ПОСОБИЕ «ПИРАМИДА РЕЧЕТВОРЧЕСТВА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие связной речи является важнейшей задачей логопедичейкой работы с дошкольниками. Для развития связной речи одним из средств, используемых в обучении, является использование современной технологии ТРИЗ, которая обеспечивает качественный и увлекательный процесс обучения ребенка. ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач. Применение систематизированных игр и заданий с элементами ТРИЗ технологии на занятиях и в совместной деятельности детей и педагога, позволяет стимулировать речь детей и достичь высоких результатов в ее развитии.Одно из средств технологии ТРИЗ, которое было предложено Анатолием Гин, Анной Корзун в дошкольном учреждении – Круги Луллия или по-другому Кольца Луллия.В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют логопеды и педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. Взяв за основу принцип вращающихся кругов, было изготовлено пособие «Пирамида речетворчества».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Автор работы:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Савина Василиса Валерьевна
Гусь-Хрустальный
2022г.
Актуальность
В современной действительности ни одна деятельность человека не обходится без употребления речи, она необходима везде, в том числе и на этапе обучения в дошкольном учреждении. От того, как у ребенка будет развито умение правильно выражать свои мысли, во многом зависит его дальнейшая социализация и обучение в школе. С помощью речи дошкольник узнает окружающую действительность, выражает с помощью слов собственные мысли и желания. По мнению ученых и педагогов, Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, именно развитие связной речи определяет у дошкольника на каком уровне речевого и умственного развития он находится.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Развитие связной речи является важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество недостатков. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Таким образом, проблема развития связной речи является на сегодняшний день одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогом.
Для развития связной речи одним из средств, используемых в обучении, является использование современной технологии ТРИЗ, которая обеспечивает качественный и увлекательный процесс обучения ребенка. ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач. Применение систематизированных игр и заданий с элементами ТРИЗ технологии на занятиях и в совместной деятельности детей и педагога, позволяет стимулировать речь детей и достичь высоких результатов в ее развитии. Рассмотрим одно из средств технологии ТРИЗ, которое было предложено Анатолием Гин, Анной Корзун в дошкольном учреждении – Круги Луллия или по-другому Кольца Луллия.
Раймонд Луллий – философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление – логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют логопеды и педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей.
Взяв за основу принцип вращающихся кругов, мной было изготовлено пособие «Пирамида речетворчества».
Цель: использование пособия в качестве средства развития связной речи дошкольников.
Задачи:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- формирование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- закрепление навыка формирования словосочетаний;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
При использовании данного пособия в организованной деятельности важно соблюдение следующих условий:
1) количество используемых в работе кругов зависит от возраста ребенка: для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три-четыре круга;
2) наглядный материал подбирается с учетом возрастного и речевого развития детей;
Техника выполнения заданий с использованием пособия может включать в себя следующие виды работ:
1) «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: на сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения животных (собака, корова, медведь, заяц и др.); второго – мест их обитания (дом, лес и т. п.); третьего – продукты, которыми они питаются (молоко, трава, кости и др.);
2) «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например: медведь – дом – молоко. Задача детей – объяснить, как животное может жить в таком месте и питаться подобными продуктами. Они должны с достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного преобразования, например: хорошо ли ему было бы там жить, как бы он взаимодействовал с остальными обитателями данного места, какие бы еще продукты он мог есть.
3) «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Детям предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
Формы работы:
Пособие можно использовать в индивидуальной и подгрупповой деятельности, в организованных учебных деятельностях во всех образовательных областях.
Ожидаемые результаты:
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- формирование структуры предложений;
- переход от односложных предложений к рассказу;
- совершенствование развития связной речи.
В процессе использования игр с пособием выделяют разную степень участия педагога:
1) педагог принимает участие в игре, он обозначает цель и правила, помогает распределить роли и при необходимости развивает игру;
2) педагог принимает второстепенное участие в развитии игры, он только косвенно воздействует на поведение и речь детей, а дошкольники самостоятельно распределяют роли, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление игры;
3) педагог выступает в роли наблюдателя, контролируя ход игровой деятельности во время занятия: дети самостоятельно развивают игру, сопровождая все свои действия речевыми высказываниями;
4) педагог инструктирует дошкольников и создает условия для проявления речевой активности детей.
Методика работы с пособием
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Для построения связных рассказов, прежде всего, необходимо иметь достаточный запас слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. Чем больше ребенок сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей.
Пособие «Пирамида речетворчества» способствует поэтапному развитию связной речи детей по принципу «от простого к сложному». Работа строится в виде ступенчатой системы. При составлении словосочетаний, предложений или рассказов ребенок «шагает» по ступенькам пирамиды сверху вниз.
