Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни зависит от взрослых.
В настоящее время чтение детских сказок, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени почитать ребенку книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни зависит от взрослых.
В настоящее время чтение детских сказок, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратили свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени почитать ребенку книгу.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать короткие литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Для повышения интереса к русской народной сказке, к русскому фольклору, любви к чтению, для развития речи детей был разработан проект «Сказочное содружество»
Книги – помощники в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.
Формы работы:
дидактические, подвижные игры,
беседы,
рассказывание,
театральные постановки,
чтение,
рассматривание иллюстраций,
оформление фотоколлажа, выставок,
конкурс для детей с родителями,
консультации для родителей.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка - речи, мышления, познания, развития личности. В наше время родители в силу своей занятости, процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольную организацию, мол, там научат. В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей к художественной литературе в условиях ДОO.
Задачи:
Приобщать детей и родителей к чтению художественной литературы.
Вовлечь детей и родителей в совместную проектную деятельность.
Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребёнка к книге.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Воспитывать у детей бережное отношение к книге.
Развивать у детей познавательно- исследовательские навыки.
Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Пополнить развивающую среду
Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок (библиотеку), в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной.
Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Маша и медведь» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар) и др. Для драматизации литературных произведений с изготовила элементы костюмов сказочных героев, маски.
Чтобы дети могли различать литературные жанры я изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.
Провожу с детьми литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок .
Около года назад я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
Бенджамин Блум автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Что же такое «Кубик Блума»? Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа
Работа с кубиком строится следующим образом. Я формулирую тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение полученных знаний.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Но я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
С целью формирования функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста, педагоги организовали различные мероприятия такие как «Книжкин марафон».
Большинство детей, как оказалось, любят, когда им читают книги, рассказывают о запомнившихся персонажах. Дети с удовольствием рассказывают о них и рисуют по сюжету любимых книг. К сожалению, есть и такие, которые не проявляют интерес к чтению и сказка им понравилась, потому что она короткая.
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями. Родители должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности и быть активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями.
Особую роль играют традиции семейного чтения. Только читая с мамой и папой, ребенок приобщается к семейным традициям. Чтение книг помогает родителям воспитать доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
laquo;Не внушайте чего-либо вашим детям.Научите их думать самостоятельно,тому, как оценивать доказательства и как не соглашаться с вами».Ричард Докинз. Цель мастер-класса: позна...
«Формирование читательской грамотности старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья содержит в себе материал по развитию читательской грамотности у детей старших дошкольников....