Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицы, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения, закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД по развитию речи

в старшей группе

«Заучивание отрывка из стихотворения

И. Сурикова «Детство»

Подготовила  воспитатель:

Андреенкова Елена Михайловна

г. Гагарин

2022 г.

Тема: «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицы, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения, закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.

Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.

Интеграция:  физическое, познавательное, коммуникативное развитие

 Материал:  мнемотаблица, иллюстрации к стихотворению «Детство», портрет И.З. Сурикова, «снежок» для игры.

  Словарная работа: декабрь, январь, февраль, сугроб, залепил, зимние развлечения, поэт, кубарем.

      Предварительная работа: наблюдение за работой, природными явлениями, беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений А. Блока «Ветхая избушка», С. Есенина «Берёза».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. И друг друга поприветствуем.

Встали дети в ровный круг

Я твой друг и ты мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:

«Тройка,  тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица-

Белолоба, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром».

- Как вы думаете, что это за царица? А кто догадался, что за тройка белых скакунов? (ответы детей) 

- Правильно. Догадались, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, зимних приметах, явлениях и т. д.)

- Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего?

-Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картинки зимней природы.  Сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…

- Какие картинки зимней природы вы мысленно себе представляли? (ответы детей)

Воспитатель:  молодцы, ребята, какие красивые, волшебные картинки зимней природы у вас получились, и каждый из вас произнёс слово «снег», у каждого снег разный.  А какой он,  снег? Давайте поиграем в игру «Снежок». Передаём друг – другу «снежок» и говорим, какой снег. (Белый, пушистый, блестящий, холодный, липкий, серебристый, мягкий, хрупкий, искристый).

Игра на разную эмоциональную окраску.

Воспитатель: скажи предложение тихо «Снег идет»; скажи мечтательно «Снег идет»; скажи радостно «Снег идёт», скажи грустно «Снег идёт».

Воспитатель: зимой не только красиво, но интересно. Чем вы любите на улице заниматься зимой? (Ответы детей)

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице очень интересно.

Чем занимаются дети в деревне, хотите узнать?

Воспитатель: А попасть в деревню поможет волшебное зеркало. Представьте, что ваша ладошка – зеркало, давайте, глядя в воображаемое зеркало. Мы произнесём волшебные слова.

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там окажусь.

Перенеси нас, зеркало, в деревню

Раз, два, три деревню покажи». (Изображение деревни) 

Воспитатель: Посмотрите, чем дети занимаются зимой в деревне (катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снеговика и т. д.)

Воспитатель:  Ребята, а вы любите зимние забавы? Давайте с вами поиграем.

Физкультминутка: подвижная игра «Зимние игры и забавы»

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим,

Мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим,

Мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы,

Лепим мы, лепим мы.

Гостью - зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель:  ребята, а на санках с горы  вы любите кататься? (Да)

Я вас познакомлю с творчеством поэта Ивана Сурикова. Когда он был маленький, тоже любил кататься с горы на санках, а когда вырос, даже написал об этом стихотворение. (Показ портрета).

 Иван Захарович родился в деревне. Поэт-самоучка, т. е. он сам учился писать стихи. Он очень любил читать книги, особенно ему нравилось читать произведения русского поэта А. С. Пушкина. И вот однажды Иван Суриков попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое стихотворение этого поэта, известное вашим мамам и папам, я хочу вам прочитать. А называется оно «Детство».  Послушайте это стихотворение, а потом поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало оно.

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе
,
А ребятам смех!

Короткая беседа с детьми о стихотворении с показом иллюстраций. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

- о каком времени года пишет поэт?

- что вспоминает Суриков? С каких слов начинается стихотворение?

Что делает мальчик?

- как поэт пишет про гору? Какая она? (крутая)

- что значит крутая? (высокая, обрывистая)

-что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор?

 (Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

  Под гору, в сугроб.)

- как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб»

(Выражение «Катится кубарем» - это перевертываться, кувыркаться во время движения или падения. Переворачиваясь через голову; кувырком.)

-что делают друзья мальчишки? (Весело хохочут.)

-какая беда случилась с мальчиком?

 (Все лицо и руки

 Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

 А ребятам смех)

-почему ребята смеются? (Ничего серьёзного не произошло, подумаешь, всё лицо и руки залеплены снегом).

- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года?

- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? (Бодро, радостно)

-скажите ребята, как автор говорит о своей деревне? Как вы думаете, любит автор свою деревню? (Ему нравится его дом, поэтому он говорит с заботой и любовью, с теплотой)

Ксюша, попробуй прочитать эти строки с любовью, скажи, как именно автор говорит о деревне (Вот моя деревня, вот мой дом родной). Хорошо.

Как он говорит о своём горе?

А теперь скажите, как автор говорит о друзьях мальчика? (И друзья-мальчишки, стоя надо мной, весело хохочут над моей бедой.).

Воспитатель: Давайте выучим стихотворение, и вы расскажите его своим бабушкам и дедушкам, я думаю, им будет очень приятно, они вспомнят свое детство.

Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание и показом иллюстраций-моделей

Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение еще раз, но теперь вы должны слушать очень внимательно, потому что мы с вами его выучим, а чтобы легче было запомнить стихотворение я буду вам показывать иллюстрации.

Чтение стихотворения детьми по моделям

Ребята, давайте попробуем прочитать стихотворение по данным иллюстрациям

А) Чтение 2-3 детей по моделям

Б) Чтение стихотворения ребенком с хорошей памятью

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там окажусь

Перенеси нас, зеркало,

Обратно, в детский сад».

 Рефлексия

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Какое стихотворение мы с вами учили? («Детство»).

Кто написал это стихотворение? (Иван Захарович Суриков).

Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?

Похожи ли забавы деревенских детей на ваши забавы?

Какое новое выражение мы с вами узнали? (Кубарем скатился)

А что оно обозначает? (Кувыркаться через голову, перевёртываться) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"

Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.

Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением       А. Плещеева « Скучная картина»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотабл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

КОНСПЕКТ   занятия по развитию речи в старшей группезаучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»...