Конспект открытого занятия "Народная кукла и современные дети"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Выжимова Ирина Сергеевна

Тема:  «Народная кукла и современные дети»

Цель: формирование интереса к народным куклам.

Задачи:

Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осуществлять нравственное развитие ребенка, содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь. Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол.

Развивающая: развивать умение видеть красоту народных кукол, развивать любознательность.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность у ребенка. Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной куколке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе № 3

«Смешарики»

Тема:  «Народная кукла и современные дети»

Цель: формирование интереса к народным куклам.

Задачи:

Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осуществлять нравственное развитие ребенка, содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь. Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол.

Развивающая: развивать умение видеть красоту народных кукол, развивать любознательность.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность у ребенка. Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной куколке.

Материал и оборудование: проектор, народные куколки изготовленные детьми, оборудование.

Предварительная работа: проектная деятельность,  знакомство с русскими народными куклами. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», изготовление кукол своими руками, а также обогащение музея.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Мы сегодня будем знакомиться со сказкой.

Дети проходят в зал (на проекторе отображается бабушка в окошке которая открывает ставни, воспитатель в это время переодевается в русско народную одежду «Варвара краса, длинная коса»

- Здравствуйте ребята! А я из сказки к вам пришла. Варвара краса, длинная коса.  А вы догадались почему меня так назвали?

Ответ детей. Варвара краса –длинная коса – образец русской красавицы.

 - Правильно! Ребята, ведь я к вам пришла не просто так. Поспорили  мы тут с Иваном Царевичем, что современные дети совсем ничего не знают о прошлом. Не знают об истории возникновения кукол. Не знают даже то, с чем играли дети такие же, как вы в те далекие времена , когда не было еще телевизоров, магазинов с игрушками. Правильно я все говорю Иван Царевич? Ничего не перепутала?

- Отвечает Иван Царевич: Здравствуйте, ребята. Все верно молвишь Варвара.

- Сумеете переубедить Ивана Царевича?

Ответ детей. Да.

- Ребенок отвечает. Иван Царевич знаю я то, что  в далеком прошлом у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ.

Воспит. - Ребята, подготовили для тебя свои мини – доклады о своих куколках, которые сами же  и смастерили. Послушашешь и посмотрим кто из нас прав.

Отвечает Иван Царевич:

- Хорошо.

Ребенок.

Приглашаем вас о жизни

Славянской побольше узнать,

Чем душу свою согревали, понять.

Что жить помогало и что защищало.

Тебе мы Иван поможем узнать и докажем.

  1. ребенок рассказывает о куколке. (звучит музыка)

Я хочу рассказать о своей кукле обереге.

Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и оставляли её для крепкого сна.

     - С кем ты мастерил свою куколку?

  1. ребенок –А я тебе расскажу о своей кукле  Берегиня. (звучит музыка)  Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки.

Воспитатель задает вопрос.

- Почему ты выбрал именно эту куколку?(мне про нее рассказывала бабушка с ней я и мастерила ее)

3. ребенок – куколка (звучит музыка)

В раннем возрасте ребенку делали такую тряпичную игрушку, как

ЗАЙЧИК на ПАЛЬЧИК (показ  игрушки).  Взрослый  надевал на палец

игрушку  и  обыгрывали ее.  Зайчик  прыгал, прятался, ложился спать и т.д.

Скачет  зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет  зайка

Ты его поймай –ка.

Отвечает Иван Царевич

- Даже со мной так играли. Вспомнил я свое детство.

Воспитатель:  На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. А вы ребята какие русско народные игры знаете? Давайте и поиграем! Вот была такая игра –«Коза»(музыкальная игра)

Молодцы ребята Вам понравилось?

- А теперь давайте продолжим . И слово предоставляем.

4. куколка –Крупеничка (звучит музыка)  - это была кукла-оберег на сытость и достаток, символ урожая, богатства, еды.

Крупеничка оберег сытости, достатка,

Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка,

От кормилицы Земли силы приходили

Под иконами в углу бережно хранили.

Воспитатель  задает вопрос.

- Какой цвет ниток и ткани чаще всего использовали в то время? почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

- С кем ты ее мастерила?

