«Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии
Секция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» Всероссийской конференции "Актуальные вопросы педагогики и психологии образования"
Подсекция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОО»
Тема выступления: «Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
25.04.2024 14.00 ч.
Секция «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Подсекция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОО»
Тема выступления: «Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи дошкольников».
Слайд 1. Титульный слайд. Название.
Каждый год число детей с нарушениями речи растет в геометрической прогрессии. Возникают трудности в постановке, автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников. Крайне слабая мотивация, снижение критичности, большое количество проблемных звуков, сопутствующие речевые и когнитивные нарушения - усложняют процесс коррекции.
С каждым годом все сложнее удержать внимание ребенка во время занятий, заинтересовать его, повысить мотивацию к занятиям.
Слайд 2
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.
Каждый логопед, независимо с какой структурой дефекта он работает, обязательно касается этапа автоматизации и дифференциации звуков.
Слайд 3
Коррекционная работа требуют длительной тренировки – это этап автоматизации звуков. Автоматизация- это закрепление правильного произношения звука.
Автоматизируется звук, когда ребенок может произносить его правильно и четко при многократном повторении.
Слайд 4
Дифференциация - различение звуков близких по звучанию. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи их заменяет сходными по звучанию звуками. В дальнейшем, не проработав этап дифференциации, в школе появляются проблемы в русском языке, т.к. ребенок как слышит, так и пишет, а слышит он, не отличая близких фонем (звуков).
Работа по автоматизации и дифференциации требует многократного повторения одного и того же речевого материала, что несомненно утомляет детей, снижает интерес к занятиям. Перед педагогом стоит (возникает) задача удержать внимание ребенка, заинтересовав его, тем самым сохранив его работоспособность.
Слайд 5
Внимание - это психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной, способность человека сосредоточиться.
Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.
Концентрация - способность быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не отвлекаясь.
Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения, с учетом ведущей (основной) деятельность дошкольника. С помощью увлекательных игр и новых пособий удается привлекать и удерживать внимание ребенка на занятиях.
С каждым годом растет количество детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Следовательно, в работе учителей-логопедов должны быть многофункциональные пособия, чтобы занятия воспринимались ребенком игрой.
Слайд 6
Для удержания внимания и интереса детей к занятиям, в своей работе применяю традиционные игры и упражнения, интерактивные игры, нейроигры.
Слайды 7
Автоматизация звуков с использованием традиционных игр (фото).
Слайд 8
Варианты пособий для дифференциации звуков.
Слайд 9
В упражнении используется сортер цветок и разноцветные звонки для обозначения твердого/мягкого звука.
Слайд 10
Автоматизация звука + переключаемость. Ребенок чередует автоматизируемые/ дифференцируемые слоги, выполняя заданные действия одной, затем двумя руками.
Нейроигры способствуют развитию и активизации познавательных процессов таких как внимание, память, мышление, воображение, развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и зрительной координации
Нейроигры развивают межполушарное взаимодействие, улучшают произвольное внимание. Эти игры помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.
Слайд 11
Ребенок называет картинку, автоматизируя звук в слове, подбирает и выкладывает на эту картинку нужный по цвету предмет (кристалл).
Слайд 12
Автоматизация звуков с использованием ИКТ
Использование в работе игр и пособий с применением ИКТ позволяет разнообразить занятия с детьми, подобрать удобный и необходимый материал, для определенного этапа коррекционной работы.
Использование многофункциональных игровых пособий повышают мотивацию детей и дают возможность изменять структуру занятия подстраиваясь под настроение и возможность ребенка:
сформируется устойчивая мотивация детей к занятиям;
занятия становятся более увлекательными и эффективными;
дети активно участвуют в занятиях;
пополняется предметно-развивающая среда логопедического кабинета.
Слайд 13
Позвольте представить вашему вниманию логопедическую игру «Логопоезд».
Цель данного пособия – развитие всех компонентов речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование грамматического строя речи;
- Развитие фонематического анализа;
- Развитие связной речи.
Состав игры:
- поезд с функциональной платформой;
- 70 деревянных фигурок, в названии которых встречаются основные звуки;
- 31 деревянная карточка для игр и заданий.
В зависимости от возраста ребенка и задач, варьируется количество вагонов, фигурок, и сложность предлагаемых инструкций.
В игре представлены следующие карточки:
- Квадраты синего, зеленого и красного цветов – символы для обозначения гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков;
- карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 – согласование с числительным, определение количества слогов в слове;
Карточки – обозначение места звука в слове: начало, середина, конец;
Карточки: красный крестик – родительный падеж – нет кого/чего?; стопы – дательный падеж – подошел к кому?/чему?; глаз - винительный падеж – вижу кого/что?; глаза с сердечками – творительный падеж – любуюсь кем/чем?; облако – предложный падеж – мечтаю о ком/о чем?; сердце – назови слово ласково; рука – согласование с местоимениями – мой, моя, мое, мои.
1. Игра «Фигурки». Рассмотрите с ребенком фигурки, попросите назвать их. Обращайте внимание на правильное произношение всех звуков. Предложите найти среди фигурок растения, животных, насекомых, что-то съедобное и т.д.
2. Игра «Чистые ушки». 1). Попросите ребенка отобрать фигурки, в названии которых есть заданный вами звук. Уточните, где в слове спрятался звук: в начале, в середине или конце слова. Оставьте на платформе поезда три вагона и расскажите, что в первом вагоне будем размещать фигурки, где звук спрятался в начале слова, во втором – в середине и в третьем – в конце. Попросите ребенка расставить карточки-схемы перед каждым вагоном и разложить фигурки. 2). Отберите для игры фигурки, например, со звуками [Р], [Р'] и попросите ребенка разместить все фигурки в 2 вагончика: в первый – фигурки, в названиях которых он слышит звук [Р], во второй – фигурки со звуком [Р']. Аналогичным способом поиграйте с другими звуками.
