Конспект ОД по речевому развитию в средней группе «Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Вольнова Татьяна Николаевна

Цель: Воспитание нравственных качеств через чтение русской народной сказки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова),
  2. Формировать умение оценивать поступки героев.
  3. Развивать диалогическую форму речи.
  4. Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность, отзывчивость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx137.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по речевому развитию в средней группе
«
Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».

Цель: Воспитание нравственных качеств через чтение русской народной сказки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова),
  2. Формировать умение оценивать поступки героев.
  3. Развивать диалогическую форму речи.
  4. Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность, отзывчивость.

Предварительная работа: знакомство с русскими народными сказками о животных, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр русских народных сказок в видеоформате.

Оборудование: Видео-физминутка, книга со сказкой, иллюстрации, пазлы сюжетов сказки, мяч, выставка книг.

Ход ОД

Вводная часть

Утреннее приветствие: (с муз. сопровождением)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель приглашает детей к столу, где организована выставка книг русских народных сказок о животных, картины с изображением диких животных из р.н. сказок, иллюстрации к сказке «Лисичка сестричка и Волк».

- Ребята! Хотите отправиться в сказочный лес? Нас ждут невероятные встречи со сказочными героями. Итак, в путь!

Выполняем движения со словами под музыку «В гостях у сказки»:

Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)

Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим ее)

- Вот мы и пришли. Посмотрите внимательно на нашу выставку книг и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских народных сказках)

-Кто сочинил эти сказки? (не писатели, а простые русские люди)

-Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.

Съел он семерых козлят,

Съесть хотел трёх поросят…

Стал герой «Ну, погоди!»

Но к нему не подходи.

Он в охоте знает толк:

Так как это… (Серый Волк)

- Молодцы, следующая загадка!

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

А зовут её… (Лиса)

- Хорошо, молодцы! Давайте вспомним, в каких ещё сказках встречаются Волк и Лиса.

2.            Основная часть

-              А сейчас устраивайтесь поудобнее. Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом напротив выставки книг и иллюстраций.

-              Итак, слушайте внимательно. Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый Волк». Рассказывание сказки…

-              Вот такая интересная сказка. Вы, молодцы, внимательно слушали. А сейчас давайте немного отдохнем.

Видео-физкультминутка «У оленя дом большой»

Беседа по содержанию:

- Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил, как она называется?

- Как перехитрила лиса старика, чтобы полакомится рыбкой?

- Кто увидел лису, когда она ела рыбу?

- Поделилась ли лиса рыбой с волком?

- Что она ему посоветовала?

- Какие слова говорил волк, чтобы поймать рыбу?

- Что случилось утром с волком? Почему примерз хвост?

- Что в это время делала лиса?

- Как лиса опять перехитрила волка?

- Какие слова говорила лиса, когда ее вез волк?

-Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

-Почему лиса обманула волка? Правильно ли она поступила? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по - доброму, не обманывать, не жадничать, не хитрить)

Игра «Пазлы»

- Ребята, у меня для вас есть интересное задание.

На столах на тарелочке лежат пазлы, и если вы правильно ее соберете, то у вас получится сюжет уже знакомой вам сказки. (Дети выполняют работу)

- Внимательно посмотрите на свои собранные картинки.

- Какой эпизод из сказки получился у каждого из вас?

- Молодцы! Все хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра «Какой, какая?» (игра с мячом):  

- Ребята, а давайте с вами вспомним животных из русских народных сказок и дадим им характеристику, расскажем какие они.

3.            Заключительная часть.

-Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? Кто сочинил эту сказку? Назовите героев этой сказки.

-  Что же плохого сделала лиса, ребята? Правильно, она обманула волка. Как можно ее назвать? Да, обманщица, плутовка. Обманывать не хорошо! Чему нас учит сказка? Как вы думаете? Сказка учит отличать добро от зла, видеть правду и ложь, чувствовать обман и хитрость.

Книжка со сказкой остается с нами, вы можете её ещё раз взять, посмотреть картинки и вспомнить сюжет.

 

Рефлексия «Смайлики». Если вам занятие понравилось и у вас все получалось – возьмите веселый смайлик, а если у вас были трудности – грустный.

Сказка

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за ры- бой. Наловил рыбы и везёт домой целый воз (показать иллюстрацию). Вот едет он и ви- дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся (объяснить значение слова: не шевелится, не двигается, замерла), лежит се- бе, как мёртвая.

– Будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впе- реди.

А лисичка улучила время (выбрала удач- ный момент, пока дед не видит, дождалась удобного случая ) и стала выбрасывать поле- гоньку( уточнить значение слова, т.е. посте- пенно, не сразу, по одной ) из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и ворот- ник на шубу!

–             Где?

–             Там, на возу – и рыба и воротник. Подошла баба к возу, искала-искала, ниче-

го там не нашла и давай ругать мужа:

–             Где воротник? Где рыба?! Ах ты!.. Та- кой-сякой!

 

Тут дед смекнул (сообразил, догадался, понял), что лисичка - то была не мёртвая, по- горевал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

–             Здравствуй, кумушка!

–             Здравствуй, куманёк!

–             Дай мне рыбки!

–             Налови сам, да и ешь.

–             А я не умею.

–             Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – ры- ба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Пошёл волк на реку, опустил хвост в про- рубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморо- зило. Попробовал было приподняться: не тут- то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вы- тащишь!» – думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

–             Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибе- жали и начали колотить волка – кто коро- мыслом, кто ведром, кто чем попало.

Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, – думает, – уж я тебе отпла- чу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну из- бу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

–             Так-то учишь ты? Меня всего исколоти- ли!

–             Эх, куманек, – говорит лисичка- сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и моз- ги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

–             И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя до- везу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

–             Битый небитого везет, битый небитого везёт.

–             Что ты, кумушка, говоришь?

–             Я, куманек, говорю: битый битого везёт.

–             Так, кумушка, так!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на тему «Пересказ русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк»

Развитие речи на тему «Пересказ русской народной сказки «Лисичка   сестричка и волк»Цель: обучение пересказу русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк&ra...

Конспект НОД по речевому развитию детей средней группы по русской народной сказке «Зимовье зверей»

Формируется словарный запас, диалогическая и монологическая речь, внимание и зрительное восприятие у детей средней группы....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе: Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» (с использованием куба – трансформера)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №161»  Конспект НОД  по речевому развитию в средней группе:Пересказ русской народной сказки «...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Рассказывание русской народной сказки "Жихарка"

Конспект преназначен для использования воспитателем ДОУ в средней группе по речевому развитию детей...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» для детей 4 - 5 лет

Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методиче...