Методическая разработка "Игровое пособие "В торговом центре"
методическая разработка по развитию речи

Капустина Елена Владиславовна

В предлагаемое игровое пособие включены игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков словообразования у дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровое пособие « В торговом центре» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад «Березовый» Автор-составитель: Капустина Елена Владиславовна, учитель-логопед 1 кв.к .

Слайд 2

Цель игрового пособия - ф ормирование навыка словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: Развивать у детей грамматические категории русского языка; Расширять словарный запас детей; Закреплять произношение слов различной слоговой структуры; Закрепление правильного произношения звуков; Развитие познавательных процессов; Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире.

Слайд 3

Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при общем недоразвитии речи (ОНР). Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие . Лалаева Р.И. и Серебрякова Н.В. представляют словообразование, как особый путь развития словаря и одного из основных средств пополнения словарного состава языка, а так же словообразование является составной частью морфологической системы языка, так как происходит путём соединения, комбинирования морфем.

Слайд 4

Предложенные в пособии игры и упражнения могут использоваться как самостоятельно, так и включаться непосредственно в занятия. Логопед предлагает детям назвать и сложить в тележку предметы, которые купила Дюймовочка , напоминая, что, поскольку Дюймовочка - маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие. Логопед предлагает детям угадать кто, что купил в магазине и ответить на вопрос «Чей это?» («Чья это?»). Логопед предлагает показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается. Логопед предлагает детям помочь Незнайке, который не знает, как называются предметы и для чего они нужны, которые он купил . Логопед предлагает детям помочь детенышам, которые потерялись, найти своих родителей. Логопед предлагает детям назвать и сложить в тележки предметы, которые купили гном Ик и великан Ищ , напоминая, что, все, что покупал гном было маленькое, а то, что покупал великан – большое. Логопед предлагает детям соединить соответствующие картинки и назвать того, кто работает в магазине. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Детям предлагается ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» и положить предмет в тележку. Логопед предлагает детям сравнить предметы и разложить предметы в тележки, закончив предложение. (Клубника маленькая, а смородина еще меньше, сумка тяжелая, а чемодан еще тяжелее и т.д.)

Слайд 5

Спасибо за внимание! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!



Предварительный просмотр:

Паспорт игрового пособия

«В торговом центре»

Автор – составитель: учитель–логопед Капустина Елена Владиславовна

МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»

В предлагаемое игровое пособие включены игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков словообразования у дошкольников.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой - оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации, прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова в работе над формированием навыков словообразования выделяют 3 этапа логопедической работы:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Формирование навыков словообразования у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых упражнений и заданий, направленных на формирование лексико-грамматического строя речи.

Предложенные в пособии игры и упражнения могут использоваться как самостоятельно, так и  включаться непосредственно в занятия.  

Работа по коррекции словообразовательных навыков проводится в определенной последовательности. На первом этапе происходит закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей:

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных при помощи суффиксов – ик-, -очк-, -чик-, -ечк- (игра «Покупки Дюймовочки»).

2. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом  -ин-(Игра «Угадай, кто хозяин»)

3. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (игра «Кто, что делает»).

На втором этапе работа ведется работа над словообразованием менее продуктивных моделей

1. Образование существительных с суффиксом -ниц- (игра «Помоги Незнайке»).

2. Образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме при помощи суффиксов - онок-, -ёнок- (игра «Детеныши потерялись»).

3.Образование существительных в значении увеличения при помощи суффикса - ищ, -ик - (игра «Гном и Великан»).

Содержанием третьего этапа логопедической работы является - уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

1. Словообразование существительных мужского рода с суффиксами: -щик-, -чик- женского рода: -ниц-, -иц- (игра «Кто работает в магазине?»).

2. Образование качественных прилагательных с суффиксом -ан-, -ян- (игра «Посуда для бабы Капы»).

3. Образование относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов – ов-, -ев- (игра «Разложи по полкам»).

4. Образование сравнительных прилагательных (Игра «Покупки»).

5. Образование сложных слов при помощи слияния двух основ (Игра «Винтик и Шпунтик»).

Важным и существенным фактором является то, что работа по формированию навыков словообразования с использованием игровых упражнений происходит с опорой на действенный опыт.

В результате логопедической работы у детей с речевыми нарушениями формируются основные характеристики лексико-грамматического строя речи.

Данное игровое пособие может быть эффективно использовано в практической деятельности не только учителями – логопедами, педагогами, работающими с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, но и воспитателями групп общеразвивающей направленности, а также родителям воспитанников.

Игра «Покупки Дюймовочки»

Логопед предлагает детям назвать и сложить в тележку предметы, которые купила Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка - маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие.

