КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Задачи:

  • закрепить умение составлять простые предложения по сюжетной картине;
  • формировать умение составлять связные высказывания по серии сюжетных картин;
  • учить детей воспроизводить последовательность серии картин;
  • развивать внимание, следить за сюжетом, не упуская важных деталей;
  • обогащать словарь детей;
  • воспитывать любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx185.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин

«Как Топ и Тяпа варили компот»

Задачи:

  • закрепить умение составлять простые предложения по сюжетной картине;
  • формировать умение составлять связные высказывания по серии сюжетных картин;
  • учить детей воспроизводить последовательность серии картин;
  • развивать внимание, следить за сюжетом, не упуская важных деталей;
  • обогащать словарь детей;
  • воспитывать любовь к животным.

Ход занятия:

(Дети стоят на паласе полукругом).

Приветствие. «Здравствуй, солнышко….»

Воспитатель:

Попробуйте отгадать загадки, кто будут героями нашей истории.

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком.

С хозяином дружит.

Дом сторожит.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

Дети:

Собака. Медведь.(на доске появляются картинки с изображением животных).

Воспитатель:

Ребята, героев нашей сказки зовут Тяпа и Топ.

Собака – Тяпа, а медведя – Топ.

(Последовательный разбор каждой картины.)

I часть.(беседа по картине №1 «ВАРЯТ КОМПОТ»)

http://doc4web.ru/uploads/files/24/24102/hello_html_21401a0f.jpg

Воспитатель объясняет детям, что на картинке № 1 изображен старый фруктовый сад, который давно сторожит пес Тяпа.

«Что же сейчас происходит в этом саду?Кто изображён на этой картине?» – спрашивает педагог.

(Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака  Тяпа кладёт сахар в кипящую воду).

Тяпа варит на костре вишневый компот. Над костром подвешен большой котел. В нем вот-вот закипит вода. Тяпа готовится положить в котел сахар. Что такое «котёл» и зачем он нужен? (металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).Пес Тяпа, как настоящий повар, надел длинный фартук.

Тяпу отвлек медведь Топ. Топ медленно сползает с вишневого дерева, стараясь не рассыпать вишни, аккуратно сорванные и уложенные в плетеную корзинку. В саду очень красиво. Недалеко от костра цветут крупные колокольчики. Поодаль аккуратно сложены дрова.

- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?

(Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев).

- Что задумали звери? Почему?

(Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни).

Физкультминутка.

Будем мы варить компот (левая ладошка держат «ковшиком»,

указательным пальцем

Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (имитируют каждое действие с фруктами)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ (от себя разводят руками)

II часть.(беседа по картине №2 «ОХ, И ВКУСНО!»)

http://doc4web.ru/uploads/files/24/24102/hello_html_mb14d2bb.jpg

Воспитатель 

- Что находится в правом верхнем углу картины?

(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)

- Найдите и назовите все деревянные предметы?

(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)

- Где висит котёл?

(Котёл висит над огнём.)

- Что стоит на столе, какой он?

(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)

Догорает костер. Около костра стоит полная корзина спелых вишен. Топ сидит за столом, у него большая деревянная ложка. Он только что отведал компота, и на его мордочке такое удовлетворение, что повар Тяпа не может отвести от медведя глаз. Стол, за которым совсем как человек сидит Топ, Сделан их дерева. Из дерева и кресло, в котором сидит медведь. Кресло очень красивое, резное.

Воспитатель обращает внимание детей на предмет, лежащий на скамейке.

-«Как вы думаете, что это такое? (Воспитатель заслушивает ответы детей и поясняет). Это лежит свернутая скатерть».

-«Интересно, зачем она здесь?» (Воспитатель выслушивает предположения детей).

Гимнастика для глаз.

III часть (беседа по картине №3 «ГОСТИ ПРИШЛИ»)

http://doc4web.ru/uploads/files/24/24102/hello_html_20a6f47e.jpg

- Назовите, кого вы видите на картине.

(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)

- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д.)

- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?

(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, аона всем наливает половником компот, на ней фартук.)

- Довольны ли звери угощением?(Да, довольны.)

- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?

(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)

Дети определяют, что Тяпа и Топ ждали гостей, поэтому приготовили праздничную скатерть. Воспитатель просит назвать гостей. Уточняет, кому, какой гость особенно нравится и почему.

-«Сколько всего животных за столом, а сколько птиц?»

-«Сколько больших животных, а сколько маленьких?»

-«Сколько животных едят ложками?»

-«Из чего сделаны ложки?»

-«Сколько животных сидит на пеньках, а сколько на стульях?»

-«Какие животные одинакового цвета?»

-«Какие повадки у лисы, а какие у зайца?»

-«Как называется детеныш ежа?»

К этому рисунку может быть дан следующий образец рассказа:

«… У Тяпы и Топа гости. Их много: лиса, белочка, журавль, заяц да ежиха сежонком. Гости сидят за накрытым столом, угощаются. Тяпа разливает вишневый компот. Звери едят его ложками, как люди, и просто так лакают. Журавль в клюве держит сухарик. Должно быть, решил попробовать незнакомую ему еду.

На пенечке ежиха кормит ежонка вишнями. Тот смешно приоткрыл рот и приготовился съесть вишни, которые ежиха держит перед ним за черенок.

Зайцу нравится маленький и трогательный ежонок, пробующий вишенки. Он тоже взял себе несколько ягод, но не съел, засмотревшись на смешного ежонка.

Все довольны, особенно повар Тяпа. Топ сидит во главе стола, большой и добродушный. Сидит спокойно, по-хозяйски, с любовью оглядывая больших и малых зверей и птиц».

- Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.

Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.

Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.

Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!

Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.

В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»

Составление рассказа от первого лица.

Воспитатель предлагает детям маски медведя и собаки. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.

ИТОГ.

-Дети, чем мы сегодня занимались на занятии? Что понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.Задачи:составление простых предложений по сюжетной картине;составление связного выск...

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Тема «Составление рассказа по серии картин«КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ»Цели:·         составление простых предложений по сюжетной карт...

Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам ...

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»

Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...