КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели:
- составление простых предложений по сюжетной картине;
- составление связного высказывания по серии сюжетных картин;
- формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;
- развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rr_tyapa_i_topa_varili_kompot.docx | 191.23 КБ |
prezentatsiya_po_razvitiyu_rechi_sostavlenie_rasskaza_tyapa_i_topa_varyat_kompot.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Как Топ и Тяпа варили компот»
Цели:
- составление простых предложений по сюжетной картине;
- составление связного высказывания по серии сюжетных картин;
- формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;
- развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей\
Ход занятия:
Воспитатель:
Попробуйте угадать, кто будут героями нашей истории.
Живёт под крылечком,
Хвостик колечком.
С хозяином дружит.
Дом сторожит.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
Дети:
Собака. Медведь. (на доске появляются картинки с изображением животных).
Воспитатель:
Ребята, героев нашей сказки зовут Тяпа и Топ.
Собака – Тяпа, а медведя – Топ.
Последовательный разбор каждой картины.
I часть. (беседа по картине №1 «ВАРЯТ КОМПОТ»)
Воспитатель объясняет детям, что на картинке № 1 изображен старый фруктовый сад, который давно сторожит пес Тяпа.
«Что же сейчас происходит в этом саду? Кто изображён на этой картине?» – спрашивает педагог.
(Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду).
(Тяпа варит на костре вишневый компот. Над костром подвешен большой котел. В нем вот-вот закипит вода. Тяпа готовится положить в котел сахар. Что такое «котёл» и зачем он нужен? (металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре). Пес Тяпа, как настоящий повар, надел длинный фартук.
Тяпу отвлек медведь Топ. Топ медленно сползает с вишневого дерева, стараясь не рассыпать вишни, аккуратно сорванные и уложенные в плетеную корзинку. В саду очень красиво. Недалеко от костра цветут крупные колокольчики. Поодаль аккуратно сложены дрова).
- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?
(Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев).
- Что задумали звери? Почему?
(Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни).
II часть. (беседа по картине №2 «ОХ, И ВКУСНО!»)
Воспитатель
- Что находится в правом верхнем углу картины?
(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)
- Найдите и назовите все деревянные предметы?
(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)
- Где висит котёл?
(Котёл висит над огнём.)
- Что стоит на столе, какой он?
(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)
(Догорает костер. Около костра стоит полная корзина спелых вишен. Топ сидит за столом, у него большая деревянная ложка. Он только что отведал компота, и на его морде такое удовлетворение, что повар Тяпа не может отвести от медведя глаз. Стол, за которым совсем как человек сидит Топ, Сделан их дерева. Из дерева и кресло, в котором сидит медведь. Кресло очень красивое, резное).
Воспитатель обращает внимание детей на предмет, лежащий на скамейке.
«Как вы думаете, что это такое? (Воспитатель заслушивает ответы детей и поясняет). Это лежит свернутая скатерть».
«Интересно, зачем она здесь?» (Воспитатель выслушивает предположения детей).
III часть (беседа по картине №3 «ГОСТИ ПРИШЛИ»)
- Назовите, кого вы видите на картине.
(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку,лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)
- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д.)
- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?
(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот, на ней фартук.)
- Довольны ли звери угощением? (Да, довольны.)
- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?
(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)
Дети определяют, что Тяпа и Топ ждали гостей, поэтому приготовили праздничную скатерть. Воспитатель просит назвать гостей. Уточняет, кому, какой гость особенно нравится и почему.
«Сколько всего животных за столом, а сколько птиц?»
«Сколько больших животных, а сколько маленьких?»
«Сколько животных едят ложками?»
«Из чего сделаны ложки?»
«Сколько животных сидит на пеньках, а сколько на стульях?»
«Какие животные одинакового цвета?»
«Какие повадки у лисы, а какие у зайца?»
«Как называется детеныш ежа?»
К этому рисунку может быть дан следующий образец рассказа:
«… У Тяпы и Топа гости. Их много: лиса, белочка, журавль, заяц да ежиха с ежонком. Гости сидят за накрытым столом, угощаются. Тяпа разливает вишневый компот. Звери едят его ложками, как люди, и просто так лакают. Журавль в клюве держит сухарик. Должно быть, решил попробовать незнакомую ему еду.
На пенечке ежиха кормит ежонка вишнями. Тот смешно приоткрыл рот и приготовился съесть вишни, которые ежиха держит перед ним за черенок.
Зайцу нравится маленький и трогательный ежонок, пробующий вишенки. Он тоже взял себе несколько ягод, но не съел, засмотревшись на смешного ежонка.
Все довольны, особенно повар Тяпа. Топ сидит во главе стола, большой и добродушный. Сидит спокойно, по-хозяйски, с любовью оглядывая больших и малых зверей и птиц».
ИТОГ
- Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.
Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!
Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.
В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Давайте подвигаемся немного и сварим свой компот.
Физкультминутка.
Будем мы варить компот (левая ладошка держат «ковшиком»,
указательным пальцем
Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (имитируют каждое действие с фруктами)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ (от себя разводят руками)
Составление рассказа от первого лица.
Воспитатель предлагает детям маски Медведь и Собака. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.
Чем мы занимались на занятии. Что понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живёт под крылечком, Хвостик колечком. С хозяином дружит. Дом сторожит. Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос. Как вы думаете кого зовут Тяпа а кого Топ?
- Кто изображён на этой картине? (Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.) - Где происходят события этой истории? Как вы догадались? (Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев.) - Как вы думаете, что задумали звери? Почему? (Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.) Картинка «Варят компот»
Картинка « Ох, и вкусно!» - Что находится в правом верхнем углу картины? ( В правом верхнем углу стоит корзина с вишней. ) - Найдите и назовите все деревянные предметы? ( Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска ) - Где висит котёл? ( Котёл висит над огнём. ) - Что стоит на столе, какой он? ( На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый )
Картинка « Гости пришли» Назовите , кого вы видите на картине. ( Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу , белку, лису, журавля, зайца и ежа с ежонком ) - Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т.д. ) - Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались? ( Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а она всем наливает половником компот, на ней фартук. ) - Довольны ли звери угощением? ( Да, довольны. ) - Какими словами звери могли хвалить хозяйку? ( Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь. )
Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку: 1 2 3
Физминутка . Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. ( Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) Находит в дуплах мед И в рот себе кладет. ( Изображать, как он достает и ест мед.) Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».) Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».) Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.) И пчелок вспоминает.
Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот. ( Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот .) Давайте вместе с вами попробуем составить рассказ: Как бы вы начали рассказ про Тяпу и Топу? Объясните пожалуйста, почему звери стали варить компот? Вопросы для обсуждения:
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара. Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой. Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно! Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами. В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.Задачи:составление простых предложений по сюжетной картине;составление связного выск...
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Тема «Составление рассказа по серии картин«КАК ТОП И ТЯПА ВАРИЛИ КОМПОТ»Цели:· составление простых предложений по сюжетной карт...
Основная образовательная деятельность по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...
Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам ...
«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Конспект занятия на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Задачи:закрепить умение составлять простые предложения по сюжетной картине;формировать умение составлять связные высказывания по серии сюжетных картин;учить детей воспроизводить последовательность сер...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Топ и Тяпа варили компот»
Цели:составление простых предложений по сюжетной картине...