Развиваем речь! Тренируем память! С использованием приемов мнемотехники
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
МнемоТаблица. Виды мнемоТаблиц. МеТодика РабоТы с мнемоТаблицей Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию: русский язык, чтение и т.д. Виды мнемотаблиц: 1. Развивающие. 2. Обучающие. Общие задачи для всех видов мнемотаблиц: 1. Развитие памяти. 2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать. З. Развитие логики. 4. Развитие образного мышления. 5. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию. 6. Решение дидактических общеобразовательных задач. 7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы. 8. Развитие смекалки. 9. Тренировка внимания. 10. Навык правильно воспроизвести графически. Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: • Установка на запоминание. • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно. • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции. • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания. Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. 6 Методические рекомендации по работе с мнемотаблицей, мнемоколлажем Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, реб¸нок легко воспроизводит текстовую информацию. В мнемотаблице можно изображать практически вс¸. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Для дошкольников, первоклассников необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – ж¸лтое, небо – синее, огурец – зел¸ный. В старшем возрасте можно давать детям ч¸рно-белые мнемотаблицы. Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному: МНЕМОКВАДРАТ МНЕМОДОРОЖКА МНЕМОТАБЛИЦА Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, да¸тся слово «мальчик», его символическое обозначение. Изображать надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ¸лка. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из тр¸х-четыр¸х мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации. «Осенью часто идут дожди, в лесу можно собирать грибы». Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам, позже – к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы: • Рассматривание таблицы и разбор изображений. • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. • Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. • Графическая зарисовка мнемотаблицы. • Воспроизведение информации, пересказ. Предлагаю следующие виды работ с данной группой мнемотаблиц: • Заучивание материала по готовой мнемотаблице. • Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала. • Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала. • Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно), заучивание материала. • Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала. Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: 8 Методические рекомендации по работе с мнемотаблицей, мнемоколлажем • Установка на запоминание. • Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно. • Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции. • Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания. Если мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной теме. Работа может быть как индивидуальная, так и групповая. Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной, поскольку она содержит обучающую информацию, как правило, незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение) берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении. Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам: • Запоминание материала по лексическим темам. • Обучение рассказыванию. • Заучивание стихотворений, пословиц. • Обучение грамоте (запоминание букв, правил). • Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков. • Формирование элементарных математических представлений. • Природоведение, окружающий мир. • Историческое.
Этапы работы:
1. Рассматривание таблицы и разбор изображений
2. Разбор закодированной информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Разбор закодированной информации о временах года: З – зима, В – весна, Л – лето, О – осень.
Каждому времени года соответствует 4 клеточки, которые можно раскрасить разными цветами с использованием ассоциативного метода: Зима – синий, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый.
• Установление логических связок: ЗИМА – «З» – начинается с декабря, месяц (сопутствующие символы зимы в синих клеточках: снег; снеговик).
ВЕСНА – 3-й месяц – март; символы: дождь (грозы), трава (цветы).
ЛЕТО – «Л» – 6-й месяц – июнь (ягоды, грибы).
ОСЕНЬ «О» – 9-й месяц – сентябрь (листопад, дождь со снегом).
3. Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Заучивание материала по готовой мнемотаблице.
Мнемоколлаж. Виды мнемоколлажей. МеТодика РабоТы с мнемоколлажем МНЕМОКОЛЛАЖ – это учебное пособие, в структуру которого входят различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры, кодирующие определенную информацию. Коллажи – это учебные пособия, выполняющие следующие задания: Закрепление различных методов запоминания. Развитие фотографической памяти. Расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать. Обучающая задача, так как вмещают различную информацию. Виды мнемоколлажей: – развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки; – обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа. Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа. Учащимся объясняется, что коллаж похож на «салат», когда берется много различных продуктов, их смешивают (т.е. соединяют между собой), таким образом получается новое вкусное блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного метода запоминания. При работе с коллажами выделяют следующие этапы: • Просмотр коллажа и разбор, какие картинки, цифры, буквы и т.п. на нем. • Составление сюжета с использованием всех картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при автоматизации и дифференциации звуков, образовании...
Конспект занятия по развитию речи "Катины помощники" с использованием приемов мнемотехники
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием приемов мнемотехники...
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Консультация для родителей "Развиваем сенсорику, тренируем память, мышление, речь"
С целью обогащения родительских представлений о сенсорном развитии детей была разработана данная консультация....
Консультация для родителей "Развиваем сенсорику, тренируем память, мышление, речь".
С целью обогащения родительских представлений о сенсорном развитии детей была разработана данная консультация....
Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»
Презентация «Развитие связанной речи детей по средством использования приемов мнемотехники»...
Мастер-класс «Играя – развиваем речь» (приоритетные направления работы использование мнемотехники на занятиях по развитию речи)
Занятия по развитию речи можно сделать увлекательным для дошкольников. Детям интересно быть артистами и музыкантами, режиссерами они даже могут самостоятельно придумать игру сами. Дети включаютс...