Конспект открытого занятия "Народная кукла и современные дети"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема: «Народная кукла и современные дети»
Цель: формирование интереса к народным куклам.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осуществлять нравственное развитие ребенка, содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь. Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол.
Развивающая: развивать умение видеть красоту народных кукол, развивать любознательность.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность у ребенка. Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной куколке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе № 3
«Смешарики»
Тема: «Народная кукла и современные дети»
Цель: формирование интереса к народным куклам.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания детей о народной кукле и истории их возникновения. Осуществлять нравственное развитие ребенка, содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь. Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол.
Развивающая: развивать умение видеть красоту народных кукол, развивать любознательность.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность у ребенка. Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной куколке.
Материал и оборудование: проектор, народные куколки изготовленные детьми, оборудование.
Предварительная работа: проектная деятельность, знакомство с русскими народными куклами. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», изготовление кукол своими руками, а также обогащение музея.
Ход занятия
- Вводная часть
Мы сегодня будем знакомиться со сказкой.
Дети проходят в зал (на проекторе отображается бабушка в окошке которая открывает ставни, воспитатель в это время переодевается в русско народную одежду «Варвара краса, длинная коса»
- Здравствуйте ребята! А я из сказки к вам пришла. Варвара краса, длинная коса. А вы догадались почему меня так назвали?
Ответ детей. Варвара краса –длинная коса – образец русской красавицы.
- Правильно! Ребята, ведь я к вам пришла не просто так. Поспорили мы тут с Иваном Царевичем, что современные дети совсем ничего не знают о прошлом. Не знают об истории возникновения кукол. Не знают даже то, с чем играли дети такие же, как вы в те далекие времена , когда не было еще телевизоров, магазинов с игрушками. Правильно я все говорю Иван Царевич? Ничего не перепутала?
- Отвечает Иван Царевич: Здравствуйте, ребята. Все верно молвишь Варвара.
- Сумеете переубедить Ивана Царевича?
Ответ детей. Да.
- Ребенок отвечает. Иван Царевич знаю я то, что в далеком прошлом у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ.
Воспит. - Ребята, подготовили для тебя свои мини – доклады о своих куколках, которые сами же и смастерили. Послушашешь и посмотрим кто из нас прав.
Отвечает Иван Царевич:
- Хорошо.
Ребенок.
Приглашаем вас о жизни
Славянской побольше узнать,
Чем душу свою согревали, понять.
Что жить помогало и что защищало.
Тебе мы Иван поможем узнать и докажем.
- ребенок рассказывает о куколке. (звучит музыка)
Я хочу рассказать о своей кукле обереге.
Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и оставляли её для крепкого сна.
- С кем ты мастерил свою куколку?
- ребенок –А я тебе расскажу о своей кукле Берегиня. (звучит музыка) Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки.
Воспитатель задает вопрос.
- Почему ты выбрал именно эту куколку?(мне про нее рассказывала бабушка с ней я и мастерила ее)
3. ребенок – куколка (звучит музыка)
В раннем возрасте ребенку делали такую тряпичную игрушку, как
ЗАЙЧИК на ПАЛЬЧИК (показ игрушки). Взрослый надевал на палец
игрушку и обыгрывали ее. Зайчик прыгал, прятался, ложился спать и т.д.
Скачет зайка маленький
Около завалинки,
Быстро скачет зайка
Ты его поймай –ка.
Отвечает Иван Царевич
- Даже со мной так играли. Вспомнил я свое детство.
Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. А вы ребята какие русско народные игры знаете? Давайте и поиграем! Вот была такая игра –«Коза»(музыкальная игра)
Молодцы ребята Вам понравилось?
- А теперь давайте продолжим . И слово предоставляем.
4. куколка –Крупеничка (звучит музыка) - это была кукла-оберег на сытость и достаток, символ урожая, богатства, еды.
Крупеничка оберег сытости, достатка,
Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка,
От кормилицы Земли силы приходили
Под иконами в углу бережно хранили.
Воспитатель задает вопрос.
- Какой цвет ниток и ткани чаще всего использовали в то время? почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)
- С кем ты ее мастерила?
5. ребенок – куколка – Моя куколку зовут Варвара краса – длинная коса
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Варвара краса –длинная коса – образец русской красавицы.
