Составление описательного рассказа (животные жарких стран)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: Составление описательного рассказа (животные жарких стран)
Цель: закрепление умений в составлении описательных рассказов о животных.
Задачи: уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран; совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в правильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать внимательность и мыслительную активность; воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Интеграция: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания); чтение художественной литературы экологической тематики; беседы о животных с использованием иллюстраций; загадывание и отгадывание загадок о животных; чтение художественной литературы о животных; рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Оборудование и материалы: карта мира, картинки с изображением животных, мнемотаблица-план, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
Тема: Составление описательного рассказа (животные жарких стран)
Цель: закрепление умений в составлении описательных рассказов о животных.
Задачи: уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран; совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в правильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, учить согласовывать прилагательные с существительными, учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; развивать связную речь; обогащать словарный запас; развивать внимательность и мыслительную активность; воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Интеграция: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания); чтение художественной литературы экологической тематики; беседы о животных с использованием иллюстраций; загадывание и отгадывание загадок о животных; чтение художественной литературы о животных; рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.
Оборудование и материалы: карта мира, картинки с изображением животных, мнемотаблица-план, мяч.
Ход НОД:
I. Вводная часть
-Ребята, я сегодня получила письмо от белого медвежонка Умки:
«Здравствуйте дети, я белый медвежонок Умка. Живу на Севере, где всегда зима. Вместе со мной живут звери, которые не боятся холода, но я слышал, что есть страны, где всегда лето, и там живут совсем другие животные. Пожалуйста, расскажите мне о них, мне очень хочется с ними познакомиться».
- Ну что, ребята, поможем Умке?
-Ребята, скажите: а жаркие страны это какие? (Африка, Южная Америка, Австралия, Индия - показ на карте)
-Давайте вспомним, какие животные живут в жарких странах. А для этого ответьте на мои вопросы (появляются картинки с животными):
-Какое животное называют царём зверей?(лев)
-У какого животного самая длинная в мире шея?(жираф)
-У какого животного на животе есть сумка? (кенгуру)
-Какое животное имеет самые большие уши?(слон)
-Назовите животное, имеющее полосатую окраску. (зебра)
-Животное, у которого есть горб, в котором находятся жировые отложения? (Верблюд)
-У какого животного есть один рог? (Носорог)
-Какое животное больше всего похоже на людей? (Обезьяна)
-У какого животного огромное тело опирается на короткие ноги? Он почти всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы только позавтракать или позагорать. (Бегемот)
-Полосатый зверь из семейства кошачьих? (Тигр)
-Какое животное жарких стран половину жизни проводит в воде? Температура тела животного зависит от температуры окружающей среды. (Крокодил)
-Ребята, мы с вами вспомнили далеко не всех животных, но давайте сейчас поговорим о них, чтобы отослать интересные рассказы Умке.
II. Основная часть
-Перед тем, как рассказать о животных, давайте немного поиграем.
Дидактическая игра «Один-много"
В «Чудесном мешочке» лежат фигурки животных, дети достают животное, составляют предложения. Первый ребенок составляет предложение об одном животном, а следующий – о нескольких животных.
Я видела одного льва. А я видел много львов.
Я видела одну обезьяну. А я видел много обезьян. И т. д.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
Дети садятся на стулья.
- Нам надо быть осторожными, ведь в Африке живут сильные, гривастые … (львы).
Пугливые, полосатые…(зебры).
Пятнистые, длинношеие… (жирафы).
Огромные, сильные… (слоны).
Ловкие, хвостатые… (обезьяны).
Страшные, зеленые… (крокодилы).
Дидактическая игра «Чье это?»
Дети стоят по кругу. Отвечает тот, кто получает мяч и бросает мяч обратно.
- Я вижу лапы льва. Лапы чьи? (лапы львиные)
- Я вижу панцирь черепахи. (черепаший панцирь)
- Я вижу хвост крокодила. (крокодилий хвост)
- Я вижу шею жирафа. (жирафья шея)
- Я вижу голову верблюда. (верблюжья голова)
- Я вижу рог носорога. (носорожий рог)
- Я вижу хобот слона. (слоновий хобот)
Дидактическая игра «Скажи одним словом».
Дети стоят по кругу, воспитатель вразнобой указывает на детей,
-У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.
-Давайте поиграем в игру «Скажи одним словом».
У тигра острые зубы – он … острозубый.
У жирафа длинная шея – он … длинношеий.
У зебры быстрые ноги – она …быстроногая.
У слона толстые ноги - он … толстоногий.
У бегемота толстая кожа –он … толстокожий.
У крокодила острые зубы - он …острозубый
У попугая перья разного цвета – он … разноцветный.
У обезьяны длинный хвост - она … длиннохвостая
У бегемота толстая кожа - он …толстокожий
У верблюда два горба - он … двугорбый
У жирафа короткая шерсть – он … короткошерстный
У черепахи короткие ноги - она … коротконогая
У страуса тонкие ноги - он … тонконогий
- Вот какие сложные слова мы с вами составили. А теперь время изобразить животных, о которых мы говорим.
Физкультминутка «Чудесное превращение»
Дети изображают животных.
Дилы-дилы-дилы - появились крокодилы.
