"Развитие мелкой моторики в экспериментальной деятельности"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи Главной потребностью и функцией является для нас речь. Этим человек отличается от животных. Через общение с другими людьми мы реализуем себя как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе она будет отставать в своем развитии. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Ученые установили: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки - от пальцев. Выдающийся русский медик - психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев сказал: «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров.
Экспериментальная деятельность Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования). Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
На протяжении дошкольного детства огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка, наряду с игровой, имеет экспериментальная деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Для детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности очень важно познавательно-речевое развитие. Эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельности мышления.
Игры-экспериментирования с водой, фасолью, различными крупами, камнями, пуговицами…
Массаж ладоней Шестигранный карандаш Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Мотор» Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя. Заводи мотор скорей И ладони разогрей. Всё быстрей, быстрей, быстрей, Сил, приятель, не жалей. Ход немного замедляем. Видно, к лесу подъезжаем. Едем тише, тише, тише. И мотор уже не слышен. Шишки Сосновую шишку возьму я в ладошку, В ладошке ее покатаю немножко. Кручу и катаю, катаю – кручу, Ладошки и пальчики ей щекочу. Я шишку легонько сжимаю, сжимаю - Так пальчики я свои разминаю.
Массаж ладоней Грецкие орехи Катание орехов между двумя ладонями: положить орех на ладонь, закрыть сверху другой ладонью и начать катать. Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно, Чтоб стало мне приятно. Чтобы стал круглее всех. Массаж можно делать и двумя орехами : массируем одновременно и пальцы, и ладони. Также можно делать массаж каждым пальцем отдельно (так массируется не только поверхность ладони и пальцев, но и разрабатываются суставы) Удерживание ореха между растопыренными пальцами. Два ореха я возьму, Между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять - орехи сложно удержать. Пластиковые пробки «На лыжах» На столе лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Нужно ставить в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигаться на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Массаж ладоней Бельевые прищепки Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» фаланги поочерёдно (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!» Мячи Мы используем массажные гладкие и колючие мячики (можно катать по ладошке, столу, коврику). Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) Взад - вперёд его гоняю, Им поглажу я ладошку, Будто бы сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь) Я сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик) Колобок я разожму и другой рукой начну, Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (Повторяем тоже самое другой рукой)
Игры в воде Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Вода в мини-бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее действие; происходит постепенное закаливание ребёнка. Цель упражнений : развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.
Аквагимнастика Игра «Медуза» Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П. Игра «Морская звезда» И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны. Игра «Рак» И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец. Раку «Здравствуй!» я сказал, Руку я ему подал. Мне ответил рак: «Привет!» И подал клешню в ответ. Игра «Рыбка» И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде. Рыбки-малютки По морю плывут, Скачут, резвятся И хвостиком бьют.
Сухой бассейн Создание бассейна Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары (диаметром 25 см , высотой 12 – 15 см), заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью примерно на 8 см. Массаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом. Тесто Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Будет в печи место. Будут, будут из печи Булочки и калачи. Следует помнить, что: 1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими. 2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони. 3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. 4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин. 5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Игры в сухом бассейне Повар Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё. Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши! Стираем платочки Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены. Мама и дочка стирают платочки. Вот так, вот так! Постирали и отжали. Ох, немножечко устали. Фасоль На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки. В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
Су-Джок Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.
Су-Джок Массаж Су-Джок шарами Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом: Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Массаж пальцев эластичным кольцом Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики: Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Су-Джок Пальчиковая игра « Капустка » Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой. Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по массажёру) Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик) Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик) Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке) Пальчиковая игра «Семья» Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этот пальчик — бабушка, (надеваем на указательный палец) Этот пальчик — папенька, (надеваем на средний палец) Этот пальчик — маменька, (надеваем на безымянный палец) Этот пальчик — Ванечка (Танечка и т. д.) (надеваем на мизинец).
Сказка «Ёжик на прогулке» Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
«Пальчиковые дорожки» Технология - «пальчиковые дорожки», состоит из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, нитки и т.д.). и объемные с массажным эффектом (бусинки, пуговицы, фигуры). При тематическом использовании схем выбирают сюжетную картинку, на которой обозначают дорожку. Интерес у детей к таким упражнениям очень большой. Работая с пальчиковыми дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.
Пальчиковые дорожки Пальчики-солдатики Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два» По дорожке мы идем, Никогда не устаем. Раз-два, раз-два, Нам шагать уже пора. Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.
Рисование фасолью Каждый ребёнок — это уже развивающаяся личность, проявляющая свой характер. Обратите внимание, как ведёт себя кроха с таким необычным для него предметом, как фасоль. Некоторые осторожно запускают свои пальчики вглубь и начинают аккуратно перебирать, другие, напротив, сразу же переворачивают чашку или расшвыривают содержимое в разные стороны. Есть и те, кто достаёт из ёмкости фасоль по одной штучке и выкладывает рядом. В любом случае, как бы ни вёл себя ребёнок, вы увидите, что это занятие ему по душе. А в сочетании с другими развивающими играми « фасольки » принесут море радости и пользы ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"
Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....
Влияние развития мелкой моторики на мыслительную деятельность.
Консультация поможет родителям научить ребенка координировано и ловко манипулировать пальцами....
Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»
laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ творческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С.
ПРЕЗЕНТАЦИЯтворческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С....
Проект "Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности"
Данный проект рассматривает взаимосвязь между развитием мелкой моторики и координации движений рук и подготовкой детей к школе, в частности, к письму....
Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...