Самообразование "Развитие мелкой моторики и речевой деятельности детей посредством различных видов деятельности"
материал


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           детский сад № 97 города Иркутска

                                         

                                         Тема самообразования

 «Развитие мелкой моторики и повышение речевой активности детей посредством различных видов деятельности»

                              (Разновозрастная группа 4-6 лет)

                                                                              Подготовила воспитатель

                                                                              1 квалификационной категории

                                                                              Далбаева Светлана Александровна

                                                                              Электронная почта: svetlanadalbaeva@mail.ru  

                                                                              Телефон: 89501292627

                                                           

                                                           

                                                          2022-2023 гг.

                                                       Личные данные          

Далбаева Светлана Александровна

Образование - высшее.

Педагогический стаж - 17,5

Стаж работы в МБДОУ- 17.5

Стаж работы в занимаемой должности - 17,5

Квалификационная категория - 1

Предполагаемый срок темы самообразования 1 год (с 09.2022 г.- 05.2023г.)

                               Актуальность темы самообразования

Речь - это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

 Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

 Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

 В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

 Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук и повышения речевой активности детей посредством различных видов деятельности.

Задачи:         

1.Разработать перспективный план работы с детьми.

2.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса, развитию мелкой моторики  посредством пальчиковых игр;

3.Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе;

4.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;

5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6.Оказать консультационную поддержку родителям по теме самообразования; привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Используемые методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционные и нетрадиционные.

Традиционные:

- Самомассаж кистей и пальцев рук;

- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки;

- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;

- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.

- Игры на развитие тактильного восприятия.

Нетрадиционные:

- Самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами, массажными щётками и др;        

- Игры с пальчиками, продуктивная деятельность с использованием разнообразного материала.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей;

- консультации;

- индивидуальные и групповые беседы;

- обсуждение на родительских собраниях, включение вопроса по развитию мелкой моторики у детей  в повестку дня;

- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

                                 Работа с детьми

       Сроки

              Тема

Содержание.

Пальчиковая гимнастика и продуктивная деятельность.

     Сентябрь

ПОДГОТОВКА РППС

Выявление ведущей руки

       Октябрь

«Дружные пальчики»

Яблоко с червячком.

    

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи варил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

«Наша группа»

Мишка из еловых шишек

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

«Семья»

Ёжики из семечек.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения.

«Как у нас семья большая»

Цветок в технике квиллинг

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

Цель: Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг.

Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квиллинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше.

       Ноябрь

«Пальчики засыпают»

Подсолнух и божья коровка

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

«Осень»

Осеннее дерево.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком.

Осенние листья»

Осенний (или зимний) лес.

Раз, два, три,

 Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием     нетрадиционного приема изображения.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

Продолжать развивать творческое мышление.

«Подарки»

Снеговик из ниток и воздушных шариков.

Дед Мороз принёс подарки:

(шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

Цель:  использование ниток и воздушных шаров в создании поделок.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

      Декабрь

«На ёлке»

Ёлочные шары

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных  игрушек.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

«Ёлочка»

Снежинки в технике квиллинг.

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок.

Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги.

 "Мы во двор пошли гулять".

Снежинка из спичек

Раз, два, три, четыре, пять,               

 (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок слепили.                

(Дети "лепят"). 
Круглый, крепкий, очень гладкий (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий.        

(Грозят пальчиком).
Раз — подбросим,
                

("Подбрасывают").
Два — поймаем,        

("Ловят"). 
Три — уроним                

("Роняют"). 
И... сломаем.                

(Топают). 

Цель: Использование конструирование снежинок из спичек.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить конструировать  из спичек снежинки, находить центр.

 Соблюдать ритм при выкладывании фигур.

"Снегопад".

Новогодние звёзды

Белых хлопьев белый пух плавно и спокойно (Вращают кисть руки).
Над деревьями кружит и над колокольней. (
Руки вверх).
Каждый дом и каждый куст греют, одевают (
Показывают крышу дома). 
Снеговая шубка и шапка снеговая. (
Показывают шубку и шапку).
Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, (
Показывают, как падает снег).
Укрывая белый свет белым одеялом, (
Поглаживают одну ладонь другой). 
Чтобы слева, впереди, позади и справа (
Показывают направления). 
Сладко спали до весны дерева и травы. (
Показывают, как спят). 
Это сколько ж наметет снега за ночь-то! (
Руки у щек, покачивают головой).
Это как же полетят с горки саночки! (Л
евой ладонью проводят сверху вниз по правой руке).

Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой. 

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную  координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

       Январь

Пальчиковое упражнение «Лыжники».

Веточка с сердечками - аппликация из бумаги.

- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. (Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу каждый слог):

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на  веточку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.

«Помощники»

Мимоза

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку.