Воспитатель задает вопрос.
- Твоя куколка называется тряпичной, почему?
(Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков)
6. ребенок (звучит музыка) – А я познакомлю вас с куклой – Десятиручка
Кукла – старинный русский оберег для хозяйки. У женщины так много дел, что две руки ей мало. Нужно иметь 10 рук, чтобы все успеть. Оберег «Десяти ручка» дарится женщине с пожеланиями быть хорошей хозяйкой и всегда все успевать.
Чтоб хозяйке все успеть
Нужно десять рук иметь!
Эта пара- чтоб стирать,
Эта, чтоб детей растить,
Эта –за собой следить –
Чтоб при жизни быть такой суетливой
Оставаться всегда красивой.
Воспитатель задает вопрос.
- Почему в роли оберега в основном используется образ женщины и девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага)
7. ребенок – Куколка –Пеленашка
-А я расскажу тебе Иван Царевич за куклу Пеленашка.
Главная роль этой куколки заключалась в защите малыша от злых духов и болезней.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
Пеленашка делалась такого размера, чтобы поместиться в ручку малыша, тогда она станет первой игрушкой малыша. (звучит плач малыша, ребенок подходит к люльке , где лежит пупс и кладет в колыбельку.)
Воспитатель.
- Вы посмотрите и малыш успокоился. Пеленашка помогла. Молодцы ребята!
Ребенок
- А мы не только знаем много о куклах. Мы еще и танцевать умеем. Можно мы покажем Ивану Царевичу русско народный танец. «Спляшем Ваня»
Иван Царевич: - Вы знаете я с удовольствием посмотрю.
Иван Царевич (хвалит детей).
-Молодцы ребята, вижу многое вы знаете, удивили вы меня.
Ну, что ж Варвара Краса твоя взяла. Но будет у меня для ребят одно задание отгадать загадки. А загадки не простые нужно отгадать и куклу –оберег мне показать, про кого я загадал.
- Варвара Краса. Попробуем ребята? Сможете?
(ответ детей).
Загадки от Ивана Царевича.
- Чтоб не плакала дочурка
Мне нужна одна минутка
Надевается на пальчик.
Из платочка сделан ….
(зайчик)
- Чудо Кукла в день весны,
Для любви и красоты
-Быть красивою хочу ,
Куклу вешнюю кручу,
У нее коса до пят .
Ну и кукла просто Клад!
(Веснянка)
- Из соломы смастерили ,
Хоровод вокруг водили
А когда пришла пора,
То сожгли ее дотла.
(Масленница)
- Ну ,спасибо! И здесь вы справились.
А за это ребята я вас поблагодарю. Ну, Варвара Краса, покажи ребятам мой подарок. (под скатертью лежит календарь народной куклы, с помощью волшебства снимаю скатерть и показываю детям подарок)
Закрепление:
- Ребята, что такое оберег ?
- Каких еще народных кукол вы знаете?
Итоги:
- Ну что ребята смогли мы доказать Ивану Царевичу, что несмотря на то, что прошлому много лет, а люди помнят об истории возникновения куклы и что такое оберег?
Воспитатель
- Тогда и мне пора возвращаться!
До свидания!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда
Что сами рукотворно создавали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»
Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...
Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"
Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является символом нашей страны, России....
Конспект открытого занятия «Кукла Катя заболела»
Возраст детей: 2-3 годаЦель: Дать детям представление о профессии врач, специфике его работы.Задачи: Познакомить детей с профессией врача.Обогатить словарный запас детей новыми словами.Развивать ...
Проект "Русская народная кукла в современных детях"
Проект "Русская народная кукла в современных детях"...
Занятие-конференция: "Русская народная кукла в современных детях".
Открытое занятие. 2мл.группа....
Конспект открытого занятия с применением современных образовательных технологий в младшей группе «В гостях у сказки»
Конспект открытого занятияВо второй младшей группеПо развитию речи "В гостях у сказки"С применением современных образовательных технологий- здоровьесберегающая;- игровая;- технолог...
Конспект открытого занятия «Кукла Катя» с детьми первой младшей группы «Капелька» для педагогов и музыкальных руководителей города Миасса
Материал отражает один из вариантов деятельности с детьми в ходе развития музыкально-ритмических способностей и навыков....