Технологическая цепочка проведения игр на развитие связной речи:
1. На всех кругах картинками или значками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения оказались под стрелкой, называют их.
4. На основе выпавших картинок дети составляют рассказ.
Этапы работы:
- Формирование навыка составления словосочетаний.
Словосочетание - это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически.
Первые словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо
являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер.
Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях,
используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи
окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую
форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения различных ситуаций.
Для формирования навыка составления и употребления словосочетаний используются игры на подбор пары. На этом этапе используются два кольца пособия. На кольцах устанавливаются картинки, взаимосвязанные между собой. Игроки путем прокручивания колец подбирают и называют выпавшие пары, начиная с верхнего кольца. Целесообразно начинать работу с простых словосочетаний, соединенных союзом «и». На один круг выкладывается серия предметных картинок, на второй круг выкладываются картинки, подходящие по смыслу. Например, шапка и шарф, вилка и ложка, яблоко и груша. Игроки прокручивают первое кольцо и к выпавшей картинке подбирают пару. В дальнейшем при усложнении задания, ребенку предлагается объяснить, почему он объединил таким образом предметы. На этом этапе могут быть использованы варианты игр по признаку цвета, размера, количества, частей целого.
Игра | Описание |
Игра «Чей, чья, чьё?» Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения. | Ход игры: На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии. |
Игра «Один - много» Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Ход игры: На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Педагог просит подобрать пару. (Например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.) |
Игра «Сосчитай-ка» Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Ход игры: На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. (Например: три синих чайника) |
Игра «Наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. | Ход игры: Педагог выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. (Например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.) |
- Формирование навыка составления простых и сложных предложений.
Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Предложение - это синтаксическая единица, выражающая законченную мысль. В работе с пособием, усвоив навык составления словосочетаний дети переходят к составлению простых предложений, которые включают в себя подлежащее и сказуемое. Поначалу работа строится в форме «вопрос-ответ». Педагог задает вопрос, а ребенок, используя пособие, находит ответ. Постепенно эти предложения расширяются за счет добавления второстепенных членов. Усвоив навык ответа на вопрос, дети переходят к самостоятельному составлению предложений. На этом этапе возможно использование 2-3 колец пособия. Вводятся карточки с обозначением предлогов. Эти карточки старшие дошкольники могут изготовить совместно с педагогом. Активизируется и расширяется глагольный словарь детей. По мере усложнения заданий предложения становятся более распространенными, добавляются союзы «чтобы», «потому что». Активируется логическое мышление. Сначала предложение используется как ответ на вопрос педагога, а потом дети начинают самостоятельно делать выводы. Например, если выпали картинки птица-крыло, игрок может составить предложение «У птицы есть крылья» или «У птицы крылья, чтобы летать».
Для формирования навыка составления и употребления предложений могут быть использованы следующие игры.
Игра | Описание |
Игра «Придумай предложение - 1» Цель: формирование синтаксических конструкций. | Ход игры: 1 вариант. На кругах предметные. Педагог просит придумать предложение с получившейся парой слов, используя слово-действие. (Например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине.) |
Игра «Путешествие птиц» Цель: формирование синтаксических конструкций. Задачи: - образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО; - закрепление предложно – падежных конструкций. | Ход игры: Педагог распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. (например: Синица слетела с берёзы.) |
Игра «У кого кто?» Цель: закрепление навыка составления предложений | Ход игры: На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару. (Например: У кошки – котенок.) |
Игра «Кто чем питается?» Цель: расширение и активизация словаря. | Ход игры: Педагог раскладывает на верхнем ярусе изображения животных, а на нижнем - еду. Игроки поочередно вращают верхнее кольцо и в зависимости от выпавшего животного подбирают ему еду на нижнем кольце. (Например: Кошка пьет молоко. Корова ест траву.) |
Игра «Кто где живёт?» Цель: расширение и активизация словаря. | Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть предложенные картинки на верхнем круге, назвать животных на нем. Подобрать картинку с нужным жилищем на нижнем круге путём вращения. Правильно назвать жилищe. (Например: Кошка живет в доме. Корова живет в сарае. Медведь живет в берлоге.) |
Игра «Составь предложения» Цель. Формировать навыки составления предложения, согласования слов в предложении. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. | Ход игры. - Ребёнку предлагается раскрутить малый круг колец Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения. - Ты составил предложение. А теперь скажи, так бывает или не бывает? - Самостоятельно соотносить картинки на кругах, составлять предложения. |
Игра «Противоположности» Цель: Формировать навыки составления предложения, активизировать словарь антонимов. | Ход игры На верхнем круге расположены картинки (кот сытый, гиря тяжелая, кроссовки новые, стакан полный, карандаш длинный, лента узкая, стул мягкий, елка низкая, чайник горячий, фартук грязный, мишка маленький, зайчик худой, черепаха медленная и т.д.), на нижнем – картинки со словами, противоположные по значению (кот голодный, перо легкое, кроссовки новые, стакан пустой, карандаш короткий, лента широкая, стул твердый, елка высокая, мороженое холодное, фартук чистый, мишка большой, зайчиха толстая, лошадь быстрая и т.д.) Ребёнок называет картинку на верхнем круге, затем, поворачивая нижний круг находит картинку с противоположным значением, совмещает их и составляет предложение. (Например: Мороженое холодное, а чай горячий) |
Игра «От и до» |
- Формирование навыка составления рассказов.