3. Игра «Определи звук». Разместите на платформе поезда 3 вагончика и поставьте перед каждым вагончиком красную, зеленую и синюю карточку. Объясните ребенку, что красная карточка соответствует гласному звуку, синяя – твердому согласному звуку, зеленая – мягкому согласному звуку. Попросите ребенка выбрать любую фигурку, определить первый звук в названии и бросить фигурку в соответствующий вагончик.
4. Игра «Звуковички». Предложите ребенку выбрать 4 карточки с буквами и разместите их на платформе перед вагончиками. Задача ребенка – найти фигурки, в названиях которых встречаются соответствующие звуки и распределить их по вагончикам. Обратите внимание ребенка, что синим буквам соответствуют твердые звуки, зеленым – мягкие.
5. Игра «Повтори слова». Разложите все фигурки на столе, а каточки с цифрами спрячьте в непрозрачный мешочек. Попросите ребенка выбрать одну из фигурок, например, стул, и вытянуть из мешочка карточку с цифрой, например, 4. Задача ребенка - повторить 4 раза название фигурки вместе с числительным: один стул, два стула, три стула, четыре стула.
6. Игра «Посчитай слоги». Попросите ребенка выбрать фигурки, например, со звуком [Ш]. Перед вагончиками на платформе расставьте цифры от 1 до 4. Предложите ребенку назвать каждую фигурку и определить количество слогов в названии. Задача ребенка – разложить фигурки в вагончики, ориентируясь на количество слогов в названиях фигурок. Аналогичным образом поиграйте с другими фигурками.
7. Игра «Жадина». Перед началом игры переверните все фигурки картинками вниз. Попросите ребенка переворачивать по одной фигурке и назвать картинку, используя одно из местоимений: моя, мое, мои, мой. Например: моя черепаха, мои вишни, мой колодец, мое кольцо и т.д.
8. Игра «Грамотейка». 1) Рассмотрите вместе с ребенком карточки с символами. Фигурки разложите на столе или сложите в мешочек. Попросите ребенка выбрать любую фигурку, например, ключ, затем покажите одну из карточек с символами. Задача ребенка – правильно назвать фигурку, например: нет чего? Ключа; подошел к чему? К ключу; вижу что? Ключ; любуюсь чем? Ключом; думаю о чем? О ключе; назови ласково? Ключик; чей ключ? Мой ключ. 2) Заранее разложите фигурки в вагончики и разместите карточки с символами перед каждым вагончиком. Попросите ребенка по очереди доставать фигурки и выполнять соответствующее действие.
9. Игра «Угадай по описанию». 1) Разложите все фигурки на столе. Ведущий описывает одну из фигурок, не называя ее. Задача игрока – назвать фигурку по описанию. Поменяйтесь с ребенком ролями. 2) Игра для 3-5 игроков. Разложите все фигурки на столе и раздайте каждому игроку по вагончику. Игрок, первым угадавший фигурку, которую описывает ведущий, забирает ее себе и бросает в вагончик. Побеждает игрок, собравший наибольшее количество фигурок.
10. Игра «Да – нет». Разложите все фигурки на столе. Ведущий выбирает одну из фигурок не называя ее. Игрок может задавать ведущему любые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет». Отгадав название фигурки, игрок забирает ее себе. Поменяйтесь с ребенком ролями.
11. Игра «Четвертый лишний». Разложите на столе четыре фигурки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку, а четвертая – отличается. Задача ребенка – найти лишнюю фигурку и обосновать свой ответ. Например:
Жираф – стрекоза – заяц – слон (лишняя стрекоза, так как стрекоза – насекомое, а все остальные – животные);
Ландыш – шмель – береза – плющ (лишний шмель, так как шмель – это насекомое, а все остальные – растения);
Роза – рубашка – ручка – зубр (лишнее слово – зубр, так как в нем звук Р находится в конце слова, а во всех остальных словах – в начале);
Шар – часы – груша – забор (лишнее слово – шар, так как в нем один слог, а во всех других словах – 2 слога).
12. Игра «Назови признак или действие». Для игры понадобится карточки с цифрами и фигурки. Фигурки можно сложить в непрозрачный мешочек или перевернуть картинкой вниз. Попросите ребенка выбрать любую цифру, затем выбрать любую фигурку. Если, например, ребенок выбрать цифру 3, то он должен подобрать к названию фигурки 3 слова-признака (прилагательных) или 3 слова-действия (глагола).
13. Игра «Составь предложение». Сложите все фигурки в непрозрачный мешочек. Предложите ребенку достать из мешочка 3-5 фигурок и составить предложение, используя данные фигурки. В зависимости от возраста ребенка варьируйте количество фигурок.
Придумайте вместе с ребенком еще больше игр, используя фигурки и карточки. Предложите, например, обвести фигурки по контуру на листе бумаги и дополнить рисунок подходящим по смыслу картинками. Используйте фигурки для математических игр, сочиняйте веселые истории, вспомните пальчиковые игры или стихи, в которых встречаются названия фигурок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"
Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»
В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Тема: «Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»
Логокуб предназначен как для совместной со взрослым деятельности, так и для самостоятельной игры....

«Использование игрового дидактического пособия ЛОГОкуб, как средство развития речи младших дошкольников»
Мастеркласс по работе с пособием логокуб...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...

Долгосрочный проект с воспитанниками логопункта Тема: «Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста.
Долгосрочный проект с воспитанниками логопункта Тема: «Использование современных многофункциональных пособий как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста....