Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта И. Сурикова, учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицы, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения, закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Конспект ООД по развитию речи
в старшей группе
«Заучивание отрывка из стихотворения
И. Сурикова «Детство»
Подготовила воспитатель:
Андреенкова Елена Михайловна
г. Гагарин
2022 г.
Тема: «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»
Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством русского поэта И. Сурикова, учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицы, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения, закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах.
Продолжать развивать умение поддерживать беседу, выражать свои мысли развернутыми предложениями.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам и чтению наизусть своих сверстников.
Интеграция: физическое, познавательное, коммуникативное развитие
Материал: мнемотаблица, иллюстрации к стихотворению «Детство», портрет И.З. Сурикова, «снежок» для игры.
Словарная работа: декабрь, январь, февраль, сугроб, залепил, зимние развлечения, поэт, кубарем.
Предварительная работа: наблюдение за работой, природными явлениями, беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений А. Блока «Ветхая избушка», С. Есенина «Берёза».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. И друг друга поприветствуем.
Встали дети в ровный круг
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем сегодня пойдет речь, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:
«Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица-
Белолоба, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром».
- Как вы думаете, что это за царица? А кто догадался, что за тройка белых скакунов? (ответы детей)
- Правильно. Догадались, о чем мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, зимних приметах, явлениях и т. д.)
- Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего?
-Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картинки зимней природы. Сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…
- Какие картинки зимней природы вы мысленно себе представляли? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, ребята, какие красивые, волшебные картинки зимней природы у вас получились, и каждый из вас произнёс слово «снег», у каждого снег разный. А какой он, снег? Давайте поиграем в игру «Снежок». Передаём друг – другу «снежок» и говорим, какой снег. (Белый, пушистый, блестящий, холодный, липкий, серебристый, мягкий, хрупкий, искристый).
Игра на разную эмоциональную окраску.
Воспитатель: скажи предложение тихо «Снег идет»; скажи мечтательно «Снег идет»; скажи радостно «Снег идёт», скажи грустно «Снег идёт».
Воспитатель: зимой не только красиво, но интересно. Чем вы любите на улице заниматься зимой? (Ответы детей)
Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице очень интересно.
Чем занимаются дети в деревне, хотите узнать?
Воспитатель: А попасть в деревню поможет волшебное зеркало. Представьте, что ваша ладошка – зеркало, давайте, глядя в воображаемое зеркало. Мы произнесём волшебные слова.
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в деревню
Раз, два, три деревню покажи». (Изображение деревни)
Воспитатель: Посмотрите, чем дети занимаются зимой в деревне (катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снеговика и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вы любите зимние забавы? Давайте с вами поиграем.
Физкультминутка: подвижная игра «Зимние игры и забавы»
Дети выполняют движение в соответствии с текстом
Мы зимой в снежки играем,
Мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем,
Мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим,
Мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим,
Мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы,
Лепим мы, лепим мы.
Гостью - зиму любим мы,
Любим мы, любим мы.
Дети обнимают друг друга.
Воспитатель: ребята, а на санках с горы вы любите кататься? (Да)
Я вас познакомлю с творчеством поэта Ивана Сурикова. Когда он был маленький, тоже любил кататься с горы на санках, а когда вырос, даже написал об этом стихотворение. (Показ портрета).
Иван Захарович родился в деревне. Поэт-самоучка, т. е. он сам учился писать стихи. Он очень любил читать книги, особенно ему нравилось читать произведения русского поэта А. С. Пушкина. И вот однажды Иван Суриков попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое стихотворение этого поэта, известное вашим мамам и папам, я хочу вам прочитать. А называется оно «Детство». Послушайте это стихотворение, а потом поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало оно.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Короткая беседа с детьми о стихотворении с показом иллюстраций. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.
- о каком времени года пишет поэт?
- что вспоминает Суриков? С каких слов начинается стихотворение?
Что делает мальчик?
- как поэт пишет про гору? Какая она? (крутая)
- что значит крутая? (высокая, обрывистая)
-что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор?
(Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.)
- как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб»
(Выражение «Катится кубарем» - это перевертываться, кувыркаться во время движения или падения. Переворачиваясь через голову; кувырком.)
-что делают друзья мальчишки? (Весело хохочут.)
-какая беда случилась с мальчиком?
(Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех)
-почему ребята смеются? (Ничего серьёзного не произошло, подумаешь, всё лицо и руки залеплены снегом).
- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года?
- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? (Бодро, радостно)
-скажите ребята, как автор говорит о своей деревне? Как вы думаете, любит автор свою деревню? (Ему нравится его дом, поэтому он говорит с заботой и любовью, с теплотой)
Ксюша, попробуй прочитать эти строки с любовью, скажи, как именно автор говорит о деревне (Вот моя деревня, вот мой дом родной). Хорошо.
Как он говорит о своём горе?
А теперь скажите, как автор говорит о друзьях мальчика? (И друзья-мальчишки, стоя надо мной, весело хохочут над моей бедой.).
Воспитатель: Давайте выучим стихотворение, и вы расскажите его своим бабушкам и дедушкам, я думаю, им будет очень приятно, они вспомнят свое детство.
Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание и показом иллюстраций-моделей
Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение еще раз, но теперь вы должны слушать очень внимательно, потому что мы с вами его выучим, а чтобы легче было запомнить стихотворение я буду вам показывать иллюстрации.
Чтение стихотворения детьми по моделям
Ребята, давайте попробуем прочитать стихотворение по данным иллюстрациям
А) Чтение 2-3 детей по моделям
Б) Чтение стихотворения ребенком с хорошей памятью
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там окажусь
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Какое стихотворение мы с вами учили? («Детство»).
Кто написал это стихотворение? (Иван Захарович Суриков).
Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?
Похожи ли забавы деревенских детей на ваши забавы?
Какое новое выражение мы с вами узнали? (Кубарем скатился)
А что оно обозначает? (Кувыркаться через голову, перевёртываться)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения И.Сурикова "Зима"
Конспект НОД по развитию речив старшей группеЗаучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Заучивание стихотворения А. Плещеева«Скучная картина» по мнемотаблице.
Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева « Скучная картина»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство»
Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотабл...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»
Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....
Конспект НОД по развитию речи для старшей группы. Заучивание стихотворения И.А Белоусова "Осень"
Заучивание стихотворений развивает память ребенка....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группезаучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»...