В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Использование пособия на этом этапе помогает детям выстроить логическую цепочку при составлении рассказов. Каждое кольцо пособия – это отдельное предложение. Двигаясь сверху вниз, дети последовательно составляют предложения с картинками, расположенными на кольцах и объединяют их в текст. Поначалу педагог помогает дошкольникам сформулировать предложение при помощи наводящих вопросов «Кто это?», «Где живет?», «Чем питается?». Постепенно педагог переходит в роль стороннего наблюдателя, и ребенок самостоятельно выстраивает логическую цепочку на пособии и проговаривает ее. Например: Это корова. Она живет в сарае. Корова ест сено.
Игры с пособием целесообразно проводить в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей). Этих игр множество, но их можно условно разделить на три группы:
1.Игры на подбор пары и соотнесение объектов («Найди, где живёт и чем питается», «Назови детёныша»).
2.Игры с элементом случайности в установке колец («Найди по форме и назови сколько», «Уменьшаем-увеличиваем»).
3.Игры на развитие творческого воображения («Чей детёныш?», «Когда это бывает?»).
Игра | Описание |
Игра «Оденемся на прогулку» Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде. | Ход игры: Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда. |
Игра «Кому что?» Цель: развитие связной речи и накопление словаря по теме «Профессии». | Ход игры Перед детьми три круга. На первом круге – картинки с изображением представителей разных профессий, на втором круге – атрибуты данных профессий, на третьем круге – изображения места работы представителей данных профессий. Дети раскручивают один из кругов и затем подбирают к выпавшей картинке соответствующие изображения на втором и третьем круге. В конце игры составляется рассказ про данную профессию. |
Игра «Вот это да!» Цель: закрепления навыков составления связного высказывания. | Ход игры На секторе первого, самого большого круга прикреплены изображения деревьев (сосна, яблоня и др.); второго – мест их произрастания (сад, лес, болото и т. п.); третьего – плодов или семян (апельсин, яблоко, шишка и др.). Дети раскручивают круги, смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их. Например, береза – болото – апельсин. Задача детей объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды. С достаточной степенью достоверности объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, хорошо ли иметь такую чудесную березу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится, что на ней растут апельсины. |
Использование данного пособия способствует речевому развитию ребенка (обогащению словарного запаса, развитию связной речи, грамматического строя, речевого творчества); позволяет расширять представления дошкольника об окружающем мире в процессе игры; развивает его инициативность, самостоятельность в разнообразных видах детской деятельности. С помощью пособия дети полнее воспринимают сенсорные эталоны (форму, цвет) и описывают окружающий мир, фантазируют; выявляют и самостоятельно пытаются решить проблемы, в результате чего у них развиваются все психические процессы, в том числе речь, внимание и воображение. Детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах пособия. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пособие может являться эффективным средством в развитии связной речи детей и использоваться в работе дошкольных учреждений. Благодаря использованию дидактического пособия у детей формируется умение грамотно формулировать предложения, объединяя их в небольшие рассказы.
Список литературы:
- Обучение грамоте. Комплект круговых тренажеров. – М.: Айрис –Пресс, 2013.
- Котлярова Надежда Васильевна. Методические разработки. Статья. «Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста». 2019
- Юлия Васильевна Титова, с. Ильинское Людмила Николаевна Вахрушева г. Киров Кольца Луллия как средство развития связной речи детей 3-4 лет. – ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021
- Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В.-М.: АРКТИ, 2017
- Шустерман, М.Е., Думаем, изобретаем, открываем мир. – М.: Речь, 2006. – 208 с. httр://triz-рlus.ru/mоrfоlоgiсheskij-аnаliz/krugi-lulliyа
- Тарасенко, Т.В., Казьмина, Э.В. Использование кругов Луллия в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. // Символ науки. – 2016. – №10. – С. 19-23.
- Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004. – 187 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»
Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей.
Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различ...
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей
Пособие лэпбук «Речевичок» как средство развития речи детей...
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...