Конспект НОД в старшей группе на тему: «Микробы и вирусы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белозерова Зинаида Владимировна

Уточнить представлен6ие детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы и как избежать их попадание в организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroby_i_virusy.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие»

в старшей группе на тему: «Микробы и вирусы»

Подготовила воспитатель Белозерова З.В.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Цель: Уточнить представлен6ие детей, почему болеет человек, о том, что многие болезни вызывают микробы и вирусы. Познакомить детей с тем как выглядят микробы и как избежать их попадание в организм человека.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.

- Закрепить представления детей о микробах, вирусе, здоровье.

- Расширить представления детей о способах распространения болезни, о том, что полезно и вредно для здоровья.

- Формировать умение о различных способах защиты организма;

- Довести до осознания детей о важности соблюдений правил личной гигиены.

- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Речевое развитие:

- Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма, закреплять правила приёма лекарств.

- Развивать и совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать наблюдательность у детей их умения сравнивать, анализировать причинно – следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

- Развивать умения детей высказывать предположения и делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие:

- 3акрепить правила личной гигиены.

- Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково – познавательной деятельности.

- Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

- Формировать навыки доброжелательности, положительные эмоции, слушать не перебивая.

Физическое развитие:

- Закреплять умение согласовывать движения в соответствии с текстом.

Расширять и активизировать словарный запас:

Микроб, вирус, возбудители болезни, профилактика, самомассаж, проветривание, режим дня, витамины, гигиена.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок.

- Знакомство детей с микроскопом.

- Беседа «Личная гигиена».

- Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», В.В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С.»; чтение пословиц и поговорок о здоровье.

- Разучивание игры «Угадай, что болит?», «Это я, это я, это вся моя семья!».

- Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Семья».

Методы и приёмы:

- Словесные (беседа, вопрос-ответ, загадки).

- Игровые (сюрпризный момент).

- Наглядный (показ, демонстрация).

- Образовательные технологии (личностно-оринтированные, игровые, ситуации успеха и комфортности, сотрудничества).

- Здоровъесберегающие технологии (смена видов деятельности).

Материалы и оборудование:

Белый халат; ноутбук; мультфильм – «Фиксики – микробы».

Опыт №1- Пульверизатор, ароматизированная вода.

Опыт №2 – Блёстки.

Опыт №3 – Тазик с водой.

Опыт №4 – Тазик, вода, перец, мыло.

Ход НОД

Воспитатель: Микробы и Вирусы бывают разные: Ужасные, опасные, Страшные и грязные, Корявые, дырявые, Противные, заразные. Какие безобразные. - Вы догадались, о чем сегодня у нас пойдет речь?

Ответы детей (о микробах и вирусах)

- Правильно о микробах. Сегодня мы с вами будем учиться беречь своё здоровье!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово – приветствие, но и пожелание. Когда мы с вами здороваемся, мы желаем друг другу «здоровья». Русская народная пословица глоссит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». Всегда при встрече здоровайтесь.

А вы знаете пословицы о здоровье?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим! Я начну пословицу, а вы продолжайте.

Чистота – залог здоровья.

Воспитатель: Ребята, я хочу поговорить с вами о вирусах и микробах.

Ребята, кто из вас болел в этом году? Поднимите руки.

(Дети поднимают руки.)

По каким признакам мы можем с вами понять, что кто-то из нас заболел?

Дети: Появляется усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, слабость.

Воспитатель: Возбудители болезней, тот, кто её вызывает – мельчайший микроб – вирус.

«Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина – микроб,

А разглядишь его лишь в микроскоп».

Микробов или бактерий мы можем увидеть при помощи микроскопа.

Микроскоп – это прибор с двумя увеличительными линзами, через которые можно увидеть микробов.

Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа коварные. Стоит им только пробраться в организм человека, как они начинают размножаться и проникать в другие здоровые клетки.

Когда их становится много – это и приводит к развитию заболевания. Человеку становится плохо, он заболевает –чихает, кашляет, у него поднимается температура.

Как известно, никто не любит болеть. И человек объявляет войну микробам - он при помощи врачей начинает лечится. Без назначений врача, лекарства принимать нельзя.

Воспитатель: Ребята, где мы можем заразиться?

Дети: В гостях, в магазине, в общественном транспорте….

Воспитатель: Оказывается, есть много мест, где можно заразится. А как мы заражаемся, через что?

Дети: От больного человека, когда он чихает или кашляет.

Воспитатель: Сейчас мы проведём опыт. Давайте представим, что перед нами больной человек, который чихнул.

