Самообразование "Развитие мелкой моторики и речевой деятельности детей посредством различных видов деятельности"
материал
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 97 города Иркутска
Тема самообразования
«Развитие мелкой моторики и повышение речевой активности детей посредством различных видов деятельности»
(Разновозрастная группа 4-6 лет)
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Далбаева Светлана Александровна
Электронная почта: svetlanadalbaeva@mail.ru
Телефон: 89501292627
2022-2023 гг.
Личные данные
Далбаева Светлана Александровна
Образование - высшее.
Педагогический стаж - 17,5
Стаж работы в МБДОУ- 17.5
Стаж работы в занимаемой должности - 17,5
Квалификационная категория - 1
Предполагаемый срок темы самообразования 1 год (с 09.2022 г.- 05.2023г.)
Актуальность темы самообразования
Речь - это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук и повышения речевой активности детей посредством различных видов деятельности.
Задачи:
1.Разработать перспективный план работы с детьми.
2.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр;
3.Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе;
4.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
5.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6.Оказать консультационную поддержку родителям по теме самообразования; привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Используемые методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционные и нетрадиционные.
Традиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Игры на развитие тактильного восприятия.
Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с карандашами, массажными щётками и др;
- Игры с пальчиками, продуктивная деятельность с использованием разнообразного материала.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей;
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- обсуждение на родительских собраниях, включение вопроса по развитию мелкой моторики у детей в повестку дня;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Работа с детьми |
СРОКИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
СЕНТЯБРЬ | Оформление в приемной стенда "Развитие речи и мелкая моторика детей" |
ОКТЯБРЬ | Памятка "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста" |
НОЯБРЬ | Индивидуальные беседы по теме самообразования с родителями воспитанников |
ДЕКАБРЬ | Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» |
ЯНВАРЬ | Организовать акцию "Игра или игрушка, сделанная своими руками для развития мелкой моторики детей" |
ФЕВРАЛЬ | Консультация для родителей "Развитие речи посредством пальчиковых игр" |
МАРТ | Творческая мастерская "Рисуем пальчиками вместе с детьми" |
АПРЕЛЬ | Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи ребенка" |
МАЙ | Сообщение о результатах работы по теме самообразования на итоговом родительском собрании. |
В течение года | Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования. Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе. Повторение выученных пальчиковых игр, с обязательным проговариванием материала. Изготовление нетрадиционных игровых пособий для детей. Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года. |
Список литературы
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
- Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2015.
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - М., 2012.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. -48 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2000
- Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1 и 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003».
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед - 2007, №4.
- Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// Дошкольное воспитание -2006, №11, с. 14-17.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности....
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности.
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"В.А. Сухомлинский...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством различных видов деятельности»
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный ...