Составления описательных рассказов.
статья по развитию речи

Зимина Алина Зарифовна

Составления описательных рассказов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnyy.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Составления описательных рассказов.

Связная речь - умение чётко, последовательно излагать свои мысли – важная предпосылка к обучению в школе.

Для современных детей характерны скудный словарный запас, ошибки в согласовывании слова в предложении, дефектное произношение звуков.

Что может облегчить процесс становления связной речи?

 1. Наглядность - рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

2. Создание плана высказывания - последовательное размещение в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

При составление описательного рассказа о предметах важны:

1. Самостоятельное определение при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.

2. Установление последовательности изложения выявленных признаков.

3. Удержание в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа описания.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Этапы работы над составлением описательных рассказов и рассказов — сравнений.

Подготовительный этап. Обогащение словарного запаса детей. Прежде чем начать работу по схеме, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. Педагог на занятиях учит группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету»…

При составлении рассказов о животных, педагог читает детям познавательные рассказы из детских энциклопедий. В подготовительный этап входит работа по умению раскрыть план, понимание, что означает тот или иной символ.

1 этап. Коллективное составление описательного рассказа по схеме. На первом этапе используется готовая схема. Рассказ составляем коллективно, каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа по картинно-графической схеме. Объясняем ребенку, что рассказ можно начать с любой схемы-картинки. Описывается внешний вид предмета. Рассмотрим на примере описания овощей-фруктов. На каждой карточке нарисован анализатор. Мы можем увидеть – размер, цвет, форму. На ощупь – твердый, мягкий; гладкий, шершавый; легкий, тяжелый. На вкус – кислый, сладкий…На запах – ароматный, душистый, пряный… С детьми, которые испытывают трудность в запоминании высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Логопед и ребенок составляет рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

2 этап. Составление описательных рассказов каждым ребенком. Дети самостоятельно составляют рассказы – описания, используя схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Педагог должен показать, что в рассказе нет жесткой программы, начинаем рассказ с любой карты-схемы и рассказываем в любой последовательности. Задачу можно разнообразить. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

Пример: У меня в коробке овощ. Он белого цвета, треугольной формы, небольшого размера. На ощупь он твердый. На вкус горький. Он очень резко пахнет. Он очень полезный. Его можно есть сырым, а еще его кладут к огурцам и помидорам в банки и салаты. Что это такое? (Чеснок).

Наборы данных картинок-схем прилагаются к каждой лексической теме. При описании игрушек и предметов быта добавляются характеристики действия с данным предметом, составляющие, материал. При описании животных, птиц добавляется карточка-схема со слуховым анализатором, по которой дети описывают, кто издает какие звуки.

3 этап. Коллективное составление схемы-плана к составлению описательного рассказа. На следующем этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение. Дети сами определяют последовательность изложения. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака. Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

4 этап. Самостоятельное составление плана и рассказа. На этом этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему. Это этап индивидуального составления схемы. Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

5 этап. Составление сравнительных рассказов. Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют сходные признаки предмета и обговаривают, как их обозначить. Затем дети выделяют отличительные признаки. Прежде чем приступить к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения: «Подскажи слово», «Найди отличия», «Скажи наоборот», «Два предмета», «Чем похожи, чем отличаются»… Учим детей определять общие признаки: обобщающие понятия, форма, цвет, вкусовые качества. Если рассказ о животном — среда обитания, питание, внешний вид и т. д. Затем рассказываем, чем отличаются эти предметы, объекты. В результате работы с картинками-схемами дети могут самостоятельно составить собственный описательный рассказ о любом предмете. Ребенок может фантазировать вместе с мамой и папой. Зарисовывать свои собственные схемы и проявлять свое творчество в составлении рассказов. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...