Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
презентация на тему
В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_sredstvo_rechevogo_razvitiya_detey_doshkolnogo.pptx | 643.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ ГДЕ СИДИТ ФАЗАН
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Задачи: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; - перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Факторы , облегчающие процесс становления связной речи: -- наглядность ( Л. В. Эльконин , С. Л. Рубинштейн и др.) Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. -- создание плана высказыван ия , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л . С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение
Мнемотехника строится от простого к сложному. Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация . Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – изобразить условно - наглядную схему так , чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом и используются для: • обогащения словарного запаса; • при обучении составлению рассказов; • при пересказах художественной литературы; • при отгадывании и загадывании загадок; • при заучивании стихов.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Схема составления описательного рассказа о диких животных План ответа (для младших и средних групп) : 1. Медведь - это дикое животное. 2 . У медведя есть туловище, голова, уши, лапы и маленький хвост. 3. Тело покрыто густой шестью и имеет коричневый окрас. 4. Медведь живет в лесу, далеко от людей. 5. Он кушает всё: ягоды, траву, рыбу, мясо. 6. Для людей важен его мех. Дети старшего возраста могут самостоятельно дополнить свой рассказ, указав, что медведь зимой впадает в спячку и спит в берлоге . Медведь - сладкоежка, очень любит мёд, который забирает у пчел. Медведь умеет рычать, у него острые зубы и когти. По такому типу строится описательный рассказ о других диких животных (лиса, заяц, волк, белка и т. д.)
РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА Работа строится по следующим этапам: 1. рассматривание мнемотаблицы , обсуждение изображений, установление причинно-следственных связей между ними. На этом этапе работы с мнемотаблицей задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом «чашка». В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов и т. п.
РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА Примерные вопросы и ответы детей: 1. Как вы думаете, почему здесь нарисован стол? – Чашку ставят на стол. 2. Что за буква изображена здесь? 3. Подумайте, почему здесь нарисована эта буква «ч»? – Слово чашка начинается со звука «ч ». и так далее Варианты ответов детей могут быть разными. Ценится оригинальность, креативность подходов в установлении связей, рассматриваются и принимаются все возможные варианты ответов.
РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА 2. составление рассказа по мнемотаблице . Этот этап работы с мнемотаблицей развивает связную речь детей. Детям предлагает рассказать о предмете, изображенном в центре таблицы, используя мнемотаблицу . Примерный рассказ: Чай пью из чашки, сидя за столом. Слово чашка начинается со звука «ч». В чашку наливают чай из чайника. В слове чашка пять звуков. Красками на чашках рисуют разные узоры или картинки. Чашку ставят на блюдце, чтобы не пролить чай. Из чашки пьют цветочный или листовой чай.
РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ НА СЛОВА 3. воспроизведение, заполнение таблицы по памяти. На этом этапе работы основная обучающая задача - развитие зрительно-пространственной памяти, мелкой моторики руки и изобразительных навыков и умений. Детям раздаются пустые таблицы, которые им нужно заполнить по памяти, нарисовав в них картинки каждую в своей клеточке.
Использование мнемотаблицы при разучивании стихов
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные речевые игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Результаты использования метода мнемотехники: -- у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; -- расширяется круг знаний об окружающем мире; -- расширяется активный и пассивный словарный запас; -- появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость.
« Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому что память о прошедшем делает нас умнее для будущего » Плутарх При создании презентации были использованы интернет-ресурсы . Ссылки: www.logoped.ru www.maam.ru
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Статья о работе с детьми ОВЗ при помощи мнемотехнике...
«Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», ...
Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии р...