, усики. Муха жужжит. Питается кровью, жидкой пищей человека. Муха летает. Живёт в природе и рядом с человеком. Мухи зимой спят в щелях зданий, в подвалах. 

5. Физкультминутка:

 Прилетела к нам вчера полосатая пчела         (машут ладошками)

А за нею шмель- шмелёк                                (На каждое название насекомого

И весёлый мотылёк,                                         загибают один пальчик)

Два жука и стрекоза,

как фонарики глаза.                                        (Делают из пальчиков кружочки и

                                                                подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,                                (Машут ладошками)

От усталости упали.                                        (Роняют ладони на стол)

6. Игра «Где находится бабочка» (Слайды 3-6)

Больше всего на лесной полянке насекомым нравятся цветы. Они кружат возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка.

Дети должны рассказать, где сейчас находится бабочка. Для образца воспитатель дает следующее предложение: «Бабочка сидит под цветком». Должны быть использованы предлоги: на, под; наречия: справа, слева.

7. Игра « Один – Много» (Слайды 8-15)

Одна бабочка - много бабочек, один комар – много комаров, одна пчела – много пчёл, одна муха, много мух, один кузнечик,  много кузнечиков, одна стрекоза – много стрекоз, один муравей – много муравьёв, один жук – много жуков.

8. Игра «Назови ласково» (17-20)

Жук – жучок, комар – комарик, пчела – пчёлка, муха – мушка, муравей – муравьишка, стрекоза – стрекозка.

9.Итог занятия.

Воспитатель: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

С полянки исчезают насекомые по одному. Скажите, кто улетел с полянки?

(С лесной полянки улетела пчела. И т.д.) Слайд 23

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы! Много интересного знаете и нам рассказали. Пришла пора возвращаться в детский сад.

Вокруг себя обернись,

В детском саду окажись.

Куда мы сегодня совершили путешествие?

Каких насекомых можно встретить на лесной полянке?

В какие игры вы играли на лесной полянке?

Что Вам понравилось больше всего?

Что для вас было сложным в путешествии?

Длительность НОД: 25 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ на тему: «НАСЕКОМЫЕ»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫна тему: «НАСЕКОМЫЕ» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ – «КОМ...

План-конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы раздел «Безопасность жизни деятельности» Тема: «Здоровые зубы»

План - конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект занятия "Волшебная страна" в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме "Насекомые"

В игровой форме дети закрепляют и пополняют знания по лексической теме "Насекомые"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшей группы на тему: "Радость"

Материал полезен педагогам-психологам. Можно провести занятие по данному конспекту в начале учебного года. Оно поможет сгладить возможные эмоциональные сложности дошкольников в связи с возвращением в ...

Коррекционно-развивающая среда для развития речи детей с ОВЗ компенсирующей направленности в групповом помещении ДОУ.

Цель: Максимально полноценно развить речевые способности воспитанников, обогатить словарный запас каждого....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»...