Проект "Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности"
проект (подготовительная группа)

Дуюнова Людмила Михайловна

Данный проект рассматривает взаимосвязь между развитием мелкой моторики и координации движений рук и подготовкой детей к школе, в частности, к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx700.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности»

Коцубенко Натальи Викторовны, воспитатель 1 кв. категории

Дуюновой Людмилы Михайловны, воспитатель 1 кв. категории
Проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности»

С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Представляю вашему вниманию проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности».

Проект творческий - практикоориентированный, рассчитан на детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет).

Проект долгосрочный – 9 месяцев.

Я считаю этот проект актуальным, ведь современная жизнь и стремительные изменения в ней выдвигают перед взрослыми важнейшую задачу — подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Без развития творческих способностей решить эту задачу невозможно.

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

При подготовке дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Цель проекта:

· развитие творческих способностей посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

· работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму;

· донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Для реализации цели определили следующие задачи:

- Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

- Развивать тактильную чувствительность рук детей.

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

- Сформировать элементарные специфические графические навыки.

- Подготовить руку ребенка к письму.

- Сформировать интерес к творческой деятельности.

- Создать условия в ДОУ по формированию интереса.

- Привлечь родителей к работе ДОУ по данной теме.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

С родителями было проведено анкетирование по данной теме, утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Дети тоже не остались в стороне, с ними была проведена диагностика уровня развития мелкой моторики, они принимали посильное участие в обсуждении проблемы, наметили план совместных действий.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете. Также подключили специалистов.

На основном этапе работы.

Работа велась с детьми, родителями и коллегами.

С детьми были проведены беседы, занятия продуктивного цикла, участие в конкурсах, с родителями: родительские собрания, консультации, мастер-классы «Наши руки не для скуки» и др.

В октябре родителям было предложено принять участие в творческой выставке «Подарок детскому саду» (совместная работа детей и родителей). Многие родители откликнулись на предложение и принесли свои работы в виде рисунков и поделок из различных материалов (крупы, дерева, и др.) Хочется отметить работу семьи Богдановых.

Проект «Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности»

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд, так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-552850-1466358013.jpg

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Бумага — доступный для ребёнка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, оформлении праздников. Любимые игрушки для детей — лодочки, кораблики, самолётики, вертолётики, шапочки, сумочки. Дети испытывают удивление и радость, когда сделанная самостоятельно, а особенно вместе со взрослыми игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик, змей взлетает ввысь и т. д. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

В своей педагогической деятельности мы решили пойти дальше и попробовать работать с детьми с более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной техникой бумагокручения. На английском языке техника бумагокручения называется “quilling” - от слова “quill” или “птичье перо”. Выбор техники бумагокручения не случаен. На наш взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Таким образом, были изготовлены снежинки в «Мастерскую Деда мороза», цветы к 8 Марта.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-552850-1466358057.jpg

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используем продукты детского творчества в качестве подарков для родителей, сувениров к праздникам, оборудования для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Мы с детьми принимали участие в третьем городском фестивале детского творчества «Радуга», дети очень старались, помогали воспитателям в нарезании салфеток на полоски и их скручивании в жгутики. Так получилась очень красивая картина, которую мы назвали «Пробуждение Хопра».

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-552850-1466358113.jpg

Широко использовали технику «торцевания» как на занятиях, так и свободной деятельности. Принимали участие в акции «Всероссийская неделя добра», где дети своими руками изготовили сердечки, которые украсили торцеванием, затем подарили частичку «добра и своего сердца» людям.

Серьёзное внимание уделяем взаимодействию с родителями, считаем их надёжными соратниками и союзниками в вопросах развития детского творчества, так как только в результате воспитания природные качества ребёнка трансформируются в художественно-творческие способности. Родители помогают ребёнку превратить исторический опыт человечества в систему открытых проблем и осмыслить его.

Такой подход к организации работы является залогом активного и успешного умственного и художественного воспитания детей, развития их одаренности и таланта, перспектива будущего проявления личности как активной, деятельной, творческой.

Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"

Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....

Влияние развития мелкой моторики на мыслительную деятельность.

Консультация поможет родителям научить  ребенка  координировано и ловко манипулировать пальцами....

Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»

laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...

Обобщенный опыт работы по теме "Формирование мелкой моторики посредством продуктивной творческой деятельности детей"

Идея опыта: «Развивать мелкую моторику детей используя техники пластилинографии, оригами, изонити»....

Мелкая моторика рук в деятельности дошкольного логопеда

Развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ творческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С.

ПРЕЗЕНТАЦИЯтворческого опыта по теме   «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР»   Воспитателя  Фёдоровой О.С....