Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Узеирова Надие Зениевна

Тема: Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказа по пословице.

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи: Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части. Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием. Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей. Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.  Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.04_rech_r_taynoe_stanovitsya_yavnym.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Узеирова Н.З.

Конспект НОД по речевому развитию   в подготовительной группе.

Тема: Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказа по пословице.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»,    «Познавательное развитие»  ,    «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»  

Цель: познакомить детей с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи: Формирование умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр и части. Совершенствование умения понимать мораль и идею произведения, видеть связь названия текста с его содержанием. Развитие умения анализировать поступки героев, расширять словарный запас детей. Упражнение в умении составлять короткие рассказы и сказки по пословицам, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.  Воспитание положительных черт характера: нравственности и честности.

Методы и приемы: Наглядные (рассматривание, показ, способ действия); Словесные (беседа, художественное слово); Игровые моменты.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (интерес) при прочтении рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Активно и доброжелательно взаимодействует  с педагогом и сверстниками во время беседы по рассказу. 

Ход НОД

1.Орг.момент – Доброе утро, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, узнать что-то новое, интересное.

2. Основная часть. Чтение и анализ стихотворения. – Послушайте короткое стихотворение.

Петя вазочку разбил,

А что сделал – утаил.

Папа это все узнал,

Поступок Пети явным стал.

– Что сделал Петя? Зачем Петя хотел скрыть это от родителей?  Правильно ли поступил мальчик?  Кто узнал о поступке Мальчика?

– Ребята, наверное, с каждым из вас когда-нибудь, произошел такой случай, когда вы что – то хотели скрыть от родителей, но они об этом потом все равно узнали. Вспомните и расскажите о таком случае.

– С героем произведения Виктора Драгунского тоже произошла подобная история.

Знакомство с биографией В. Ю. Драгунского. Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, он с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

    Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями.

(Показ портрета писателя).

Чтение рассказа воспитателем, работа над языком и содержанием произведения.

– Послушайте произведение В. Драгунского и приготовьтесь отвечать на мои вопросы после чтения.

– Вам понравилось это произведение?

– Чем понравилось?

– Что это рассказ, сказка или стихотворение?

– Почему вы считаете, что это рассказ?

– Ребята, что такое тайна? (Это то, что скрывают от других, нечто неразгаданное, неясное, скрытая причина или поступок).

– Что обозначает слово явное?

– Как вы понимаете выражение «тайное становится явным»?

– Как Денис убедился в справедливости этой пословицы?

– Что можно сказать о Денискином поступке?

– Случайный обман или намеренный, о нем все равно становится известно.

– Как вы думаете, почему мама не наказала Дениску?

– Как сказать коротко, о чем этот рассказ?

– Как бы вы его назвали?

Писатель Виктор Драгунский назвал этот рассказ «Тайное становится явным». Вы заметили, что в рассказе говорится о том же, что и в самом названии?

– Что же означает выражение «Тайное становится явным». В каких случаях так можно сказать?

Составление плана рассказа.

– Из скольких частей состоит каждый рассказ? – Какие это части?

– Есть похожая пословица «Шила в мешке не утаишь»

– Как вы понимаете эту пословицу? Повторите обе пословицы, с которыми мы сегодня познакомились. Придумайте с этими пословицами свой рассказ или сказку, свою небольшую историю.

Воспитатель выслушивает истории детей.

3.Рефлексия:– Что мы сегодня делали? – Каким было ваше настроение?

– Что вам больше понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну Смешариков"

В конспекте занятия показана работа над формированием умения составлять связные описательные рассказы по схемам....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Мы любим цирк!"

Занятие направлено на развитие всех сторон речи детей старшегодошкольного возраста....