Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»
материал
Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_razvitiya_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_s_pomoshchyu_mnemotehniki.odt | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»
Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Методы и приёмы мнемотехники.
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия: зрительного; слухового; кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата); обонятельного; вкусового; осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
- метод «крокирования» – использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
- метод, использующий образное мышление;
- метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
- метод трансформации (превращения).
В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).
Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.
Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:
1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемоквадрат – структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.
Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. Структура мнемотехники представлена в Приложении 1.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности: при заучивании стихов, потешек, скороговорок; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
– у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
– появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
– появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
– словарный запас выходит на более высокий уровень;
– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование связной речи с помощью мнемотехники»
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
Развитие связной речи с помощью мнемотехники...
Формирование связной речи с помощью мнемотехники
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания»....
Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"
На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируют...
Мастер – класс «развитие связной речи с помощью мнемотехники»
Мастер -класс...
Методическая разработка "Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста"
Методическая разработка МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знани...
Методика работы по развитию связной речи с помощью мнемотехники для детей с ОНР
Работа по развитию связной речи по средствам мнемотехники для детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обучению составлению рассказа, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок, составлению ...