«Весна»

Цветы из пластиковой бутылки

 Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

Цель: Использование бросового материала в создании цветов.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

      Февраль

«Луч»

Коляска с малышом

Солнца луч скользнул в окошко. (сжимают и разжимают пальцы)

Я зажму его в ладошке. (соединяют руки в «замочек»)

Аккуратно, чуть дыша, (смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

Спрячу в ларчик малыша. (закрывают ладони и убирают руки под стол)

И тихонько шаг за шагом («шагают» пальчиками по столу)

Маме отнесу бродягу. (сжимают руки и вытягивают их вперед)

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Развивать зрительно - двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Птицы

Аистёнок

Птички прилетали, (пальцы обеих рук производят движения вверх, вниз)

Крыльями махали,

Сели, посидели (сжимают и разжимают пальцы рук)

И дальше полетели. (машут руками, словно крыльями)

Цель:  Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

 Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить детей самостоятельно создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности.

«Наперсток»

Волшебный клубочек - игрушка из капсулы киндер-сюрприза

Вышивает, шьет иголка,

(левая ладошка раскрыта, в правой – воображаемая иголка, «шьют»)

Пальцу больно, («шьет»)

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг («надевают» воображаемый наперсток)

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: («шьют»)

- Шей, а колоться ты не смей! (грозят пальчиком)

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

        Март

«Апельсин»

Зайка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза

Мы делили апельсин.

(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас,

(показывают 10 пальцев)

А он один.

(показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура.

(бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда!!!

(«бегут» пальцами по столу)

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Развивать мелкую моторику.  Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать создавать поделки своими руками.

«Мамин день»

Колокольчик — игрушка из капсулы киндер-сюрприза

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать мышление, воображение, творческие способности.

«Компот»       

Ягодки и фрукты - игрушка из капсулы киндер-сюрприза

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим   мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

«Кап, кап, кап»

Тигрёнок

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток.

Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

       Апрель

«Помощница»

Тарелочки

Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)

Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)

Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)

На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)

И бежит, бренчит, стучит сковорода: («бегут» пальцами по столу)

«Вы куда? Куда? Куда?» (сжимают и разжимают пальцы)

А за нею вилки, (загибают поочередно пальцы)

Чашки да ложки

Скачут по дорожке. («скачут» пальцами по столу)

Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе.

Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.

«Помощники»

Домашняя утварь

 Раз, два, три, четыре, (ударяют кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали (ударяют кулачками друг о друга)

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «посуды». 

Задачи: Упражнять в работе с трафаретами.

Продолжать учить работать с пластилином.

«Угощенье»

Неваляшки

Гости будут в воскресенье, (указательный и средний «шагают» по столу)

Приготовим угощенье: (руки сжаты в кулаки, круговые движения кулаками)

Торт, конфеты и пирог, (разжимают пальцы по одному, начиная с мизинца)

А еще вишневый сок!

Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно  склеивать круги.

Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

«Гномики-прачки»

Автобус для гномиков

Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (загибают пальцы, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальцы, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, (загибают пальцы по одному пальцу)

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Цель:  формирование умению составление  изображение автобуса из готовых частей.

Задачи: Формировать  навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию.

 Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

          Май

«Заводим игрушку»

Игрушки

Хлоп, хлоп, (хлопают)

Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)

Быстро ключик поверни. (наклонять поднятые ладони вправо-влево)

Хлоп, хлоп, (хлопают)

Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)

И игрушку заведи! (пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки)

Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.

«Игрушки»

Юные художники

На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (загибают по очереди пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

Задачи:  Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

СРОКИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СЕНТЯБРЬ

Оформление в приемной стенда "Развитие речи и мелкая моторика детей"

ОКТЯБРЬ

Памятка "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

НОЯБРЬ

Индивидуальные беседы по теме самообразования с родителями воспитанников

ДЕКАБРЬ

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

ЯНВАРЬ

Организовать акцию "Игра или игрушка, сделанная своими руками для развития мелкой моторики детей"

ФЕВРАЛЬ

Консультация для родителей

"Развитие речи посредством пальчиковых игр"

МАРТ

Творческая мастерская "Рисуем пальчиками вместе с детьми"

АПРЕЛЬ

Консультация для родителей

"Мелкая моторика и развитие речи ребенка"

МАЙ

Сообщение о результатах работы по теме самообразования на итоговом родительском собрании.

В течение года

Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования. Привлечение  родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Повторение выученных пальчиковых игр, с обязательным проговариванием материала.

Изготовление нетрадиционных игровых пособий  для детей.

Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года.

                                           Список литературы

  1. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2015.
  3. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - М., 2012.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. -48 с.
  5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. -  Ярославль: Академия развития, 2000
  7. Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1 и 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003».
  8. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед - 2007, №4.
  9. Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// Дошкольное воспитание -2006, №11, с. 14-17.
  10. Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности....

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности.

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В.А. Сухомлинский...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»

     В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...