Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Заучивание отрывка стихотворения И. З. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бова Оксана Сергеевна
Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение. Задачи: 1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу. 2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
«Заучивание отрывка  стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Цель:

Познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение.

Задачи:

1. Учить детей выразительно читать наизусть отрывок стихотворения И.З. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.

2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения друзей.

Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание картин, загадки,  чтение стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы зимой, коллективные беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Словарная работа: кубарем с горы, крутая гора, санки свернули.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, смотрите сколько у нас сегодня гостей,  давайте поздороваемся. И друг друга поприветствуем.

Встали дети в ровный круг
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы скажете, о каком времени года в ней говорится?

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла…(Зима) (картинка зимы)
2 слайд

Воспитатель: Зимой  мы часто говорим слово "снег". А какой снег?  (белый, пушистый, блестящий, холодный, липкий)

Как вы понимаете словосочетание: кубарем качусь, свернулись санки, крутая гора?

Игра на разную эмоциональную окраску.

Скажи предложение весело «Зима пришла!»; скажи грустно «Зима пришла».
Скажи предложение тихо «Снег идет»; скажи мечтательно «Снег идет»

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, художники рисуют картины зимней природы. А писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках.
Но особо неповторима и прекрасна зима в деревне.

Воспитатель: А вы хотите попасть в деревню? У меня есть волшебное зеркало, оно украшено зимним узором.

«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там  окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в деревню». (изображение деревни)
слайд 3

Воспитатель: Посмотрите, чем дети занимаются зимой в деревне?(катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снеговика и т.д.) слайд 4

Ребята, я совсем недавно прочитала стихотворение И. З. Сурикова «Детство» и оно мне очень понравилось.  Хотите я вам его прочитаю?

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вдруг свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

 Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Беседа по произведению: Вам понравилось стихотворение?

Воспитатель: - С каких слов начинается стихотворение? (Вот моя деревня, Вот мой дом родной)

Что делает мальчик? (Катается на санках с горки), ( Вот качусь я в санках по горе крутой)

Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? (Вот свернули санки,  И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб.)

Что делают друзья мальчишки? (Весело хохочут.)

Какая беда случилась с мальчиком? (Все лицо и руки   Залепил мне снег… Мне в сугробе горе,      А ребятам смех!)

Почему ребята смеются?

Давайте с вами поиграем.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили -
А потом с горы катались
А еще в снегу валялись.

Воспитатель: У кого-то живут бабушки и дедушки в деревне? Давайте выучим стихотворение, а вы расскажите его своим бабушкам и дедушкам, я думаю им будет очень приятно, они вспомнят свое детство.
Я вам прочитаю стихотворение еще раз, а вы слушайте и запоминайте.

Воспитатель читает стихотворение еще раз. (опираясь на схему) 5 слайд
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки  схемы  воспроизвести стихотворение.
Кто хочет прочитать стихотворение? Картинки вам помогут. (2-читают полностью, 4 по частям – по 2)

Воспитатель:  Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

 «В зеркале я отражусь,
Где захочу, там  окажусь
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
6 слайд

Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Чье чтение стихотворения вам понравилось больше? Почему?
Мне понравилось как  читал стихотворение …. эмоционально, выразительно.
Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось с вами путешествовать, и я приготовила вам сюрприз, посмотрите на экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Детство»

Целью данного задания познакомить детей с новым поэтическим произведением и разучить стихотворение....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза" "

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство»

Задачи: продолжить знакомство детей с творчеством  русского поэта И. Сурикова, учить   детей   выразительно   читать   наизусть  стихотворение   И.З. Сурикова «...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе заучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»

КОНСПЕКТ   занятия по развитию речи в старшей группезаучивание стихотворения В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная»

Цель: познакомить детей со стихотворением Владимира Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».Задачи: помочь детям запомнить стихотворение В. Орлова...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения С. Маршака «Весна»

Задачи: Выявить:- знания детей о приметах весны;- умение отвечать на вопросы полным предложением;- умение запомнить стихотворение, используя опорные картинки;-  умение подбирать определения ...