Путешествие в прошлое
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Александровна Гончарова

Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Цели: познакомить детей с историей жилища, быта, рода занятий жителей; закрепить знания о временах года, месяцах, частях суток, днях недели, а также навыки счёта в   прямом и обратном порядке; упражнять в умении составлять предмет из геометрических фигур по образцу; развивать внимание, мышление, сообразительность. Развивать временные представления, конструктивные и творческие способности. Прививать интерес к математике, воспитывать самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие в прошлое»

для детей старшей группы.

Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Цели: познакомить детей с историей жилища, быта, рода занятий жителей; закрепить знания о временах года, месяцах, частях суток, днях недели, а также навыки счёта в   прямом и обратном порядке; упражнять в умении составлять предмет из геометрических фигур по образцу; развивать внимание, мышление, сообразительность. Развивать временные представления, конструктивные и творческие способности. Прививать интерес к математике, воспитывать самостоятельность.

Оборудование:

Демонстрационный: мультимед.проектор, компьютер.  

Раздаточный:                                                                                                    «машина времени» составленная из разных геометрических фигур, карточки для дидактической игры «Что лишнее?», наборы геометрических фигур на каждого ребёнка, тетради в клетку, простые карандаши, осколки старой разбитой посуды по 4 штуки на одного  ребёнка.

Методические приёмы: беседа с детьми, счёт хором, художественное слово, вопросы к детям, постановка проблемной ситуации, сюрпризный момент

Ход непосредственно-образовательной деятельности:                                Сегодня мы отправимся  в путешествие в прошлое. Как вы думаете, на чём мы с вами можем путешествовать?( ответы детей)Что может нас перенести в другое время? (дети придумывают)Специальная машина, которую дети сами построят из различных геометрических фигур. Рассматривают образец   рисунка «машина времени». Задание выполнено, машина готова доставить нас в прошлое. Чтобы машина  времени нас переместила, нужно отсчитать от 1 до 10, в обратном порядке и не забыть сказать «пуск».  (смотрим слайд  деревянные дома). Дома назывались избы. Как и чем их строили? Ответы детей. Задание в тетради: соединить точки в определённом порядке.  Теперь мы видим, с помощью какого инструмента были построены дома (топора). Смотрим второй слайд: двор был огорожен плетнём. Кто знает, что такое плетень?  Задание: рассмотреть плетень и определить , что здесь лишнее.(прямоугольники и один квадрат). Молодцы дети, с заданием справились.                                                                                                                    Во дворе у хорошего хозяина было много домашних животных. Отгадайте загадки.

Это, прыгая по кругу,

Блеет голосом скрипучим.

Хоть она и молодая,

А уже совсем седая.

Не напиться ей воды,

Не смочивши бороды.   (Коза)

Эти всюду ходят вместе,

Вместе дремлют на насесте,

Вместе раньше всех встают,

Очень долго воду пьют;

После каждого глотка.

Долго смотрят в облака.

                 (Куры)

А от этой небо скрыто-

Всё глядит она в корыто

Или  хвост задрав крючком

Роет землю пяточком.

           (Свинья)

Этот прячется на крыше

Я зову, а он не слышит.

Притворяется, что спит,

Сам за птицами следит.

Выйдет мама из сеней-

Он скорей бежит за ней.

          (Кот)

Этот чёрный и лохматый.

Сторож он у нас ребята.

Только днём он спит в сарае,

Ночью ходит во дворе…

Я всегда его кормлю

Сам-в обед и в ужин.

Больше всех его люблю

Мы с ним очень дружим.

        (Пёс)

За пределами двора располагались огороды.  Давайте выясним, что же тогда выращивали? (слайд овощи)

 Игра    «Угадай слово»Необходимо угадать слово по первому слогу. Называю первый слог, дети продолжают:

Ка…пуста,  кар…тофель, о…гурцы,   чес…нок,  свек…ла,  по…мидор, л…ук.

Некоторые жители занимались ремеслом:  портные шили одежду, гончары лепили из глины посуду.(спросить детей какая одежда была, какая посуда, из чего сделана) (смотрим слайд о гончарном ремесле)Однажды случилась такая история, гончар приготовил с вечера посуду для продажи на ярмарке, поставил её на полку, а полка возьми и обвались под такой тяжестью! Утром приходит, а часть кувшинов разбилась. Да самых лучших, самых красивых! Пригорюнился он, пора на ярмарку ехать, совсем нет времени, чтобы посуду починить. Давайте поможем ему это сделать.(дети подбирают нужные фрагменты к кувшинам).Наши предки носили одинаковую по форме национальную одежду(слайд национальная одежда)   (Дети рисуют узоры на платьях)                                                                                                                   Поиграем , используя мяч.

Я начну, ты продолжай,

Дни недели называй.                                                                                Закрепляем день недели, число, месяц, время года и часть суток.                            Мы бодры, полны сил и веселы.

Отправляемся домой.

По местам мои друзья!

Отправляемся в детский сад  считаем

10, 9, 8, 7,6,5,4,3,2,1,0.

Из полёта возвратились и в группе приземлились.

   Задаю вопросы по теме, обсуждаем ответы и обращаю внимание на красивую коробочку. Посмотрим? (в коробочке набор геометрических фигур, схемы дома, топора, плетня, керамической посуды).Подведены итоги, проведена оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....