5.  ребенок – куколка – Моя куколку зовут Варвара краса – длинная коса

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Варвара краса –длинная коса – образец русской красавицы.

Воспитатель задает вопрос.

-  Твоя куколка называется тряпичной, почему?

(Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков)

6. ребенок (звучит музыка) – А я познакомлю вас с куклой – Десятиручка

Кукла – старинный русский оберег для хозяйки. У женщины так много дел, что две руки ей мало. Нужно иметь 10 рук, чтобы все успеть. Оберег «Десяти ручка» дарится женщине с пожеланиями быть хорошей хозяйкой и всегда все успевать.

Чтоб хозяйке все успеть

Нужно десять рук иметь!

Эта пара- чтоб стирать,

Эта, чтоб детей растить,

Эта –за собой следить –

Чтоб при жизни быть такой суетливой

 Оставаться всегда красивой.

Воспитатель задает вопрос.

- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины и  девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага)

7. ребенок – Куколка –Пеленашка

-А я расскажу  тебе Иван Царевич за куклу Пеленашка.

Главная роль этой куколки заключалась в защите малыша от злых духов и болезней.

Чтоб малыш  спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она станет первой игрушкой малыша. (звучит плач малыша,  ребенок подходит к люльке , где лежит пупс и кладет в колыбельку.)

Воспитатель.

- Вы посмотрите и малыш успокоился. Пеленашка помогла. Молодцы ребята!

Ребенок

- А мы не только знаем много о куклах. Мы еще и танцевать умеем. Можно мы покажем Ивану Царевичу русско народный танец. «Спляшем Ваня»

Иван Царевич: - Вы знаете я с удовольствием посмотрю.

Иван Царевич (хвалит детей).

-Молодцы ребята, вижу многое вы знаете, удивили вы меня.

Ну, что ж Варвара Краса твоя взяла. Но будет у меня для ребят одно задание отгадать загадки. А загадки не простые нужно отгадать и куклу –оберег мне показать, про кого я загадал.

- Варвара Краса. Попробуем ребята? Сможете?

(ответ детей).

Загадки от Ивана Царевича.

  1. Чтоб не плакала дочурка

 Мне нужна одна минутка

Надевается на пальчик.

Из платочка сделан ….

(зайчик)

  1. Чудо Кукла в день весны,

Для любви и красоты

-Быть красивою хочу ,

Куклу вешнюю кручу,

У нее коса до пят .

Ну и кукла просто Клад!

(Веснянка)

  1. Из соломы смастерили ,

Хоровод вокруг водили

А когда пришла пора,

То сожгли ее дотла.

(Масленница)

- Ну ,спасибо! И здесь вы справились.

А за это ребята я вас поблагодарю. Ну, Варвара Краса, покажи ребятам мой подарок. (под скатертью лежит календарь народной куклы, с помощью волшебства снимаю скатерть и показываю детям подарок)

Закрепление:

- Ребята, что такое оберег ?

- Каких еще народных кукол вы знаете?

Итоги:

- Ну что ребята смогли мы доказать Ивану Царевичу, что несмотря на то, что прошлому много лет, а люди помнят об истории возникновения куклы и что такое оберег?

Воспитатель

- Тогда и мне пора возвращаться!

До свидания!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда

Что сами рукотворно создавали.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»

Конспект  открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является  символом нашей страны, России....

Конспект открытого занятия «Кукла Катя заболела»

Возраст детей: 2-3 годаЦель: Дать детям представление о профессии врач, специфике его работы.Задачи: Познакомить детей с профессией врача.Обогатить словарный запас детей новыми словами.Развивать ...

Проект "Русская народная кукла в современных детях"

Проект "Русская народная кукла в современных детях"...

Конспект открытого занятия с применением современных образовательных технологий в младшей группе «В гостях у сказки»

Конспект открытого занятияВо второй младшей группеПо развитию речи "В гостях у сказки"С применением современных образовательных технологий- здоровьесберегающая;- игровая;- технолог...

Конспект открытого занятия «Кукла Катя» с детьми первой младшей группы «Капелька» для педагогов и музыкальных руководителей города Миасса

Материал отражает один из вариантов деятельности с детьми в ходе развития музыкально-ритмических способностей и навыков....