Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шилина Людмила Викторовна

 

Развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием инновационной технологии синквейн.

Времена года. Весна

Цель:  развитие связной речи учащихся по теме «Времена года. Весна» посредством составления синквейна с помощью схем-моделей.

Задачи:

- формировать умение детей составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

-  обогащать пассивный и активный словарь по теме «Времена года. Весна»;

-  совершенствовать навык использования в речи синонимов;

- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

- развивать  ассоциативное мышление и образную память;

- развивать умение слушать собеседника;

- развивать мелкую моторику учащихся;

-воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества;

- воспитывать  активность, инициативность, самостоятельность.

Тип занятия:

- комбинированное.

Форма занятия:

- интегрированная.

Методы:

- игровой;

- наглядный;

- словесный;

- практический;

Оборудование:

- аудиозапись П. И. Чайковский "Времена года. Весна";

- картинки: зима, весна, лето, осень;

- картинки-раскраски;

- плакат «Времена года. Весна»;

- схема - синквейн;

- мяч игольчатый.

Ход занятия

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие детей.
  2. Настрой на занятие.

- Ребята, первое занятие сегодня - развитие речи. На наших занятиях мы с вами учимся правильно  и красиво говорить, верно? И что нам в этом помогает?   (Лесенка успеха)

- Что мы делаем, чтобы добиться успеха?

И красиво говорим!!!

Творим!

Думаем!

Размышляем!

Изучаем!

II. «Волшебная книга-сундучок». Отгадывание загадок

1. - Ребята, посмотрите, что у меня в руках?  (Это книга) 

    - Правильно, только эта книга не простая, а книга-сундучок, давайте посмотрим, что у нее внутри?

    - Это карточки с загадками, вы любите отгадывать загадки? (Да)  

Долгожданная пора!

Детвора кричит: «Ура!» 

Что ж за радость это?

Наступило …    (Лето)

 Листья с веток облетают,

 Птицы к югу улетают.

 «Что за время года?» — спросим.

 Нам ответят: «Это…»        (Осень)  

 Дел у меня немало — я белым одеялом

 Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

 Белю поля, дома, а зовут меня …       (Зима)  

Я раскрываю почки, в зелёные листочки.

 Деревья одеваю, посевы поливаю,

 Движения полна, зовут меня …     (Весна) 

   

2. - Ребята, а как все наши отгадки можно назвать одним словом?    

(Времена года)

- Правильно, а давайте расскажем о каждом времени года по схеме

(на доске схема-синквейн).

-Напоминаю, что в первом ряду символ для слова-предмета (- 1 слово)

во втором ряду – символы для слов-признаков  (- - 2 слова)

в третьем ряду – символы для слов-действий  (- - - 3 слова)

в четвёртом ряду – графическая схема предложения     (- - - -.)

в пятом ряду символ для слова-предмета (синоним или ассоциация) (- 1/2 слова).

Например:

 Что?                                                         Зима.

 Какая?                                             Белая, морозная.

 Что делает?                     Заметает, сковывает, забавляет.

 Предложение.                    Мне нравятся зимние забавы.

Синоним (ассоциация)                          Стужа.

- Молодцы.

III. Сообщение темы занятия  

1. Прослушивание аудиозаписи П. И. Чайковского "Времена года. Весна» 

- А теперь закройте глазки и послушайте музыку.

-Как вы думаете,  о каком времени года эта музыка?   (Ответы детей)

- А какое время года у нас сейчас на дворе?   (Сейчас весна)

- Верно, о весне мы сегодня и поговорим.

-Ребята, а сколько времени длится весна?  (3 месяца)  

- Назовите весенние месяцы.    (Ответы детей)

/На доске плакат весны с месяцами/

- Ребята, давайте посмотрим на картинки и расскажем о каждом месяце по нашей схеме. (Рассказ по схеме-синквейн)

2.Игра с игольчатым мячом «Без чего не бывает весны»

- Ребята, давайте поиграем. Передавая мяч по цепочке, мы будем называть приметы весны, а начинать свой ответ будем словами: «Весны не бывает без…»

3.Составление рассказа о весне по схеме-синквейн

- Ребята, а теперь давайте попробуем с помощью нашей схемы составить рассказ о весне. Я буду предложения начинать, а вы их закончите.

Наступила…весна (ранняя весна).

Она …теплая и солнечная (яркая, зеленая, звонкая).

Тает….снег, бегут … ручьи, светит … теплее солнышко.

Мы с нетерпением ждали…наступления весны.

Весна – это…время года.

4. Самостоятельные рассказы с опорой на схему и картинки

- Ребята, а кто попробует сам составить рассказ о весне. Вам поможет схема и картинки. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа оценивают)

IV. Работа с раскрасками

- Ребята, каждый из вас получает картинку-раскраску и ваша задача раскрасить ее так, какой вы видите изображенное на ней время года.

V. Подведение итогов занятия

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?    (Ответы детей)

- Вы большие молодцы, отлично работали, и я предлагаю вам оценить свое настроение, с которым вы подошли к концу нашего занятия смайликами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием современных педагогических технологий"

В содержании представлен методический материал, раскрывающий особенности развития связной речи дошкольников, представлены современные технологии, методики развития связной речи....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и «Системный оператор»).

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий («Синквейн» и  «Системный оператор»)....

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и «Системный оператор»

Доклад: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование современных технологий «Синквейн» и  «Системный оператор»...