Моты-моты моты - появились бегемоты.
Афы-афы-афы – листики жуют жирафы.
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
Составление рассказов
- Теперь ребята, давайте расскажем о животных, которые проживают в жарких странах, а потом их отошлем Умке на Север.
- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки, план. При составлении рассказа ребенок использует опору на мнемотаблицу, план, а так же на изображение животного.
План рассказа:
Как называется животное?
Внешний вид: цвет, размер, части тела.
Чем покрыто тело?
Его характер (злой, сердитый, добрый и т.д.).
Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
Чем питается (на кого охотится)?
Заслушиваются 3-4 рассказа.
Сравнение животных Севера и животных жарких стран
-Ребята, вы составили такие чудесные рассказы.
-А как вы думаете, чем отличаются животные севера от животных жарких стран?
III. Заключительная часть
- Ребята, мы с вами вспомнили, какие животные в них проживают в жарких странах, и рассказали о них. Теперь мы с вами сможем написать письмо медвежонку Умке, что бы и он тоже узнал, что существуют в мире такие места, где нет зимы, и там живут такие замечательные животные .
-Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? А какое задание вам было сложно выполнить?
Примерные рассказы:
Слон
Это слон. Он обитает в Африке, Индии. Слон очень большое животное. Его тело покрыто толстой, серой шкурой. У слона есть белые бивни и длинный хобот. С помощью хобота слон добывает пищу и пьет воду. Уши у слона очень большие. Ими он отгоняет насекомых. Ноги у слона толстые, а хвост короткий. Питается слон растительной пищей: травой, листьями и плодами деревьев.
Обезьяна
Это обезьянки. Они обитают в Африке, Индии, и других теплых странах. Их тело покрыто густой серой шерстью. Только мордочка, уши, ладони совсем голые. По внешнему виду они очень похожи на человека. У обезьянок очень длинный хвост, которым они могут цепляться за ветви деревьев. Передние лапы у обезьян длиннее задних. Питаются они сочными плодами, орехами, молодыми веточками растений, очень любят бананы.
Крокодил
Это крокодил, длинное зубастое животное. Обитает он в жарких странах, селится в разнообразных пресных водоёмах. Крокодилы могут менять окраску. Когда холодно они коричнево или темно серого цвета. Согревшись, кожа крокодила становится грязно-зеленой. Плоская длинная голова, приплюснутое туловище, мощный хвост, довольно короткие лапы. Глаза расположены в верхней части головы. Малыши питаются насекомыми, постарше – рыбой, взрослые - рыбой, птицами.
Бегемот.
Это бегемот, крупное и тяжелое животное. Стада бегемотов заселяют болота, реки и озера Африки. Шкура у бегемота серая. Кожа бегемота плотная, толстая. Ноги короткие, уши маленькие. Бегемоты питаются только растениями. Весь день он проводит в воде, спасаясь от жары. А кормится, вылезают на берег ночью. Хоть они кажутся неповоротливыми, они умеют быстро бегать, плавать и нырять.
Зебра.
Это зебра. Для неё характерна полосатая окраска и оттопыренные уши. Это животное похоже на лошадь, только грива у нее густая и короткая, а шкура с полосатым рисунком. Хвост заканчивается кисточкой из волос. Питается растительной пищей. Она быстро бегает.
Жираф
Это жираф. Он очень высокое роста. У него маленькая голова, короткие уши, небольшие рожки и большие глаза. У жирафа очень длинная шея, длинные ноги и длинный хвост. Жираф светло-коричневого цвета с темно-коричневыми пятнами. Жираф питается листьями, молодыми веточками деревьев, корой, цветами. Он - травоядное животное. Жираф обитает в Африке или в Австралии. Детёныш у них - жирафёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Область:коммуникация. Интеграция:познание,х/т,музыка. Тема:Составление описательного рассказа животного(по мнемотаблице.)
Программное содержание:- совершенствовать умение составлять описательный рассказ животного по схеме;-закреплять знания детей названий детенышей животных; употреблять в речи существительные в единствен...
Конспект НОД Область:коммуникация. Интеграция:познание,х/т,музыка. Тема:Составление описательного рассказа животного(по мнемотаблице.)
Программное содержание:- совершенствовать умение составлять описательный рассказ животного по схеме;-закреплять знания детей названий детенышей животных; употреблять в речи существительные в единствен...
Примерные описательные рассказы детей с ОНР и применением ИКТ технологий на тему "Животные жарких стран"
Ребята подготовительной группы, вместе с родителями, готовят красочные презентации и с удовольствием выступают перед детьми других групп и детских садов. Представляем вашему вниманию некоторые из них....
Составление описательного рассказа о животных северных стран с опорой на схему.
Активизация и актуализация словаря по теме «Животные северных стран». Совершенствование навыка составления рассказов - описания с опорой на схему. Совершенствование грамматического строя р...
Составление рассказа о животном жарких стран
Цель: Развитие грамматически правильной речи в процессе закрепления представлений животных жарких стран.Образовательные: закреплять знания о животных жарких стран. Закреплять знания детей ...
Составление описательного рассказа о животном жарких стран с опорой на план-схему
Фронтальное логопедическое занятие по теме "Животные жарких стран". ОО "Речевое развитие"...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....