Конспект по развитию речи "Как Топ и Тяпа варили компот"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скрыдлова Светлана Сергеевна

Составление рассказа по  серии сюжетных картин "Как Топ и Тяпа варили компот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл top_i_tyapa.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по «Речевому развитию»

составление рассказа по серии сюжетных картин

«Как Топ и Тяпа варили компот»

 (подготовительная группа)

Использование современных образовательных технологий

Ноутбук, проектор.

Цель: совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о плодовых деревьях;

Расширить представления детей о предметах быта;

Развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Развивать связную речь;

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Воспитательные задачи:

Учить отвечать на вопросы по очереди;

Соблюдать правила поведения во время занятия;

Материал к занятию: 

презентация;

картинки медведя и собаки;

                                                   Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, попробуйте угадать, кто будут героями нашей истории.

 Живёт под крылечком,

Хвостик колечком.

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Дети: Собака

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Дети:  Медведь

Воспитатель:  Правильно, ребята.

 Сейчас я покажу картинки,  и вам предстоит сочинить  по ним сказку о двух верных друзьях, собаке и медведе. Только картинки я перепутала и хочу, чтобы вы выстроили их правильно. Кто мне поможет?

Ребёнок  по желанию выполняет практическое задание, находит  первую картинку и объясняет, почему именно она – начало сказки.

Воспитатель:  Ребята, героев нашей сказки зовут Тяпа и Топ. А  как вы думаете, кто их них Тяпа, а кто Топ?

Дети: Собака – Тяпа, а медведь – Топ.

Воспитатель: Картины мы с вами поставили в логическую цепочку. А теперь посмотрите внимательно на первую картину.

Беседа по первой картине «Варят компот»

 Воспитатель: Кто изображён на этой картине? Что же сейчас происходит в этом саду? 

Дети: медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.

Воспитатель: Где происходят события этой истории?

Дети: Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев.

Воспитатель: Что звери хотят сделать? Почему?

Дети: медведь и собака захотели  сварить компот, потому что нашли много вишни.

 Воспитатель: ребята, давайте и мы сварим компот.

Пальчиковая гимнастика.

Будем мы варить компот 

Фруктов нужно много. Вот. 

Будем яблоки крошить, 

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. 

Угостим честной народ. 

Воспитатель:  Вкусный компот получился!

А теперь послушайте мой вариант рассказа: Пёс Тяпа надел передник. Потом  повесил над костром большой котел. Налил туда воду. Вода закипела и пёс кладёт туда сахар. В это время медведь Топ уже собрал целую корзину вишни и слезает с дерева. Они кладут вишню в воду. Компот готов.

Воспитатель: Кто желает рассказать свой вариант рассказа по первой картинке?

Дети: рассказывают свой вариант.

Беседа по  второй картине «Ох и вкусно!»

Воспитатель: Что находится в правом верхнем углу картины?

Дети: в правом верхнем углу стоит корзина с вишней.

Воспитатель: Найдите и назовите все деревянные предметы?

Дети: деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска.

Воспитатель: Где висит котёл?

Дети: котёл висит над огнём.

Воспитатель: Что стоит на столе, какой он?

Дети: на столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый.

Воспитатель: «Как вы думаете, что лежит на скамейке?

Дети: полотенце, передник.

Воспитатель: Это лежит свернутая скатерть.

Воспитатель: Интересно, зачем она здесь?

Дети: Они накроют ей стол для гостей.

А теперь послушайте мой вариант рассказа: Тяпа и Топ пробуют компот. Медведь сидит в удобном кресле и облизывает деревянную ложку. Собака Тяпа  зачерпнула ещё одну ложку компота.  На её мордочке улыбка. Ох, и вкусно! Они достали скатерть и ждут гостей.

Дети: рассказывают свой вариант.

Беседа по третьей картине «Гости пришли»

Воспитатель: Назовите, кого вы видите на картине?

Дети: я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, ежиху с ежонком, журавля, белку, лису, зайца.

Воспитатель: Придумайте предложение про каждого из героев: Кто? Что делает?

Дети: медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?

Дети: хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот.

Воспитатель: Довольны ли звери?

Дети: да, довольны.

Воспитатель: Какими словами звери могли хвалить хозяйку?

Дети: Тяпа! Ты замечательная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.

А теперь послушайте мой вариант рассказа:

К медведю и собаке пришли гости. Это лиса, белочка, журавль, заяц и ежиха с ежонком. Гости сидят за накрытым скатертью  столом. Тяпа разливает вишневый компот. Журавль в клюве держит пирожок.

На пеньке ежиха кормит ежонка вишнями.

Заяц наблюдает за ежами. Он засмотрелся на смешного ежонка.

Все довольны.

Дети: рассказывают свой вариант.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Теперь мы с вами попробуем составить один общий рассказ по всем картинам.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила сахар.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол и успели напечь пирожков с ягодами.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ежиха с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Тяпа  и Топ – молодцы!»

Воспитатель: Кто хочет попробовать рассказать?

Составление рассказа от первого лица.

Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.Задачи:составление простых предложений по сюжетной картине;составление связного выск...

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Тема «Составление рассказа по серии картин«КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ»Цели:·         составление простых предложений по сюжетной карт...

КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ

Цели:·         составление простых предложений по сюжетной картине;·         составление связного высказыв...

Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам ...

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель: составление простых предложений по сюжетной картине;Задачи:• составление связного высказывания по серии сюжетных картин;• формирование умения воспроизводить последовательность серии ка...