Опыт №1

(Воспитатель демонстриует пульверизатор, разбрызгивая из него арома-тизированную воду, предлагая нескольким детям проделать то же самое.)

Воспитатель: Что попало в воздух?

Дети: Маленькие невидимые капельки.

Воспитатель: Почувствовали аромат этих капелек?

Дети: Да!

Воспитатель: Так вот, у больного человека это капельки слюны, в которых содержится огромное количество вирусов. Они также быстро начинают передвигаться по воздуху и оседают на другие предметы, людей.

Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания.

Что же делать, чтобы микробы не разлетелись?

Дети: Прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой…

Воспитатель: Есть ещё один способ заражения вирусом.

Опыт №2

(Воспитатель наносит на свои ладони блёстки, а затем играет в парах в ладошки.)

Воспитатель: Ребята, как нам здорово и весело! А теперь покажите свои руки остальным детям. Посмотрите, теперь у многих ребят руки в блёстках. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой. Блёстки с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас потрогаем предметы или игрушки в нашей группе, то наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится заражённый ими.

Так как же нам, все-таки, спастись от микробов?

Дети: Надо закрывать рот платочком.

Воспитатель: Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать.

Ребята давайте теперь помоем наши руки.

Опыт №3

Воспитатель: Я приготовила для вас тазик с водой. Давайте сейчас с вами закатаем рукава и помоем наши ручки. Но без мыла!

(Дети моют руки.)

Воспитатель: Ребята посмотрите на наши руки. Остались ли на них блёстки «вирусы»?

Воспитатель: Да, они остались, но их стало меньше.

Воспитатель: Значит, простой водой микробов нам не смыть. Давайте проверим, а боится ли вирус мыла?

Опыт №4

(Воспитатель в глубокую тарелку наливает воды, на дно опускает вырезанную руку, сверху чуть – чуть насыпает перец.)

Воспитатель р: Ребята, представьте, что перец это микробы. В тазике на дне лежит рука. Это мы с вами моем руки!

Воспитатель: Что происходит с микробами?

Дети: Микробы плавают и не боятся воды.

Воспитатель: Теперь давайте на палец нальём капельку мыла, и поставим палец на тарелку? Что же у нас происходит?

Дети: Микробы разбегаются.

Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: Мыло нам необходимо при мытье рук, чтобы избавиться от микробов.

Воспитатель: От простой воды и мыла.

У микробов тают силы.

- Ребята, что бы микробы не одолели и мы с вами не заболели оздоровить наш организм нам поможет самомассаж. Давайте выполним упражнения, повторяя за мной:

Массаж для профилактики простудных заболеваний.

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа.)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны.)

Вилку пальчиками сделай, (Разжать указательные и средние пальцы.)

Массируй ушки ты умело. (Растирать пальцами точки за ушами и перед ними.)

Знаем, знаем - да-да-да! (Потирать ладони друг о друга.)

Нам простуда не страшна. 

Воспитатель: Молодцы ребята, думаю, простуда нам теперь не страшна.

Давайте повторим правила, которые помогут нам не болеть:

Не пить сырую воду.

Не есть немытые фрукты и овощи.

-Не забывать почаще мыть руки с мылом.

-Закаляться.

-Проветривать помещение.

-Гулять на свежем воздухе.

-Не кутаться в тёплые одежды.

-Одеваться по погоде

А можно самостоятельно пить лекарства (ответ детей)

-Отлично справились с заданием!

Вы готовы поиграть со мной в игру?

И вы ребята, наверное, устали? Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой:

(Дети выполняют движении по тексту стихотворения.)

«Быстро встаньте, улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

А теперь остановились, остановили дыхание.

Правую руку на грудь, левую на живот:

глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть со мной в игру. Вы готовы?

Дети: Готовы!

Игра «Угадай, что болит?»

(Воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, а дети определяют, что болит и называют причину, от чего болит. И наоборот, воспитатель называет причину, дети показывают что болит.)

Воспитатель: Болит голова.

Дети: Душно, шумно.

Воспитатель: Вы съели много сладостей.

Дети: Болят зубы.

Воспитатель: Болит палец.

Дети: Порезалась, упала.

Воспитатель: Грязные руки, немытые фрукты.

Дети: Болит живот.

Воспитатель: Болит ухо.

Дети: Продуло.

Воспитатель: Вы пили холодное молоко.

Дети: Болит горло.

Воспитатель: Молодцы, всё угадали!

- Я предлагаю поиграть еще в одну игру «Это я, это я, это вся моя семья!».

Игра «Это я, это я, это вся моя семья!».