Материал: тарелочка, вилочка, ложечка, огурчик, яблочко, кружечка, апельсинчик, морковочка, кастрюлечка, тортик, лимончик, ножичек.

Игра «Угадай, кто хозяин»

Логопед предлагает детям угадать кто, что купил в магазине и ответить на вопрос «Чей это?» («Чья это?»).

Материал: сумка мамы – мамина сумка, ремень папы – папин ремень, очки бабушки – бабушкины очки, книга дедушки – дедушкина книга, платок тети – тетин платок, телефон дяди – дядин телефон.

Игра «Кто, что делает?»

Логопед предлагает показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

Материал: выбирает – выбрал(а), покупает – купил(а), оплачивает – оплатил(а), берет – взял(а).

Игра «Помоги Незнайке»        

Логопед предлагает детям помочь Незнайке, который не знает, как называются предметы и для чего они нужны, которые он купил.

Материал: сахар – сахарница, конфеты – конфетница, салфетки – салфетница, салат – салатница, суп – супница, мыло – мыльница.

Игра «Детеныши потерялись»

Логопед предлагает детям помочь детенышам, которые потерялись, найти своих родителей.

Материал: медвежонок, ежонок, лисенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Игра «Гном и Великан»

Логопед предлагает детям назвать и сложить в тележки предметы, которые купили гном Ик и великан Ищ, напоминая, что, все, что покупал гном было маленькое, а то, что покупал великан – большое.

Материал: арбузик – арбузище, гвоздик –гвоздище, столик - столище, помидорчик – помидорище, абрикосик – абрикосище, стакнчик – стаканище.

Игра «Кто работает в магазине»

Логопед предлагает детям соединить соответствующие картинки и назвать того, кто работает в магазине.

Материал: принимает товар – приемщик, фасует товар – фасовщик, грузит товар – грузчик, убирается в магазине – уборщица, продает – продавец, руководит магазином – руководитель.

Игра «Посуда для бабы Капы»

Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Детям предлагается ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» и положить предмет в тележку.

Материал: сковорода из чугуна - чугунная сковорода, стакан из стекла - стеклянный стакан, ложка из дерева – деревянная ложка, вилка из металла - металлическая вилка, сахарница из хрусталя - хрустальная сахарница,  чашка из фарфора - фарфоровая чашка.

Игра «Разложи по полкам»

Логопед называет из чего приготовлен тот или иной продукт, а детям предлагается ответить на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» и поставить продукт на полку.

Материал: сок из апельсинов - апельсиновый сок, повидло из яблок - яблочное повидло, тот из шоколада - шоколадный торт, хлеб из пшеницы - пшеничный хлеб, джем из абрикосов - абрикосовый джем, икра из кабачков - кабачковая икра, консервы из рыбы - рыбные консервы, паштет из печени - печеночный паштет.

Игра «Покупки»

Логопед предлагает детям сравнить предметы и разложить предметы в тележки, закончив предложение.

Материал:

клубника маленькая, а смородина еще меньше;

сумка тяжелая, а чемодан еще тяжелее;

линейка короткая, а карандаш еще короче;

мяч легкий, а шар еще легче;

дыня сладкая, а арбуз еще слаще;

яблоко твердое, а кокос еще тверже;

виноград мягкий, а помидор еще мягче.

Игра «Винтик и Шпунтик»

Логопед предлагает детям помочь Винтику и Шпунтику назвать предметы, которые они хотят купить, и сложить их в тележку.

Материал:

кофе варит - кофеварка;

пыль сосет - пылесос;

сок выжимает - соковыжималка;

мясо рубит - мясорубка;

овощи режет - овощерезка;

хлеб печет - хлебопечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательно-речевому развитию для старшего дошкольного возраста "Путаница в торговом центре"

НОД по познавательно-речевому развитию для старшего дошкольного возраста "Путаница в торговом центре"Презентация к НОД "Путаница в торговом центре"...

“Едем в торговый центр”

Конспект проведения итогового занятия по закреплению пройденного материала по татарскому языку с детьми старшей группы №1...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Торговый центр» в старшей группе.

Цели и задачи:1. Познакомить детей с трудом продавца-консультанта, продолжать знакомить с трудом охранника, кассира, повара, официанта, познакомить с профессией «журналист».2. Формировать ...

Пожар в торговом центре: что делать?

Надеемся, что эти карточки никогда вам не пригодятся. Но знать это вы обязаны....

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста: "Торговый центр"

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста: "Торговый центр"...

Методическая - шпаргалка пособие «Наполнение центра игры»

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений с целью выполнения требований образовательной программы по разделу «Игровая деятельность в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет&raq...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему "Торговый центр"

Методическая разработка сюжетно -ролевой игры в старшей группе на тему "Торговый центр"   ГБДОУ № 70   воспитатель Скрипова Ольга Зеновьевна...