Правила игры- если вы согласны с тем, что я читаю, то вы говорите:

«Это я, это я, это вся моя семья!».

1- Утром и вечером умываюсь, и чищу зубы.

2- Содержу свои вещи в чистоте.

3- Подбираю все с земли и подношу ко рту.

4- Мою руки перед едой.

5- Ем вкусную, но неполезную пищу (чипсы, сухарики).

6- Занимаюсь по утрам гимнастикой.

7- В холодную погоду выхожу на улицу без шапки.

8- Ем полезные овощи и фрукты.

-Вы, наверное, устали? Давайте немного отдохнем встанем в круг на ковре.

Воспитатель: Ребята давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить – это называется профилактика. И чтобы не заболеть, надо выполнять определённые правила. А что это за правила, мы сейчас узнаем.

Первое правило:

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день…

Дети: Зарядку!

Воспитатель: Первое правило нам говорит, что человек должен заниматься спортом и физкультурой.

Второе правило:

Бывает семейным, хозяйственным, банным,

Бывает душистым, иль не пахнет совсем,

Разного цвета, размера и формы любой,

Но скользким бывает только с водой!

Дети: Мыло!

Воспитатель: Второе нам правило говорит о том, что необходимо соблюдать гигиену. Чтобы не заболеть, нужно как можно чаще мыть руки с мылом.

Третье правило:

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…

Дети: Воздух!

Воспитатель: Третье правило говорит, о том, что человеку нужен свежий воздух. Для этого нам необходимо гулять. Ещё необходимо проветривать помещение, ведь если в помещении окна и двери закрыты, то там, собирается большое количество микробов.

Четвёртое правило:

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Ванюши и Анюты

Что полезно? - ..

Дети: Есть витамины.

Воспитатель: Четвёртое правило нам говорит о том, что нам нужны витамины, ведь витамины главные помощники в борьбе с вирусом. Ребята помните, что кроме грязных рук, микробы могут попасть к нам в организм с немытыми фруктами. Прежде чем их съесть необходимо их тщательно мыть водой из-под крана.

Пятое правило:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья –

Очень важен…

Дети: Режим дня.

Воспитатель: Конечно ребята, для того чтобы расти здоровыми, нам крайне необходимо соблюдать режим дня.

Чтобы не заболеть и не встречаться с микробами, нужно:

Убирать свои игрушки, маме дома помогать.

Чистым ушком на подушку ночью лечь в свою кровать.

Кушать кашу чистой ложкой, за обедом не болтать.

Поиграв с пушистой кошкой, руки мыть не забывать.

Фантик, огрызки, обрывки бумаг

В урну бросай или в мусорный бак.

Тогда сверкает речка, вокруг цветут цветы,

И не страшны микробы, когда чистюля ты.

Теперь мы знаем важные правила, которые нам помогут сохранить здоровье.

Воспитатель: Молодцы! Я сегодня принесла для вас свой любимый и познавательный мультфильм. Который нам расскажет, как Фиксики и Дим Димыч решили победить всех микробов. Давайте мы его посмотрим?

Дети: Да!

Мультфильм «Фиксики» серия «Микробы»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы с вами делали и узнали нового.

Дети: Вспомнили пословицы о здоровье. Узнали, что возбудители болезни это микробы – вирусы, как они выглядят и размножаются. Узнали, как передаются микробы и как уберечь себя от них. Поиграли в игры, сделали самомассаж и разминку для укрепления здоровья. Вспомнили правила личной гигиены и профилактики.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете правила личной гигиены и как уберечь себя от микробов и что необходимо делать для укрепления организма. Надеюсь, вы будете соблюдать всем правилам и никогда не заболеете. Я желаю вам быть всегда здоровыми, бодрыми детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Методическая разработка познавательного занятия в средней группе на тему: «Микробы и вирусы»

Задачи:1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания.2. Уточнить и закреплять знания детей о правильной чистке зубов, о правилах здоровья.3. Активизировать словарь пo данной ...

Занятие для подготовительной группы на тему "Микробы, или вирусы и здоровье"

Занятие для подготовительной группы на тему:«Микробы, или вирусы и здоровье» Выполнила: воспитатель Назарова С. Н.  Цель: воспитывать у детей правильное отношение к здоровью...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Микробы и вирусы – ужасные вредители»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие».Цель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Микробы и вирусы».

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).Задачи:Образовательные:- создать условия для  формирования пред...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Микробы и вирусы».

Цель: Способствовать формированию элементарных представлений об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).Задачи:Образовательные:- создать условия для  формирования пред...